Открытый урок. Тема Конкретный смысл умножения. 2 класс. Провела Ченцова Наталия Николаевна2016год
Открытый урок и презентация по математике 2 класс.
Тема «Конкретный смысл умножения»
Ход урока.1.Организационный этап.
- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь тихонько.
2. Формулировка темы.
-Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Мудрая Сова. У Мудрой Совы много друзей, но с математикой они не могут справиться. Так как в школе они не учатся. Мудрая Сова просит вас помочь друзьям в математике. Поможем??? Активных, внимательных Мудрая Сова отблагодарит в конце урока. Чуть позже мы узнаем, что же это за друзья и окажем им помощь. А сейчас перед нами испытание, оно связано с темой сегодняшнего урока.
А тему урока вы сформулируете сейчас сами.
1.Перед вами кроссворд. Давайте его попробуем разгадать. Вспомним компоненты при сложении и вычитании.
1.-как называется один из компонентов действия сложения;
2.-как называется результат действия вычитания;
3.-как называется одно из математических действий;
4.-так называется один из компонентов действия вычитания;
5.-так называется другой компонент действия вычитания;
6. - знак «плюс» - используют при каком, математическом действии;
7 - знак «минус» -используют при каком, математическом действии;
Кроссворд:
4.У м е н ь ш а е м о е
1.с л а г а е М о е 2р а з Н о с т ь О 3.с л о Ж е н и е Е 6.с л о ж е Н и и 7.в ы ч и т А
Н И и 5.в ы ч и т а Е м о е -Итак, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно.
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для этого Сова предлагает продолжить её мысль:
Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….
Я узнаю для чего оно мне…………………………………..
Итак, вы правильно сказали, что мы сегодня узнаем о новом математическом действии и для чего оно нам пригодиться.
Все вопросы, которые приготовили нам друзья Софы, будут связаны с этим математическим действием.
2. Устный счет.
Прежде, чем говорить об умножении, давайте посчитаем устно. На устный счет пришла к нам лиса. - А что вы знаете о лисе?… Лиса принесла нам задания, которые вы должны помочь решить нашей хитрой плутовке. Давайте ей поможем посчитать устно
А. На доске-лиса, за ней задание (ОТВЕТЫ КАЖДЫЙ ПОДНИМАЕТ НА ПЛАСТИКОВОЙ ДОСКЕ).
5+5+5= 3-3-3= 12-2-2=
3+7+7= 19-19+9= 90-10+10=
11+11+10= 40+40-40= 4+6+4=
Молодцы!
Б. Задача. (Составляют все)
Лиса предлагает составить задачу по картине .А какое, время года изображено на картине? (Зима.)
Кого вы, видите на картине? ( Детей.)
Что они делают? (Играют в снежки.)
Составьте по сюжету картины задачи на сложение и вычитание.
Молодцы!
Итог устного счета: Молодцы, вы очень хорошо считали, Лиса довольна, но очень ей хочется отметить……..
Объяснение нового материала.
Откройте тетради и запишите дату(27 февраля). Классная работа
А.- Кто это? кролик. Это тоже друг совы. Что вы знаете о кролике?
- Сколько хвостов у 1 кролика?
- Сколько ушей у 1 кролика?
- Сколько лап у 1 кролика?
Сова просит узнать:
1) Сколько хвостов у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (слайд 3)
Что показывает число 1?
1+1+1+1+1)
3) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (слайд 5)
Что показывает число 4?
4+4+4
- Каким математическим действием будем пользоваться, чтобы это узнать? Почему?
На доске написать – СЛОЖЕНИЕ (окошки с плюсом)
-Что общего в этих выражениях? ( слайд 7)
-Чем выражения отличаются?
Давайте схематично изобразим сложение одинаковых слагаемых:
Продолжим:
4). -Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? Почему? (слайд 8)
- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?
- Что у вас вызвало удивление?
- Сложность задания – как короче записать решение.
Придумайте свою короткую запись этого выражения.
36…2 2…36 36…2 36… 2 2…36 (слайд 8)
-У кого есть такая запись? (слайд 9)
-Можно ли такой записью ответить на вопрос? 36+2 2+36 36-2
- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием.
=
4
Написать на доске - УМНОЖЕНИЕ.
- Знак умножения точка «∙». (Написать на доске)
-Какое открытие мы сделали? Для чего?
- Вы справились, молодцы!
Что такое умножение? Зачем нужно умножение?(слайд 12)
-Кто может ответить на заданные вопросы?
-Попробуем выполнить ещё одно задание.
Б. Это задание приготовил вам жук –олень. А что вы знаете об этом жуке? Работа в парах
У каждой пары на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе?
(На листе изображены точки)
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе. Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
При подсчёте видно, что удобнее - вести счёт по5.
-Какое выражение получается?
5+5+5+5+5+5+5+5=40.
( получилось выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5.Значит, сумма та же самая 40)
-Удобно ли так записывать? (Нет)
Как придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых.
Самый главный наш помощник – это учебник.
В. Работа в учебнике. Откройте учебники на с.40.
Прочитайте, что такое умножение.
- -Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой.)
-Попробуем заменить выражения, которые мы рассматривали по- другому. Посмотрите на свои листочки и запись на них.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)
Какой знак поставим вместо знака +?
(Знак умножения)
-Какое число запишем потом? (8)
-Почему?
(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x8=40. Молодцы!
Ребята, повернитесь назад и найдите листики, приклеенные на ваших стульях. Отклейте их. Что вы увидели? (монеты). Поднимите руки у кого монеты достоинством в 5 рублей. Давайте посчитаем, сколько человек имеют 5 руб. А сколько всего денег сейчас у них в руках? Как можно посчитать? Как короче можно записать данное решение? Запишите в своих тетрадях. Поднимите руки у кого монеты достоинством в 10 рублей. Давайте посчитаем, сколько человек имеют по 10 руб. А сколько всего денег сейчас у них в руках? Как можно посчитать? Как короче можно записать данное решение? Запишите в своих тетрадях.
4.Физкультминутка.
А сейчас, немного отдохнём, проведём физкультминутку.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднятие рук)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (Приседание)
И сказали три кота:- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши)
5.Первичное закрепление. Работа у доски.
А у нас опять гость, прилетела роскошная стрекоза. Что вы знаете о стрекозе?
Стрекоза не может понять, что нужно делать с этим заданием.
-А мы, опираясь на новые знания, заменим суммы слагаемых умножением и поможем нашей стрекозе.
На доске:
Запишем и объясним.
2+2+2+2= 2x4 (по 2 взяли 4 раза)
5+5+5+5+5= 5x5 (по 5 взяли 5 раз)
32+32+32= 32x3 (по 32 взяли 3 раза)
-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)
-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)
- Стрекоза всё поняла и полетела дальше.
Работа в группах
А сейчас работаем в группах. Каждая группа получает задание.
-Замените, если возможно, сложение умножением.
8+8+8+8=
12+12+12= 8*4
3+3+3+4= 12*3
1+2+3+4= 6*3
Проверка по образцу на доске:
7.Включение в систему знаний и повторение.
1. Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание, которое не может решить орел.
Что вы знаете об орле?Решим задачу №2 на с.40.
-Прочитайте задачу про себя.
-Запишем её кратко. О чем говорится в задаче?
- Какие бы вы поставили вопросы к этой задаче?
-Сколько лип росло на 2-ой аллее?
-Сколько лип росло на двух аллеях?
-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?
Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
На 1 аллее - 12л.
На 2 аллее -? 4 л. меньше, чем на первой.
Поставьте разные вопросы к задаче.
(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу) (прикрепить листики на спинку стула).
-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.
Я думаю, что орел остался доволен.
8.Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Все работали дружно. Вы сегодня помогли всем друзьям МУДРОЙ СОВЫ. СОВА хочет вас отблагодарить. Но сначала, Сова хотела бы услышать продолжения фраз
Сегодня на уроке я узнал………
Мне было интересно…………..
Умножение – это……………….
А теперь оцените каждый свою работу?
Перед вами лежат разноцветные ладошки: зелёные, жёлтые, красные. Цвета ладошек вам что напоминают?
Я хорошо усвоил материал……..(зеленая)
Мне нужно поработать ……., у меня были ошибки………(желтая)
У меня было очень много ошибок………………………(красная)
Ребята, а в жизни вам пригодится действие умножение? Где?
-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Поэтому прошу выйти к доске тех, кто поднимал зелёную ладошку. Сова передала вам вот эти головные уборы. Одеваю каждому. Молодцы!
9. Домашнее задание. Запишите домашнее задание для тех, кто не боится трудностей нужно составить задачу под №3,с.40. решение примеров под№6,5с.40 – для всех. С каким настроением вы уходите с урока?
Урок закончен.