Разработка игрового мероприятия по лексике и фразеологии
МБОУ «Боханская СОШ №1»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Боханская СОШ №1» Нефедьва Екатерина Александровна
Бохан, Иркутская область
2014г.
Цели и задачи: привитие интереса к изучению предмета, формирование языковой грамотности, чуткого отношения к родному языку.
Развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речи, умений аргументировать свой ответ на основе полученных знаний по лексике, фразеологии.
Воспитание творческого подхода к изучению языка, умений работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с фразеологизмами.
I. Организационный момент:
Ученик читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык
Подготовка к игре. Класс разбивается на 2 группы (выбрать цветной жетон при входе в класс - зелёные – 1 команда, красные – 2 команда). Выбираются капитаны команд, придумывается название каждой команде, девиз.
II. Игра:
Разминка «Змейка»: каждый участник команды должен быстро написать какой-нибудь термин, касающийся лексики или фразеологии на одной бумажке, передаваемой по очереди. Какая команда будет быстрее и точнее та получает 2 балла, проигравшие 1 или 0,5 баллов (на усмотрение жюри)
«Поиски клада»: по классу развешены фразеологизмы на листах А4, на другой стороне листа слово, соответствующее другому фразеологизму. Чтобы найти клад, каждая из команд получает слово, необходимо найти соответствующий ему фразеологизм, на котором написано следующее слово и так далее. (Команда, пришедшая первой – 3 балла, последняя – 1 или 2 на усмотрение жюри, можно на последнем листе расположить «дополнительные баллы», при этом, если какая-то команда добралась до клада первой, то вторая прекращает поиски )1 команда
Спустя рукава – плохо
Буриданов осёл – нерешительный
Кот наплакал – мало
Клевать носом – засыпать
Верста коломенская – высокий2 команда
Авгиевы конюшни – грязно
Куры не клюют – много
Водить за нос – обманывать
За семью печатями – недоступно
Горе луковое – недотёпаНа последнем листе (на обороте) следующее задание
Ответьте на вопрос: как называется лингвистическое явление в данном стихотворении (2 балла – если указано, что это омоформы или омографы, 1 балл – если указано, что это подвиды омонимии)
жизнь после душа хороша:чисты и тело, и душа!я педали всё быстрей кручу:эту кручу одолеть хочу!
«Считалка»: Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. (по 0,5 балла за слово) – команды отвечают по очереди.
сорока; сорока
сито; сито
шерсть; шерсть
дева; дева
«Отгадалка»: Назовите фразеологизм по картинке – изображение в буквальном смысле (по 0,5 балла за правильный ответ):.
ответы: вешать всех собак, лезть в бутылку. хватать звёзды с небес. лить крокодиловые слёзы. сеть в калошу. брать быка за рога. писать как курица лапой.
«Взгляд в историю»: определите, история какого фразеологизма тут изложена (по 1 баллу) – отвечают те, кто быстрее.
В старину на Руси путем называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий -ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: ___________________ (непутёвый человек)
Автором выражения был Иван Грозный. Для усиления своей власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую на всех ужас.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Филипп. В своих многочисленных посланиях к царю - грамотах - он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Непослушного митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты :________________________ (филькина грамота)
Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.
Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Оставив мужа, Елена уехала в Трою, и, чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.______________________(яблоко раздора)
Ясно, что это пожелание, притом не слишком дружественное. Но каково его значение? Типун - небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склевывать пищу. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твердые прыщики на языке у человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание, призванное наказывать лжецов и обманщиков. Из этих наблюдений и суеверий родилась и заклинательная формула. Ее основное значение было: «Ты лжец: пусть у тебя появится ___________!» Теперь значение этого заклинания несколько изменилось. Ироническое пожелание тому, кто высказал недобрую мысль, предсказал неприятное _________ ________ (Типун тебе на язык!)
Фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.__________________(сирота казанская)
Первоисточник - басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь». В ней рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника. Но в басне этого выражения нет: оно сложилось и вошло в фольклор позднее.__________________________(медвежья услуга)
«Сюрприз в мешочке»: по очереди вытаскивают загадки из мешочка. За каждую отгадку 1 балл (отвечает тот, кто вытащил загадку. Можно провести как конкурс капитанов) Я - антоним к слову «зной», Я в реке в тени густойИ в бутылке лимонада, А зовут меня ... (прохлада)Я - антоним слова «лето», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ... (зима)
Я - антоним к слову «смех», Не от радости, утех, -Я бываю поневоле от несчастья и от боли, От обиды, неудач, догадались? Это ... (плач)Я - антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна -Называюсь … (тишина)Пока жюри подводят итоги, игры с участниками:
Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.
С к я в школе на стене,Горы, реки есть на мне.С п - от вас не утаю -Тоже в классе я стою. Хоть и мала я, но взгляни:Весь мир в себе я отражаю.Но к на ц перемени -Я по болоту зашагаю.
С б мучительной бываю,С м одежду пожираю,С р актёру я нужна,С с для повара важна. Вы в сказках обо мне читали:Меня в кубышках зарывали,Но если [д] в конце смягчить,Телегу можно мной грузить
Логогриф - это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска, перестановки звуков, букв.
Готов вас напоить водой,Но э прибавьте мне в начале,И соберу перед собой Я зрителей в квартире, зале. Несёт меня с трудом старик,Но если ю прибавить, вмиг К нему придёт на помощь тот,Кто без труда меня несёт.
Я по полену бью, звеня,Дровами на зиму снабжаю,Когда ж с конца прочтут меня,Я недовольство выражаю. Его как память давних ранНа теле носит ветеран.Наоборот его прочти -И грянет музыка в пути.
Вопросы-шутки:Какой город летает?Какой город запекают в булках? Какое государство можно носить на голове? Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
Ответы:
Метаграмма: КАРТА-ПАРТА. КАПЛЯ-ЦАПЛЯ. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ. КЛАД-КЛАДЬ.Логогриф: КРАН-ЭКРАН. НОША - ЮНОША. ТОПОР - РОПОТ. ШРАМ-МАРШ.Каламбур: ОРЁЛ. ИЗЮМ. ПАНАМА. СОЛЬ.
Подведение итогов. Награждение.
В сценарии частично использованы материалы сайта:
http://bk-detstvo.narod.ru/russian_lang..html