Внеклассное мероприятие по лексике и фразеологии русского языка


Внеклассное мероприятие по лексике и фразеологии русского языка
Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся ,полученные при изучении темы;
-развивать мышление, культуру общения, умение работать индивидуально и в коллективе;
-воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Форма проведения мероприятия: урок-конкурс
Оборудование: раздаточный материал, таблица, экран соревнований
Действующие лица: ведущие, две команды, капитаны , судьи(жюри), учитель.
Конкурс проводят ведущие Лексика и Фразеология.
Ход урока-конкурса
Лексика: Начинаем конкурс на звание Рыцаря Русского Языка.
Фразеология: Да-да ,узнаем, кто родился под счастливой звездой.
Навострите уши, смотрите в оба - я учреждаю свой, «фразеологический» приз. Он достанется тому, кто перечислит наибольшее количество фразеологизмов, употребленных мною за конкурс. В добрый путь! Ни пуха, ни пера!
Лексика: Сначала разминка! Одна минута на ответ! Фразеология, твои вопросы!
Фразеология: Спешу со всех ног!
1. Почему никто не может определить, сколько слов в русском языке?
2. Как многозначные слова можно отличить от омонимов?
3. В каких случаях полезно и в каких не следует заимствовать слова из другого языка?
4. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?
5. Чем предлоги отличаются от одинаково с ними звучащих приставок в и в-, с и с-, под и под – и др.?
Участники команд дают ответы, жюри ответы оценивают и вносят баллы в экран.
Лексика: Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капитанов команд.
Определите, чем в стихотворении С. Кирсанова «Птичий клин» являются одинаково звучащие лексические единицы – многозначными словами или омонимическими парами.
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой ,на полях
Свои пометки делая.
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
И не один ,а стаями,
Крича, скрипуче, как журавль,
В колодец опускаемый.
На север мчался птичий клин
И ставил птички в графике,
Обыкновенный город Клин
Предпочитая Африке.
Журавль был южный ,но зато
Он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его за то ,Что мне перо пожаловал.
Участники конкурса отвечают на вопрос.
Фразеология: Подумать только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса. На раздумье три минуты!
1. Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.
Был холодный зимний вечер. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля затвердела как камень.
2. Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим
отрицательные качества человека.
Жадный, неряшливый, ленивый, слабовольный, грубый, трусливый, равнодушный.
Участники конкурса предлагают свои ответы.
Один из участников конкурса: Уважаемые ведущие! Мы посовещались и решили, что и вам не мешает потрудиться. У наших команд есть к вам несколько вопросов. Вот вы, Фразеология, замените синонимами устойчивые сочетания слов в следующих предложениях.
Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, кому-то вставлять палки в колеса.
Нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой.
А вы , Лексика, подберите синонимы к словам, которые одинаково пишутся, но различны по ударению. Объясните ,как изменяется значение этих слов от перемены в постановке ударения.
Мне слово чудно,
Изменить нетрудно:
Поставил ударение на О,
Исчезло чудно ,Родилось чудно.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина.
Не мука ,а мука –
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Лексика и Фразеология готовятся к ответам на вопросы, а тем временем участники конкурса представляют своё домашнее задание. Заранее командам были даны пословицы.
Сытый голодного не разумеет.
Мал телом, да велик добром.
Любишь брать – люби отдать.
Рано оседлали ,да поздно поскакали.
Мягко стелет ,да жестко спать.
Здоров на еду, да хил на работу.
Участники команд должны показать «смысл» пословицы –жестами, телодвижениями, танцами.
Противники должны угадать пословицу и назвать к ней антонимическую.
Результаты оцениваются жюри во главе с учителем.
Ведущие уже подготовились к ответу на заданные вопросы.
Фразеология: Я готова взять на себя смелость отвечать первой! Я не из трусливого десятка!(Отвечает на вопрос)
Лексика: Да и меня голова варит! Вот мои ответы!
Учащиеся: Видим, видим ,вы тоже чего-то стоите! Приятно быть в такой компании! Ждем от вас новых вопросов.
Лексика и Фразеология ( вместе):
Играем в «Кто больше ?» Подбираем синонимы и антонимы. К каким прилагательным в данных словосочетаниях можно подобрать синонимы и антонимы, а к каким – нельзя? Кто подберет их больше? (Вывешивают таблицу).
Яркая речь, деревянная кровать, лисий хвост, мужественный человек, правильный ответ, темный лес, иностранный язык, добрый совет, стенные часы, железный характер, белый снег, золотое кольцо, дальний путь, золотая осень, открытый характер, упрямый человек, тихий голос.Команды по очереди отвечают на вопросы. Жюри оценивают результаты, выставляют баллы.
Фразеология:Ух,устала! Дайте дух перевести!
Лексика: Осталось всего два задания. Первое предлагаю я. Назовите словосочетания, в которых названия цветов черный, красный, белый ,голубой, коричневый, розовый употребляются в переносном значении.
Фразеология: А я дам второе. Разыграйте диалоги между словами –антонимами широкий и узкий, близкий и далекий, толстый и тонкий, быстрый и медленный, длинный и короткий.
Лексика: Фразеология, кто победил, выполняя наши последние задания?
Фразеология: Сейчас узнаем! Судьи, вам слово!
Судьи объявляют количество набранных очков
.
Лексика: А сейчас настало время подводить итоги по специальному «фразеологическому» конкурсу , который был объявлен в самом начале нашего соревнования. Пусть жюри определит победителя по тем записям, которое оно получило. Минутку! Уважаемые судьи, вы все проверили? Кто же победил?
Называется победитель. Ему вручается «фразеологический» приз.
Лексика: А теперь пусть жюри даст общую оценку конкурса в целом.
Судьи объявляют свое решение. Ведущие вручают поощрительные призы. Учитель кратко оценивает знания учащихся.
Ведущие: (хором). Поздравляем победителей !