Урок на тему «Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕБУРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе«Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России.»подготовила
учитель начальных классов
Серкова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
2 категории
2011 / 2012 уч. год.
Цель: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.
Задачи:
расширить представление учащихся о многообразии чудес природных и культурных;
способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы своей Родины;
способствовать привитию чувства гордости за свою родину и родной край (на материале урока)
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
учебник Плешакова "Окружающий мир", 4 класс;
карточки для самооценки;
карточки для игры; картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.
- С чем у вас ассоциируются эти слова?
- Что можно назвать чудом? Сокровищем ?Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.
Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.
- Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.

- Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры .ІІ Проверка знаний и умений
- А сейчас хотелось бы узнать,
У скольких экологов класса знания на «пять».
Графический диктант : Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ▲ («да»), а если это не так – знак ● («нет»):
─ Человек – властелин и покоритель природы.
─ Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
─ Экология – это наука о взаимодействиях животных организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
─ Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
─ Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли .─ Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
─ Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
─ Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
Ответ: ●▲▲▲●●●▲
Организуется взаимопроверка работ.
Подводятся итоги проверки знаний.
Итоги каждого задания вносятся в листы самооценки.
Лист самооценки.
Графический диктант. Рабочая тетрадь Тест Ребус Прочее.
III. Изучение новой темы:
- Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ ?- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды -сохранилось до нашего времени.
Выставка картин Семи чудес света: египетские пирамиды, «Висячие сады» Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, Зевс Олимпийский, мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Родосский.
1.Сообщения уч-ся о семи чудесах света.
- Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. О Всемирном наследии мы заслушаем сообщение нашего товарища.
Рассказ ученика:
Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показ эмблемы, нарисованной на плакате).

Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.
2 Работа с учебником стр 54-55
С помощью учебника сформулируйте и запишите определение
ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ -- ЭТО

3. Работа в рабочих тетрадях.
- Закончим схему:
Всемирное наследие
природное культурное
озеро Байкал Московский Кремль
Большой каньон Статуя Свободы
водопад Игуасу Венеция Виктория
4.Работа с учебником
- Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.
5. Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг, В небе ясном солнце светит,
Небо синее вокруг. Космонавт летит в ракете.
Чтоб скорее прилетать, А внизу леса, поля —
Надо крыльями махать. Расстилается земля.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

6. Продолжение темы
- Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис - древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи - деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена.)
Учитель показывает презентацию.
6. - Среди названных объектов находятся достопримечательности Всемирного наследия России. Их названия мы узнаем разгадав ребус.
РЕБУС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
а б в г д е ё ж з и й
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
к л м н о прс т у ф
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13
__________________________________________________________________
2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 __________________________________________________________________
3)17,6,20,6,18,4,16,22 __________________________________________________________________
4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 __________________________________________________________________
5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 __________________________________________________________________
6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 __________________________________________________________________
7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30
__________________________________________________________________
7.Презентация
« СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ»
Выполнение теста.
Тест.
1. Что не входит во Всемирное наследие?
а) Всемирное природное наследие;
б) Всемирное культурное наследие;
в) Всемирное производственное наследие.
2. Что в эмблеме Всемирного наследия символизирует круг?
а) природу; б) творение человека; в) солнце;
3. Какая фигура на эмблеме Всемирного наследия символизирует творения человека?
а) треугольник; б) квадрат; в) круг.
4. Какой объект не относится к природному наследию?
а) озеро Байкал; б) Московский Кремль; в)горы Алтай.
5. Какой объект не относится к культурному наследию?
а) Тадж-Махал; б) Афинский Акрополь; в) водопад Виктория.
6. Какой из памятников Всемирного природного наследия находится в России?
а) вулканы Камчатки; б) Большой каньон; в) водопад Игуасу.
7. Какая постройка сделана из дерева?
а) Афинский Акрополь; б) церковь Кижи; в) Великая Китайская стена.
8. На каком материке находится Большой каньон?
а) в Северной Америке; б) в Австралии; в) в Европе.
IV Закрепление
- На нашем заседании мы обсудили очень важные вопросы. Пришло время подвести итоги . Что такое Всемирное наследие? (Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.)
- Назовите объекты Всемирного природного наследия. (Большой каньон, озеро Байкал и т.д.)
- Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия. (Московский Кремль, Статуя Свободы, Венеция, Серенгети и т.д.)
V. Выставление оценок по листам самоконтроля.VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
- Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?
- Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?
V I I. Домашнее задание
Стр. 54-62.
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Сочинение « Каким бы Я хотел видеть окружающий нас мир…»
Список использованной литературы
1. Плешаков А.А. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2007.
2. Дмитриева О.И. Методическое пособие. – М.: «ВАКО», 2004.
3. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. – 1999
Приложение :Карточка № 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
а б в г д е ё ж з и й
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
к л м н о прс т у ф
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13 ___________________________________________________
2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 __________________________________________________
3)17,6,20,6,18,4,16,22 ___________________________________________________
4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 ___________________________________________________
5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 ___________________________________________________
6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 ___________________________________________________
7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30
___________________________________________________
Карточка № 2
Словарик юных географов.
Озеро – природный водоем в углублениях суши, заполненной пресной или минеральной, соленой водой.
Гейзер – источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до высоты 20-40 метров и более.
Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Кроме того, выделяют памятники природы – природные объекты, охраняемые государством. Например, скульптурная группа, статуя, бюст, обелиск, гробница и т. п.
Курган – древний могильный холм или надмогильная насыпь из земли или камня, обычно конической формы; небольшая возвышенность.
Гора – обширные участки земной поверхности, поднятые на несколько тысяч метров над уровнем моря в виде вершин.
Долина – вытянутые формы рельефа, образованные деятельностью рек и имеющие уклон в направлении течения или удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор.
Храм - культурное здание для выполнения религиозных обрядов, церковь
Карточка № 3
Легенда о Байкале и Ангаре.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Карточка № 4
ТЕКСТ
«Долина гейзеров на Камчатке».
Это каньон реки, где на площади в 7 квадратных километров действует более 20 крупных гейзеров. Каждый из гейзеров неповторим и уникален. Имеет свое имя и характер. «Великан» извергает на высоту девятиэтажного дома (до 30 метров) тридцать тонн воды за одну минуту, а «Тройной» фонтанирует сразу из трех отверстий, «Большой» из громадной раковины-грифона создает неповторимый водный каскад, а «Первенец» из-под каменной глыбы выбрасывает струю кипятка прямо в реку. Есть гейзеры «Сахарный», «Фонтан», «Леший», «Хрустальный», «Грот» и другие. Феерию гейзеров-фонтанов дополняют более 200 пульсирующих и фонтанирующих горячих и парящих источников, парогазовые струи, котлы с красной кипящей глиной, ухающие филином парящие пустоты, горячие и теплые озера и ручьи с водопадами.
Долина гейзеров – это своеобразная экосистема и особый микроклимат для растений и животных. Весна приходит на термальные площадки на месяц раньше обычного, в конце апреля. Бурые медведи, покинув зимние спальни, десятками собираются у гейзеров: поедают первую свежую зелень; отлеживаются на весенних сугробах; здесь у них проходят брачные игры.
Своеобразна Долина поздней осенью и в начале зимы. На землю тихо падает снег, а из-под земли с шумом вырываются струи кипящей воды.
Карточка № 5.
ТЕКСТ
«Гора Эльбрус».
На самом деле, Эльбрус – вулкан с двумя головами, последнее извержение которого случилось почти 2000 лет назад. Головы одинаковой высоты: Восточная высотой 5621 м над уровнем моря, Западная 5642м. Поверхность от высоты 3500 м в основном покрыта ледниками(их 77).На западных и северных склонах отвесные скальные участки достигают высотой до 700 м.
Эльбрус сформировался миллион лет назад. Он покрыт снегом и льдом и определяет климат и погоду значительного района. Эльбрус - самая большая лыжная гора в мире, перспективное место всероссийских и международных соревнований. Мы даже редко вспоминаем , что это вулкан. Наука говорит, что по результатам многолетних исследований… однозначно свидетельствуют об активности вулканических процессов. Эльбрус современный вулкан, находящийся в стадии относительного покоя. И, сознание, что Эльбрус живет, обостряет интерес к этому району. Лавовые потоки, излившиеся в разное время, минеральные источники и выходы горячих сернистых газов на его склонах, высокотемпературные источники на расстоянии 10-15 километров от кратеров, свидетельствуют об активном прошлом вулкана.
Огромная снежная шапка Эльбруса образует более пятидесяти ледников; извергающиеся из них потоки, сливаясь, дают начало трем основным рекам района – Кубани, Баксану и Малке.
Слава Эльбруса как высочайшей и прекраснейшей горы Кавказа идет с незапамятных времен. Еще до нашей эры о нем писал Геродот. У народов Кавказа и Ближнего Востока об Эльбрусе сложены песни и легенды. Ему посвятили вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, многие кавказские поэты.
В 1829 году человек впервые поднялся на одну из вершин Эльбруса. Это был кабардинец Килар Хаширов, проводник экспедиции Российской Академии наук. А первым, кто покорил обе вершины, оказался балкарский пастух и охотник Ахия Соттаев. За свою долгую жизнь он побывал на Эльбрусе девять раз: первый в возрасте сорока с лишним лет, а последнее восхождение совершил в 1909 году, когда ему исполнилось 121 год!
С тех пор на Эльбрус взошли многие: Эльбрус стал популярной вершиной, на которую устраивают спортивные массовые восхождения.
Карточка № 6
ТЕКСТ
«Столбы выветривания. Легенда.» Когда-то Столбы выветривания являлись объектами культа манси. Вот одна из романтических легенд. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем – югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья-великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым мечом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпыгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так возник Мань-Пупу- нер.
В легендах постоянным мотивом остается наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная сила Ялпынгнера. Как видите, Мань-Пупу-нер заслуживает эпитета волшебный и магический, он самый красивый и впечатляющий.

Ответы:
1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13 (Озеро Байкал.)
2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 (Гора Эльбрус.)
3)17,6,20,6,18,4,16,22 (Петергоф.)
4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 (Долина гейзеров.)
5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 (Столбы выветривания.)
6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 (Храм Василия Блаженного.)
7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30 (Мамаев курган и Родина-мать.)