Открытый урок по столярному делу на тему: Выжигание (6 класс)
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Разработка урока
по столярному делу
на тему:
«Выжигание по дереву»
6 класс
47625-254000
334581519748500
Учитель техногологииИшниязов Ш. Ш.
2015 г.
Урок "Выжигание по дереву", мальчики, 6-й класс
Цель:
научить учащихся технологии и приёмам выжигания по дереву,
расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева,
использовать полученные учащимися ранее знания и умения,
развить творческие способности.
Инструменты и оборудование: электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, рамка, линейка, фанера.
Зрительный ряд: образцы готовых изделий, таблицы по технике безопасности, набор рисунков, образцы материалов для выжигания, компьютерное тестирование, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Цель: активация учащихся
II. Повторение пройденного материала
Учитель: Давайте вспомним, инструменты и оборудование используют на уроках столярного дела для этого нам нужно разгадать кроссворд.
Слайд 1
1 слово кроссворда.
Он работу проведётПри движении вперёд,Чтоб опиленный металлЗаблестел и засверкал.
Ответ: напильник (презентация 1, слайд 2)
2 слово кроссворда.
Инструмент из прочной сталиЧертит риски на металле,Размечает путь другимОстрым кончиком своим.
Ответ: чертилка (презентация 1, слайд 3)
3 слово кроссворда.
В каждом деле – главный гость,Без него скучает гвоздь.Громко он стучит бойкомИ зовётся…
Ответ: молоток (презентация 1, слайд 4)
4 слово кроссворда.
Чтоб отверстие в металлеАккуратно получить,Этот стерженьОчень прочным и спиральнымДолжен быть.
Ответ: сверло (презентация 1, слайд 5)
5 слово кроссворда.
Инструмент, слесарный тоже,Резать вам металл поможет.Аккуратно тонкий листОн разрежет вверх и вниз.
Ответ: ножницы (презентация 1, слайд 6)
6 слово кроссворда.
Стыки под углом прямымМы проверим ровно им,-Быть кривою не должнаУ детали сторона.
Ответ: угольник (презентация 1, слайд 7)
7 слово кроссворда.
Этот полуфабрикатОбработать каждый рад,Служит он всегда основойДля любой детали новой.
Ответ: заготовка (презентация 1, слайд 8)
8 слово кроссворда.
Есть на крышке верстакаДля фиксации деталейЭто важное устройствоС рукояткою из стали.
Ответ: тиски (презентация 1, слайд 9)
9 слово кроссворда.
Слышишь, стукает дружок -Деревянный молоток.Выпрямляет быстро, ловкоОн любую заготовку.
Ответ: киянка (презентация 1, слайд 10)
III. Сообщение темы урока
Слайд 2
Тема нашего урока: «Выжигание по дереву» (сопровождается показом презентации)
Слайд 3
Словарная работа: выжигание
Выжигание – делать знак, рисунок на чем-либо раскаленным предметом.
Выжигание – это один из видов декоративной отделки древесины. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена.
Слайд 4
Разделочные доски, ложки, скалки, деревянная посуда, оформленные вами, помогут сделать процесс приготовления пищи приятным и радостным. Симпатичные сувениры, такие, как брелоки для ключей или небольшие изображения в рамках, несложны в изготовлении, но способны порадовать ваших близких. Ведь подарок, сделанный заботливыми руками, ценится во много раз дороже.
Выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., но ни один из них не даёт таких широких возможностей для выжигания, как дерево.
Слайд 5
Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из липы и ольхи. Словарная работа:
Фанера – это многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания специально подготовленного шпона. Количество слоёв шпона обычно нечётное, от 3 и более. Для повышения прочности фанеры слои шпона накладываются так, чтобы волокна древесины были строго перпендикулярны предыдущему листу.
Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Его рабочая часть – перо (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) – закреплена в пластмассовой ручке. Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до тёмно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10…15 мин работы электровыжигатель выключают на 2…3 мин для остывания. Помещение проветривают.
Слайд 6
Инструменты и оборудование:
электровыжигатель;
пассатижи, наковальня, кусачки, отвёртки, молоток, линейки;
настольная лампа, карандаши, точилка, ластик, копировальная бумага, кисточки, краски, рисунок
IV. Закрепление темы
– А сейчас посмотрим, как вы усвоили материал. Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.Желаю удачи!
Тестирование
Слайд 7
1. Выжигание – это:
а – один из видов столярных работ.в – один из видов слесарных работ.с – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.д – один из видов укрепления поверхности древесины.
Слайд 8
2. Наилучший материал для выжигания
а – дспв – двпс – фанерад – пластик
Слайд 9
3. Перед выжиганием поверхность
а – шлифуют напильникомв – шлифуют наждачной бумагойс – обрабатывают рубанкомд – полируют
Слайд 10
4. Фанеру получают путём
а – поперечного распиливания бревнав – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпонас – прессования и склеивания измельчённой древесиныд – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
Слайд 11
5. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
а – калькив – ксероксных листовс – копировальной бумагид – прозрачной бумаги
Слайд 12
6. Выжигают рисунок с помощью
а – паяльникав – электровыжигателяс – электронагревателяд – электровыключателяСлайд 13
7. Тонкую линию получают приа – медленном движении перав – быстром движении перас – плавном движении перад – движении пера рывками
Слайд 14
8. Толстую линию получают приа – плавном движении перав – медленном движении перас – быстром движении перад – движении пера рывками
Слайд 15
9. Рисунок сначала выжигают
а – по внутренним линиямв – по выпуклым поверхностямс – по внешнему контуруд – по вогнутым поверхностям
Слайд 16
10. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
а – красныйв – тёмно-красныйс – тёмно-коричневыйд – светло-коричневый
Молодцы! Прекрасно справились с заданием!
Физкультминутка
V. Инструктаж
Слайд 17
Техника безопасности при работе с электровыжигателем:
Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя.
Работать исправным прибором.
Выжигать можно только по сухой древесине.
При работе следует проветривать помещение.
Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
Не оставлять прибор включённым в сеть.
Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.
VI. Практическая работа
Учитель показывает приёмы выполнения различных линий и фоновых штриховок. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ: переводят заранее приготовленный рисунок на изделие, выжигают его и оформляют.
Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.
Через 10…15 мин работы электровыжигатель выключают на 2…3 мин для остывания. Помещение проветривают (проведение физкультминутки).
VI. Заключительная часть
Итог.
Оценка.