Контрольно-оценочные средства по русскому языку


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ ИО ИТТриС
________________Т.Н.Ломакина
«____»_________________2015г.
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины
Русский язык и литература. Русский язык
по профессии среднего профессионального образования
23.01.09 Машинист локомотива

Квалификация:
слесарь по ремонту подвижного состава - помощник машиниста электровоза
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Иркутск, 2015
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык» разработан на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее НПО) 23.01.09 Машинист локомотива, примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык».
Разработчики: Астафьева Юлия Анатольевна. преподаватель русского языка и литературы
Теплова Любовь Федоровна, преподаватель русского языка и литературы.
Рассмотрена и одобрена на заседании
ДЦК
Протокол №____________________
от «_______»___________ 2015 г.
Председатель ДЦК
_____________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 6
Паспорт контрольно-оценочных средств.
1.1. Настоящие контрольно-оценочные материалы составлены в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., приказа МО от 19.05.1998 г. № 1236 (обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету), исходя из программного материала на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык» для ПОО, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 2 от 26.03.2015 г., Москва. 20151.2. Промежуточная (ПА) аттестация– одна из основных форм контроля и оценки качества теоретической и практической компетентностной подготовленности студентов1 курса
2. Виды аттестационных испытаний по русскому языку
Промежуточная аттестация обучающегося 1 курса по профессии «Машинист локомотива».
Проверяются знание:
из области фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса;
типы речи: повествование, описание, рассуждение;
стили речи: разговорный, официльно-деловой, публицистический, научный, художественный;
основных орфографических и пунктуационных правил.
умения:
владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил;
владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими);
владение разными видами речевой деятельности (чтение и письмо).
Работа представляет собой состоящую из двух уровневых частей: уровень А (выбор ответа) и уровень В (сочинение). Работа проводиться в письменной форме. Продолжительность выполнения работы: промежуточнойаттестации – 3 часа.
Контрольно-оценочные средства включают перечень основных разделов дисциплины, выносимых на промежуточную аттестацию, и список основной литературы, необходимой для подготовки.
Экзамен Количество часов Результаты освоения учебной дисциплины
Экзамен 6 У-5,У-1,У-6,З-4.
2. Контрольно-оценочные материалы.
Вариант № 1
Вариант АВ каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
А) д…алог, ст…пендияБ) св…детельство, пр…зидиумВ) ман…врировать, ид…ал2. Найдите слово с орфографической ошибкой.
А) мелочь
Б) настежь
В) горяч
Г) намажьте
3. Найдите ошибку.
А) В двух тысяч пятом году
Б) Семидесятилетняя женщина
В) С восьмьюдесятью деревьями.
Г) В тысяча девятьсот тридцать седьмом году.
4. Укажите предложения, в которых есть дефисное написание местоимений:
А) После чая все займутся (чем) нибудь.
Б) Гость там прежде троекратного потчевания и не дотронется (не) (до) чего.
5. Найдите ошибку в написании выделенных слов.
А) В течении реки водилось много рыбы.
Б) В течение всего дня лил дождь.
В) Вследствии плохой погоды все остались дома.
6. Гласная Е пишется?
А) масл…еная неделя
Б) дыш…т
В) п…лисадникГ)серебр…ный7. В каком ряду частица не пишется слитно со всеми словами?
А)(в)виду непогоды
Б) (на)счет в банке
В) иметь (в)виду
8. В каком ряду во всех словах пишется нн?
А) тка…ая скатерть, лише..ый всего
Б) оловя…ые пуговицы, пружи…ая дверь
В) пута…ые объяснения, поруга…ый флаг
9.В каком ряду все слова начинаются с согласного звука?
А) часы, филин, искра, льдины.
Б) яма, ветер, цифра, йогурт.
В) мячик, эскимо, живот, яхта.
10. Сколько звуков в слове яблонька?
А) 7
Б) 8
В) 9
11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) яма
Б) солнце
В) есть
Г) кольцо
12. Определить способ словообразования разгрузка.
А) приставочо - суффиксальный
Б) суффиксальный
13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая будущую специальность,….
А) ….в этом помогут специальные тесты.
Б) …..она должна быть востребована обществом.
В) …..вам могут посоветовать старшие.
Г)….. учитывайте свои способности и интересы.
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?Легкий ветерок дул с моря (1) испещряя (2) поверхность воды еле заметными волнами (3) и (4) смягчая жару.
А) 1.2,3.4.
Б)1.3,4.
В)3.4
Г)1
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
А) щАвельБ)красивЕеВ) начАл,
Г) жалюзИ16 Укажите в каком примере нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А) Стремиться вперед вот цель жизни.
Б) Бедность не порок.
В) Капли дождя словно алмазы.
17. Кажите способ связи в словосочетании каждому труженику.
А) согласование
Б) управление
в) примыкание
18. Найдите односоставное предложение.
А) День ясен.
Б) С утра морозит.
В) Что бы это значило?
19. Укажите безличное предложение.
А) Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б) Скоро светать будет.
В) Приготовьтесь к уроку.
Г) зажгло грозою деревья
20. Укажите назывные предложения.
А) Темнеет.
Б) Поговори со мною, мама.
В) Зима.
Г) Третье декабря тысяча девятисотого года.
21. Укажите предложения, в которых есть одновременно обращение и вводное слово (знаки препинания не расставлены)
А) А счастье было так возможно так близко.
Б) Ты Алексей винтовку бы все-таки вычистил.
В) Лиза казалось не шла а летела.
22. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла.
Б) Парус белый из тумана начинает выплывать.
В) Мы будем говорить с тобою до рассвета.
23. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.
А) Отъезжающие вошли в вагон.
Б) Бывалые и старые поучали молодых.
В) Несколько провожающих стояли у вагона.
Г) Встречающие, пройдите на второй путь.
24.Укажите предложение, в котором при однородных членах имеется обобщающее слово.
А) С рассвета люди несли на базар овощи фрукты хлеб мед.
Б ) Кругом чисто и приятно особенно высокое чистое небо.
В) Везде на деревьях стогах домах лежал снег.
Г) Нас было четверо студентов гимназист и художник.
25. В каком варианте ответа правильно определена грамматическая основа предложения?
Каждый из нас в детстве хотел скорее стать взрослым.
А)каждый из нас хотел
Б)каждый хотел стать взрослым
В) каждый хотел стать
Г) каждый из нас хотел стать взрослым
26. В каком предложении запятая поставлена неправильно?
А) Грохот грома раздавался непрерывно, и сливался в один сплошной гул.
Б) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.
В) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.
27. Укажите предложение с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.
А) Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
Б) Забыв о разладе, соседи мирно разговорились.
В) Подъезжая к деревне, собаки залаяли.
28. Найдите отвлеченное существительное
А) Доверчивость
Б) Революция
В) Студенчество
29. Найдите относительное прилагательное
А) утренняя
Б) лисий
В) злой
30. Найдите деепричастие
А) Сверху
Б) Глядя
В) Работавший
Вариант БНапишите сочинение по прочитанному тексту. Объем сочинения не менее 90 слов.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором.
Сформулируйте позицию автора.
….Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах-это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, лесные сумерки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
А вечером блеснет, наконец, озеро, как поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.
Всю ночь костер то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко хрипло кричит старый петух в избе лесника.
Необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом-боимся спугнуть рассвет. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце-солнце бесконечного белого дня.
К. Г. Паустовский
Эталон ответов на контрольные вопросы по дисциплине Русский язык
Ответ
Вариант 1.
А.
1. В 11. в 21 б
2. б 12 б 22 в
3.а 13. г 23 а
4.а 14. г 24 В5. в 15. в 25 г.
6 а 16 а17.а 26. а
7.а 18 Б27 в
8. б 19.Б,г, 28 А9. б 20. В,г29 а
10. б 11. в 30 Б
Вариант БОсновные проблемы 1.Человек и природа
2. Эстетическое воздействие природы на человека
Позиция автора 1.Любовь к Мещерской стороне
2. Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
Вариант № 2
Выберите правильное утверждение о звуковом составе слова яма.
А) первый звук гласный
Б) первый звук мягкий согласный
В) второй звук твердый согласный
Г) второй звук гласный ударный
2. Сколько звуков в слове еж?
А) 2
Б) 3
В) 1
3.Укажите значение слова рука.
В его работах чувствовалась рука профессионала.
А) верхняя конечность человека
Б) сторона, направление
В) почерк, индивидуальный стиль
Г) нахождение в собственности
4. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?
А) глухой старик
Б) кудрявый клен
В) удар судьбы
Г) светиться от счастья
5. Укажите антонимы к фразеологизму «хоть пруд пруди»
А) глубоко
Б) много
В) мало
Г) с гулькин нос
6.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) соч…тающийся, заст…лить, приж…гать
Б) ск…чок, к…саться, пол…гВ) Р…стиславович, пром….кательный, р…весникГ) заг….рать, пл….вники, зар….стающий7. В каком ряду непроизносимый согласный есть во всех словах?
А) чу….ственный. прелес…ный, несчас….ныйБ) невкус….ный, радос…ный, бессовес…ныйВ) объез…чик, бескорыс…ный, безглас…ный8. Пишется Е в словах ряда ?А) месс…во, стол…к, врем…чкоБ) Ан…чка, ящер…ца, брус…нкаВ)умел…ц, спал…нка, кусоч…к
9. Пишется Е во всех словах ряда ?А) уч…ный, зайч...нок, жуч…к
Б) тренаж…р, ноч…вка, выкорч…выватьВ) увлеч…н, хорош…, собач….нкаГ) горяч…, круж…к, сгущ….нка10. В каком ряду в обоих случаях не пишется раздельно?
А) (не)лучший результат, (не) готов к атаке
Б) отнюдь (не) радушный прием, (не)чаянно стереть
В) (не)обходимая мне книга, (не)видимый никому
11. Определить способ словообразования подоконник.
А) приставочно-суффиксальный
Б) сложение
В) приставочно-постфиксальный
12. Определить род существительных
А) авеню,
Б) иваси
В) Баку
Г) шимпанзе
1. м.р.
2. ж.р3. ср.р13. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я всего один раз был в театре.
А) частица
Б) союз
В) наречие
14. Укажи номера конструкций, не являющихся словосочетаниями.
А) очень нужно
Б) пути расходятся
В) важное решение
15. В каком ряду в обоих словосочетаниях одинаковый вид связи?
А) дорога в лесу, в темном лесу
Б) полосатый шарф, шарф в полоску
В) русские сувениры, сувениры из России
Г) Быстро закончиться, очень быстро
16. Укажите номер определенно- личные предложения.
А) Может быть, тебе показалось?
Б) Принесите, пожалуйста, счет.
В) Пора мне прогуляться.
17. Укажите предложения с вводными конструкциями (знаки препинания не расставлены).
А) Мне кажется пора бы тебе позвонить.
Б) Наконец болезнь немного отступила.
В) А вы однако подлец!
18. В каком варианте ответа верно указаны все номера пропусков на месте которых в предложении следует поставить запятые:
Откровенно говоря_1_я_2_думаю, ты слишком много требуешь от других, но _3_ к сожалению_4_ ничего не даешь взамен.
А)1,2,3,4
Б)1,2,4
В)1,3,4
Г) 4
19. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
А) Гости спрашивали__скоро ли свадьба.
Б) Наши спортсмены завоевали десять медалей ___три золотых, четыре серебряных и три бронзовых.
В)Я знал____идти придется очень долго.
Г) Увидишь высокое красное здание ____поверни налево.

20.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассказывая матери о своих переживаниях,
А) девушке становилось немного легче.
Б) слезы сами текли из ее глаз.
В) голос ее дрожал.
Г) бедная девушка волновалась и даже плакала.
21.Какое предложение является односоставным?
А) Тиха украинская ночь.
Б) На душе светло.
В) Дорожки не расчищены.
Г) Он издалека.
22. Какое предложение является назывным?
А) Полная тишина.
Б) Уже смеркается.
В) Легко на сердце.
Г) Снег белый.
23. В состав какого предложения входит неполное предложение?
А) С вечера все спится , на дворе темно.
Б) Во всем утомленье, глухое, немое.
В) Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.
Г) Сестра учится в первую смену, а я- во вторую.
24.Какое предложение является безличным?
А) Комната в доме городничего.
Б) Мне обещали купить компьютер.
В) За чем пойдешь, то и найдешь.
Г) Мне в эту ночь не спалось.
25.Найдите неизменяемое слово.
А) ворота
Б) работаетВ) ударный
Г) друг
Д) вокруг
26.В какой форме слово место имеет нулевое окончание.
А) В имен. падеже ед. числа
Б) В творительном падеже мн.числа
В) В винительном падеже мн. числа
Г) В именительном падеже мн. числа
Д) в родительном падеже мн. числа.
27. Найди необособленное определение ( знаки препинания не расставлены)
А) Книга написанная известным писателем вышла из печати.
Б) Ошеломленный этим ударом казак зашатался.
В) Уже покрывшаяся первыми весенними цветами равнина была прекрасна.
28. Найдите отвлеченное существительное.
А) Гроза
Б) Хлопоты
В) Кислород
Г) Зверье
29)Найдите относительное прилагательное
А) Большой
Б) Студенческий
В) Отцов
30) Найдите деепричастие
А) жалея
Б) живописно
В) видимыйОтвет вариант 2, А
Б,В11.А 21 ББ 12. А-2 22.В
В Б-2 23 г
А В-1 24 г
3,4 Г-2 25 дВ 13 А26.д
А 14 Б27. в.
В 15. Г 28 б
Б 16 Б29 б
10 А17 В30 а
18 В19 Б,в20 Г Вариант БНапишите сочинение по прочитанному тексту. Объем сочинения не менее 90 слов.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором.
Сформулируйте позицию автора.
Явления высокой поэзии определяются под час причинами очень внешними, случайными бытовыми. Случайно неподалеку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась, дубрава, дубовый лес. Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым. Насыщенным зеленым светом и зеленой прохладой пологом дубравы. И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб.
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой ….», «Надо мной чтоб, вечно зеленея темный дуб, склонялся и шумел»
У Есенина подобные пристрастия находим к березе. И действительно, около Константиново росла (да, кажется, и сейчас еще цела) прекрасная березовая роща.
У Блока – травы, лесные болота, косогоры. Но в особенности туманы. Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. Река тумана превращается в озеро тумана.
Однако пристрастие к дубу, березе, к туманам - это все же мелочи по сравнению с тем главным. Чем наделяли российских поэтов родные места. Этим главным было ощущение Родины.
Впечатления детства - самые яркие и прочные впечатления. Фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут….. Биография человеческой души - это постепенное прорастание семян посеянных в детстве.
Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душах поэтов, было чувство родины, ощущение России как родины и полное духовное слияние с ней.
(В. Солоухин)
Основные проблемы Проблема патриотизма ( из чего вырастает любовь к Родине)
Позиция автора Любовь к Родине начинается с любви к родным местам.
ПАКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Количество вариантов заданий для обучающихся: 2
Время выполнения экзамен, максимальное время на промежуточную аттестацию: 3 часов
Условия выполнения заданий
Экзамен выполняется в виде тестовых заданий в письменной форме.
Инструкция по проведению экзамена:
1. Ознакомить обучающихся с временем выполнения задания.
2. Ознакомить обучающихся с условиями выполнения заданий.
3. Ознакомить обучающихся с критериями оценки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Экспертный лист
Освоенные знания/умения Показатель оценки результата
Оценка
У-1, У-5, У-6, З-4.
Качество письменного ответа оценивается: умением применять знания на письме.
Качество письменного ответа оценивается: правильностью, полнотой и системностью знаний. 0-1 балл
0-1балл
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 30 правильных ответов и вариант Б -«отлично»; 27 правильных ответов и вариант Б «хорошо»; 25 и вариант Б -«удовлетворительно».
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Речевая связанность и последовательность сочинения (5 б.)
Композиционная строиность (3 б.)
Критерии оцеки грамотности и фактической точности речи (0-2 ош.- отлично, 3-4 ош. хорошо,5-8 удовлетворительно.Если сочинение представляет собой полностью переписанный текст, то сочинение оценивается- неудовлетворительно.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Изд.: «Просвещение», 2008 г.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.- Изд.: «Просвещение», 2004 г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. —М., 2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ,от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. Пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Словари Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,
2011.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Интернет-источники:
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочнаясистема, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-
формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи-тель — учителю» издательства «Просвещение»).www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).