Классный час в начальной школе Малой Родиной зовем, дом, в котором мы живем
Классный час во 2 классе
«Малой Родиной зовем, дом, в котором мы живем»
Спиридонова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Апалиха Хвалынского района
“Для России деревня – частица,А для нас – родительский дом. И мы рады, что можем гордитьсяМалой Родиной, где мы живем”.
Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».
Задачи:
- способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
- способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
- развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, мяч, конверты с пословицами.
Ход классного часа.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова.
Игра на сплочение.
Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. (Затем можно сделать то же по отношению к соседу слева).
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Слайд 2)
с а РА т о в
м а к О в к а Ро Д ни к и
а па л И ха хв А л ыН с к в о л г А 1)Наш областной центр.(Саратов)
2)Гора в центре села (Маковка)
3) Богатство нашего села (родники)
4.Названия села, где мы живем (Апалиха)
5)Название города – центра нашего района.(Хвалынск)
6)Великая река России, которая протекает по нашей области. (Волга)
Работа по теме классного часа.
- Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске. О чем будем говорить?(Слайд 3)
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.
Ученик 1: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем. Ученик 2: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.) Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.(Слайд 4)
- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
- Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них.(Слайд 5-6)
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
- Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
“Малая Родина”
Малая Родина – Островок земли.Под окном смородина,Вишни расцвели. Яблоня кудрявая,А под ней скамья – Ласковая малаяРодина моя!
- Наша малая Родина –Хвалынский край. Природа щедро одарила эту землю своими богатствами. Здесь причудливо соединились доледниковый «затерянный мир», живописные меловые горы, хвойные и лиственные леса, золотистые песчаные волжские берега.
Вся природа Хвалынского края – «музей под открытым небом». В 1994 году здесь был создан единственный в Нижнем Поволжье Национальный парк «Хвалынский». Это настоящая кладезь чудес.
В границах парка обнаружены пещеры и клады, городища железного века, курганы кочевников, множество других свидетельств ушедших эпох. Хвалынские леса овеяны легендами о разбойниках и разбойницах – волжских амазонках. Богата Хвалынская земля и святыми местами. В Хвалынском районе насчитывается до 300 родников. В некоторых из них вода приобретает удивительные свойства: практически не портится и обладает целебными свойствами. (Слайд 7-10)
Любовь Реймер(отрывки)
На карте Родины огромной
Есть много городов иных
Красивых, славой осенённых,
Но всё же для меня чужих.
Моя любовь, Хвалынская земля
Добра ко мне бывала и сурова
Здесь мои корни и мои друзья
Тепло и свет родного крова.
Белеют меловые горы величаво,
Смолисто-терпко пахнет лес
А из цветов плетут узоры травы
И громоздятся сосны до небес.
И люди наши созидатели, творцы,
Ну как талантами такими не гордиться:
Художники, поэты, и певцы,
А новым именам ещё родиться.
- Ребята, если мы скажем, что живем в России в Хвалынском районе, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:
Мы проживаем в России, Саратовская область, Хвалынский район, село Апалиха
И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это село Апалиха. (Слайд 11-13)
Исполнение песни «Апалиха» (автор не известен)
Есть в Саратовской губернии,
Где кипит крестьянский труд,
Распрекрасная деревня
Апалихою зовут.
Апапиха, Апалиха,
В ковылях трава шелковая.
Апалиха, Апалиха,
Вода родниковая.
А какие здесь домишки,
Им бы жить, не умирать.
Заберешься на Три шишки,
Пол-России с них видать.
Апапиха, Апалиха,
В ковылях трава шелковая.
Апалиха, Апалиха,
Вода родниковая.
- Что вы знаете о своем селе? (рассказы детей)
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Подведение итогов.
“Для России деревня – частица,А для нас – родительский дом. И мы рады, что можем гордитьсяМалой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
- Составление пословиц о любви к Родине.(Слайд 14)
- Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы наша Родина процветала?