Конспект урока по теме: Квадратный корень. Вычисление значений арифметического квадратного корня.
Конспект урока
Учитель Горяинова Н.Н., МАОУ СОШ №10
Класс: 8
Предмет: алгебра
Тема урока: Квадратный корень. Вычисление значений арифметического квадратного корня.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков ( закрепления изученного).
Цели:
1).Закрепить понятие арифметического квадратного корня и сформировать умение вычислять значение арифметического квадратного корня из числа на примерах 1 и 2 уровня сложности..
2).Развивать познавательный интерес к предмету, навыки самоконтроля и самоанализа.
3).Воспитывать самостоятельность, внимательность, ответственность, толерантность.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран..Подготовка к уроку:
Подготовить презентацию по теме «Арифметический квадратный корень» (этап 4).
Для игры «Поле чудес» ( этап 5) подготовить разрезные карточки с заданиями; на доске подготовить таблицу (пустые ячейки) для вписывания букв после решения соответствующего примера.
Для устной работы ( этап 2, пункты 1 и2) подготовить карточки-транспаранты с примерами и правильными ответами (на отгибающейся стороне карточки).
Вариант КИМов для ГИА в 9 классе (этап 3, пункт 3).
.
Ход урока:
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный). (3-4 минуты.) Включить обучающихся в учебную деятельность Приветствие. (Положительный настрой, улыбка). Подводит ребят к теме урока и мотивирует к деятельности. Постановка целей, задач урока ( с привлечением обучающихся).
-Известное изречение Козьмы Пруткова гласит: «Смотри в корень». Именно этим сегодня мы и будем заниматься на уроке. А какие результаты это принесет- многое зависит от вас. Желаю успехов!!! Приветствуют. Показывают свою готовность к уроку. Пытаются сами поставить цели урока. Осознают цели урока.
2. Актуализация опорных знаний. (8-9минут) Повторить ранее изученный материал для применения их на уроке, проверить знания и выявить затруднения обучающихся (используя задачи-ловушки). 1. Давайте на «машине времени » вернемся в 6 класс и вспомним правила действий с отрицательными и положительными числами. Эти правила нам постоянно требуются при вычислениях. «Найдите в примерах ошибки (если они есть)»: -3+ 7,3=-4,3; -3-7,3= -10,3; 1/2 - 4= 3,5; -4 × (-2,7)=10,8 и т.д.» (примеры показывает на картах-транспарантах, а после ответов учащихся показывает правильные ответы -на отвороте карты, комментирует).
2. Предлагает вспомнить определение арифметического квадратного корня; а затем выполнить устно задания: 1). вычислить 16,0,49, 900,-100,и т.д, 2). Вычислить 0,36+64; 0,5-81-121 и т.д. (примеры показывает на картах-транспарантах).
3. «В тетрадях письменно (самостоятельно) выполните задания (3-4минуты):
а). заполни пропуски («Окошечки») =9, =0,8; =13; =-2;т.д. б).имеет ли смысл выражение: 1,44; -49; -3×12; -25×(-4); с; -а и т.д.?" 4. Предлагает ребятам проверить ответы у себя и у одноклассников у доски ( все смотрят решение у ребят за закрытыми досками), проанализировать, поставить оценку себе за эту работу. Комментирует решение. Помогает озвучить способы устранения незнания.
5. Спрашивает о затруднениях в домашнем задании. Отвечает на вопросы ребят вместе с классом.
1-2.Отвечают устно на вопросы по теории (действия с рациональными числами, понятие арифметического квадратного корня), решают устные задания на вычисления.
3.Самостоятельно (в тетради) решают с доски задания (2 ученика выходят к доске по желанию и решают это же за закрытыми досками).
4.Проверяют решение у себя и у товарищей, анализируют, находят ошибки, фиксируют затруднение, находят верное решение, оценивают товарищей и сами себя ( «ставят себе оценку» в тетради).
5. Формулируют вопросы по домашнему заданию.
3. Закрепление изученного материала (отработка, совершенствование и углубление знаний по теме).
(12-15 минут) Сформировать прочные умения на вычисление арифметических квадратных корней. 1.Предлагает совместно решить несколько заданий по учебнику: №302 (а, б), №305( а, б, д, ж, з) ( для сильных учащихся на доске заготовлены к этим заданиям ответы «вразбивку», чтобы они могли решать быстрее и проверить себя). Оказывает помощь обучающимся по мере необходимости, контролирует решение заданий на доске.
2.Физкультминутка ( упражнения для глаз, шеи, рук, тела) с комментариями о вреде гиподинамии и пользе движения.
«Движение –это жизнь» (Рене Декарт).
3.Предлагает решить задание на вычисление квадратных корней с экзаменов в 9 классе (из КИМов по ГИА), тем самым старается поднять мотивацию к обучению и показать значимость темы «Квадратные корни». Помогает в решении, комментирует, «направляет» (на доске идет коллективное решение).
4.Предлагает отгадать загадку.( см. приложение к конспекту урока. )
-Ребята, только дослушайте загадку до конца. 1.Решают в своем темпе («сильные»- вперед, «слабые»- с учителем, комментируя свои действия).У доски решают ученики (выходят по желанию).
2. Выполняют упражнения (позитивный настрой, улыбка).
3.Решают задание (высказывают предположения, гипотезы, комментируют, выявляют затруднения, пытаются найти выход, оценивают свои знания, умения по теме и готовность к ГИА ).
4.Слушают учителя, думают, пытаются дать ответ.
4. Просмотр презентации
(5 минут) Познакомить с историческими сведениями о квадратных корнях, развивать познавательный интерес к предмету. 1.Показывает презентацию, комментирует.
2. Комментирует и дает домашнее задание:
Для всех- теория п. 12, № 302(в), 304,306 (б,г), 309.
Для « сильных» (и по желанию для остальных):№ 308(а)
1.Смотрят презентацию, слушают учителя, делятся впечатлениями.
2. Записывают домашнее задание.
5. Практикум по решению задач по теме (игра «Поле чудес»).
(12-13 минут) Сформировать практические навыки вычисления арифметических квадратных корней, закрепить умения действий с отрицательными и положительными числами. Развивать навыки самоконтроля, воспитывать самостоятельность, внимательность, толерантность.
Организует решение заданий на вычисление примеров с арифметическими квадратными корнями( дает каждому ученику карточку- 1-го или 2-го уровня сложности, учитывая уровень знаний ученика). (Каждый может решить по 2-3 карточки, в своем темпе).
Оказывает помощь слабым учащимся по мере необходимости при затруднениях. В конце игры можно поставить в журнал оценку тем учащихся, которые успешно справились.
По правилам игры ученик получает карточку, на карточке есть номер (номер варианта), затем решает пример, ищет ответ( нужно заранее на доске написать таблицу ответов). Если ответ правильный, то ученик вписывает в таблицу на доске нужную букву ( в соответствующую ячейку по номеру карточки, которую он решил). Если же ответ, названный учеником, неправильный, то ученик продолжает решать пример. В конце должна получиться какая-то фраза-высказывание выдающегося ученого или деятеля. Разрешается помощь учителя, соседа или консультанта (сильного ученика).
Таблица (в начале игры) на доске выглядит так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
В конце игры, когда ребята решат примеры и заполнят вторые строчки, должно получиться следующее изречение Сенеки ( можно обсудить с ребятами смысл этого изречения):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
с и л ь н е е в с е х в л
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
а д е ю щ и й с о б о й
26 27 28 29 30 31
С е н е к а
Решают примеры либо каждый индивидуально, либо в паре ( выбор самого ученика). Самопроверка, самоконтроль, взаимоконтроль. При затруднениях пытаются найти выход, консультируются.
Обсуждают смысл получившегося изречения .
6. Рефлексия.
(3-4 минут.) Подвести итоги урока. Провести оценку и самооценку деятельности на уроке каждого ученика. 1.Подводит учащихся к оценке своей деятельности на уроке. Проводит мини-тест (рефлексивная оценка результатов обучения самого себя на уроке): Мне сегодня на уроке понравилось… Сегодня на уроке я научился …. На уроке я испытал трудности… Мне надо еще поработать над …
2. Дает оценку работы детей, ставит отметки за работу.
Спасибо за урок! (Положительный настрой).
Оценивают свою работу и конечный результат. Делают выводы, выявляют причины.
Приложение к конспекту урока (этап 3, п.4)
Загадка.
О чем (или о ком) идет речь?
Народная мудрость гласит, что:
- ЭТО — лучший друг. К ЭТОМУ можно обращаться во все трудные минуты жизни. ЭТО никогда не изменит.
- Это цветник, который можно нести в дорожном мешке.
-это корабль мысли, странствующий по волнам времени.
А великие ученые, деятели, писатели считали, что:
- «Без ЭТОГО как без воздуха, человек жить не может» (Королев С.П., русский ученый, конструктор космических кораблей )
- «Дом, в котором нет ЭТОГО , подобен телу, лишенному души» (Цицерон -римский политический деятель, оратор, писатель).
- «Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к ЭТОМУ » ( Сухомлинский В.А., выдающийся русский педагог).
-ЭТО преобразило мир. В ЭТОМ память человеческого рода…. Мир без ЭТОГО — мир дикарей» (Морозов Н А. ,народник, ученый)
- «ЭТО…- духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить….» ( Герцен А.И., великий русский писатель )
-«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью ЭТОГО» (Ломоносов М.В., великий русский ученый-естествоиспытатель, поэт).
-«Занятия с ЭТИМ — юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают…» (Цицерон)
ОТВЕТ: КНИГА
Это интересно:
Существует история об одном визире, который собрал огромную библиотеку, около 117 тысяч экземпляров, и который так любил читать, что никогда надолго не расставался со своей библиотекой. В свои походы и путешествия визирь брал библиотеку с собой. Его книги перевозил караван из 400 верблюдов, которые были специально обучены идти в строго алфавитном порядке ( по расположению книг).
Великие о книге:
«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро)
«Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». (Д. Аддисон)
-«Книга- учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости» (А.Навои)
-«Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». (Павленко П.А).
-«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». (Петрарка Ф.)
-«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное» (Достоевский Ф.М., русский писатель)
-«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли» (Декарт Р.К., французский философ, математик, естествоиспытатель)