Программа внеурочной деятельности по математике Наглядная геометрия 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 №1897.
Программа ориентирована на учебник: Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы[Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА,2009
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание рабочей программы является фундаментом для математического образования и развития учащихся, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Содержание построено на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость курса внеурочной деятельности состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Данная программа дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Основная цель: всестороннее развитие математического мышления учащихся 5 классов с помощью методов геометрической наглядности.
Задачи:
Организовать интеллектуально - практическую и исследовательскую деятельность учащихся.
Развивать пространственные представления учащихся.
Обеспечивать развитие творческих способностей, геометрической интуиции.
В курсе изучения учащиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам, полученных опытным путём.
В процессе выполнения заданий по геометрии учащиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор учащихся, включают неожиданность для учащихся дополнительную информацию об окружающем мире, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества, инициативы учащихся, многие задания основаны на личном опыте, на имеющихся у учащихся знаниях, на их интуиции и воображении.
Содержание курса «Наглядная геометрия» способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» введена в план деятельности школы в общеинтеллектуальное направление развития личности и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) развитие навыков исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
5) умения ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
6)проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
7) поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Предметные результаты:
1)умение наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
2)распознавание на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
3)умение изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
4)овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
5)умение решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
6)владение алгоритмами простейших задач на построение
7)овладение основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
8)умение определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Содержание
- Введение. Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки. 1 ч
- Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. Мир трех измерений. Перспектива. 1ч.
- Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол, биссектриса угла. Вертикальные, смежные углы, их свойства. Построение и измерение углов. 4ч.
- Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. Куб и его свойства. Развертка куба. 4ч.
- Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. 2 ч.
- Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Египетский треугольник. 4ч.
- Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. 3ч.
- Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион. 2ч.
- Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Единицы длины. 2ч.
- Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. Вычисление объема. 5ч.
- Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. 2ч.
- Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. 2ч.
- Задачи со спичками. 3 ч
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
владеть алгоритмами простейших задач на построение
овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока.
Дата
Оборудование и демонстрация
Домашнее задание
1
Зарождение и развитие геометрической науки.
Дидактические материалы
Творческая работа
2
Пространство и размерность. Перспектива.
Дидактические материалы
Творческая работа
3
Простейшие геометрические фигуры
Дидактические материалы
Творческая работа
4
Точка, прямая, плоскость
Дидактические материалы
Творческая работа
5
Измерение углов. Виды углов.
Дидактические материалы
Творческая работа
6
Смежные и вертикальные углы.
Дидактические материалы
Творческая работа
7
Куб и его свойства.
Дидактические материалы
Творческая работа
8
Развертка куба.
Дидактические материалы
Творческая работа
9
Изображение куба и его сечений.
Дидактические материалы
Творческая работа
10
Практическая работа “Куб”.
Дидактические материалы
Творческая работа
11
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Дидактические материалы
Творческая работа
12
Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”.
Дидактические материалы
Творческая работа
13
Треугольник. Виды треугольников.
Дидактические материалы
Творческая работа
14
Конструкции из треугольников.
Дидактические материалы
Творческая работа
15
Египетский треугольник.
Дидактические материалы
Творческая работа
16
Практическая работа “Треугольник”.
Дидактические материалы
Творческая работа
17
Многогранники.
Дидактические материалы
Творческая работа
18
многогранники
Дидактические материалы
Творческая работа
19
Правильные многогранники.
Дидактические материалы
Творческая работа
20
Геометрические головоломки.
Дидактические материалы
Творческая работа
21
Геометрия танграма. Стомахион.
Дидактические материалы
Творческая работа
22
Измерение длины. Меры длины.
Дидактические материалы
Творческая работа
23
Старинные русские меры длины.
Дидактические материалы
Творческая работа
24
Вычисление длины, площади и объема.
Дидактические материалы
Творческая работа
25
Площади фигур.
Дидактические материалы
Творческая работа
26
Практическая работа “Площадь”.
Дидактические материалы
Творческая работа
27
Объемы тел.
Дидактические материалы
Творческая работа
28
Практическая работа “Объемы”.
Дидактические материалы
Творческая работа
29
Окружность. Круг.
Дидактические материалы
Творческая работа
30
Радиус и диаметр.
Дидактические материалы
Творческая работа
31
Геометрический тренинг.
Дидактические материалы
Творческая работа
32
Решение занимательных геометрических задач.
Дидактические материалы
Творческая работа
33
Задачи со спичками.
Дидактические материалы
Творческая работа
34
Задачи со спичками.
Дидактические материалы
Творческая работа
35
Задачи со спичками.
Дидактические материалы
Творческая работа
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся и учителя:
Мерзляк, В.Б. Математика. 5класс [Текст]:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Б. Мерзляк .- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ,2014
Мерзляк, В.Б. Математика. 5 класс[Текст]: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2014.
Горохова, Л.И. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. [Текст]: методическое пособие с электронным приложением/ Л.И. Горохова. – М.: ПЛАНЕТА, 2013
Каратанова,М.Н. Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы. [Текст] : Методическое пособие с электронным приложением/ М.Н.Каратанова. – М.: ПЛАНЕТА, 2010
Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы[Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА,2009
Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку [Текст]: учебное пособие для 5-6классов общеобразовательных учреждений /И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА,2006
Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе:5-11классы. [Текст] / А.В.Фарков.- Москва:Айрис-Пресс, 2005
Аксенова,М.Д. Математика. [Текст]: энциклопедия для детей\ М.Д. Аксенова.– М.: Аванта+, 2003.
Демонстрационные печатные пособия
1. Таблицы по математике
Цифровые образовательные ресурсы
1. Ресурсы Интернет.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы «Части целого на круге»
Комплект чертежных инструментов(линейка, транспортир, треугольник, циркуль)
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15