Обобщающий урок по теме Первоначальные сведения о строении вещества
Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»
Цели урока:
обучающая:
Актуализация знаний.
Упрочение умений и навыков.
Создание целостной картины строения веществ, их особенности и различия
Систематизация, обобщение знаний.
Тренировочная работа учащихся.
развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Оборудование:
проектор,
Пробирки, мензурки разной формы
Вода, марганцовка, духи
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Из чего состоят все вещества?
Взаимное притяжение и отталкивание частиц вещества.
Что называется диффузией?
Назовите агрегатные состояния вещества.
II. Упрочение умений и навыков. Создание целостной картины строения веществ, их особенности и различия
Для чего нужно знать строение вещества? Ответ на этот вопрос озвучил еще
М.В. Ломоносов: «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела.
Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела.
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?- Из вещества
3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул.
4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов.
Давайте вспомним о строении жидких веществ.
Выходит ученик с докладом №1
Проводится опыт №1, изменение объема жидких веществ при нагревании, подтверждается высказывание о том, что жидкости не сохраняют форму при переливании из одного сосуда в другой.
Строение газообразных веществ.
Выходит ученик с докладом №2
Строение твердых веществ
Выходит ученик с докладом №3
Диффузия.
Выходит ученик с докладом №4
Проводится опыт №2 «Диффузия воздуха и духов»
Проводится опыт №3 «Марганцовка в воде»
III. Решение типовых задач.
Задание стр.38 – учебник: автор Перышкин А.В. “Физика 7 класс”.
Налейте в пластмассовую бутылочку воды и закройте крышкой. Попытайтесь сжать ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.
Вода в бутылке не сжимается в отличие от воздуха, находящегося в бутылке с закрытой пробкой. Это обусловлено тем, что расстояние между молекулами воздуха во много раз больше расстояния между молекулами воды, поэтому-то газы любые сжимаемы, а жидкости нет.
На блюдце с холодной водой поставьте перевернутый очень теплый стакан. Через 15-20 минут проследите за уровнем воды в стакане в блюдце. Объясните результат опыта.
Первоначально уровень воды в стакане и в блюдце будет одинаков. После определённого кол-ва времени можно заметить, что уровень воды в стакане повысился. Причиной этому является охлаждение тёплого воздуха в стакане до температуры
окружающей среды, т.к. течение всего этого времени происходил теплообмен. Вследствие этого давление воздуха в стакане понизилось и стало меньше, чем давление воздуха, находящегося вне стакана.
IV. Проверь себя. (Физический диктант)
Мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его свойства является…
Броуновское движение – это …
Диффузия может проходить…
Не имеют собственной формы и постоянного объема…
Между молекулами существует…
Диффузия протекает быстрее в…
V. Домашнее задание. Учебник Глава 1 повторение
VI. Итоги урока.