Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Физика 7-й класс
Урок 9
Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку 4/7;
демонстрационное оборудование: оборудование для проведения опыта по рис. 136 а, б, в учебника (штатив с принадлежностями, пробирка со льдом, спиртовка), оборудование для проведения опыта по рис. 137, 138 учебника (пластиковая бутылка, пластиковая бутылка со срезанным дном, пробкой и резиновой трубкой, сосуд с водой), оборудование для проведения опыта по рис. 140, 141 учебника (прозрачный цилиндр с поршнем от прибора «Шар Паскаля», колба, мензурка, стеклянный стакан), оборудование для проведения опыта 4/7 – 1. Сжимаемость воздуха и опыта 4/7 – 2. Несжимаемость воды (шприц, иглодержатель с заплавленным отверстием от иглы), цилиндры свинцовые со стругом, гиря 1–2 кг, коллекция кристаллов, модели кристаллических решёток.
Цели:
по 1-й линии развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Сравнение трёх состояний вещества.
по 3-й линии развития. Диалектический метод познания природы. Обосновывать взаимосвязь характера движения и взаимодействия частиц вещества и свойств газов, жидкостей и твёрдых тел.
Предметные результаты:
Формирование представления об основных свойствах вещества в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.
Формирование первоначального представления о кристаллах.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Познавательные УУД
1. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).
3. Анализировать и сравнивать изученные понятия.
Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Регулятивные УУД
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Этап
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
Организационный момент
Проверить готовность к уроку
Мотивация. Определение темы урока и постановка цели урока.
В тетради записываем число, тему, цель
Приветствую детей и гостей, проверяю готовность к уроку.
- Урок у нас с вами сегодня необычный. Сегодня я не буду ничего вам объяснять на уроке
Я буду задавать вам вопросы, и мы вместе с вами будем искать на них ответы.
Показать кубик льда и спросить, какое физическое тело находится у меня в руках?
- А из какого вещества оно состоит?
Показать: Лед, вода, «пар»
- Это разные вещества?
- Кто догадается, о чем будет идти речь на уроке?
О разных состояниях вещества
- А как называются такие состояния?
Агрегатные
- Давайте вместе сформулируем тему урока
- Тема урока «Агрегатные состояния вещества и основные свойства твердых, жидких и газообразных веществ»
- Какую цель мы можем перед собой поставить?
- Дети пытаются сформулировать цели
- Мы сегодня рассмотрим разные состояния вещества – твердое жидкое и газообразное, и наша задача выяснить их свойства.
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Познавательные УУД
1. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).
3. Анализировать и сравнивать изученные понятия.
Обсуждение агрегатных состояний вещества, поиск ответов на поставленные вопросы.
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика твердых, и жидких и газообразных веществ» См Приложение 1
- Что-то мы уже знаем, что-то новое узнаем на уроке.
В диагностической карте есть таблица 2. Прошу вас сейчас написать, что вы уже знаете про разные состояния вещества. Вторую половину вы сами заполните в ходе урока.
Я не буду вам говорить, когда нужно что-то туда записывать, это черновик для ваших мыслей. Следите за ходом урока и в правой части (можно карандашом) помечайте, что вы для себя подметили нового
- Давайте попробуем доказать, что это одно и то же вещество.
состоят из одних и тех же молекул (но мы этого не видим, как доказать)
легко переходят из одного состояния в другое и обратно при нагревании и остывании
- Как вы думаете, чем же отличаются лед, вода и пар?
температура, свойства, расстояния между молекулами (все тела при нагревании увеличиваются) в объеме, скорость движения молекул (в разных состояниях диффузия протекает по-разному), сохранение формы и объема, расположение молекул
- Думаю, что полностью разобраться в этом нам поможет видеосюжет
- Давайте придумаем, с помощью каких опытов можно доказать, что объем жидкости не изменяется?
- Что жидкость не сохраняет форму?, Как можно выразиться по- другому?
Принимает форму сосуда
-Как можно доказать, что твердое тело сохраняет объем и форму?
- Пожалуй, мы уже со всем разобрались, а что бы я в этом была совсем уверена, давайте ответим на вопросы, какому агрегатному состоянию принадлежат эти свойства
- Мне кажется, что вы уже готовы систематизировать добытые в ходе урока знания и заполнить таблицу.
Подсказки ищем в учебнике (§11-12) и на слайде.
1 ряд – газ
2 ряд – жидкость
3 ряд – твердое тело
Отдельная группа (слабые учащиеся) по рисункам в учебнике на специальных заготовках учителя изготовить модель твердых, жидких и газообразных веществ, затем продемонстрировать ее с помощью документ- камеры
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Познавательные УУД
1. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).
3. Анализировать и сравнивать изученные понятия.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Регулятивные УУД
1. Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Подведение итогов
Возвращаемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока – что узнали нового (Рефлексия)
-Может быть, кому-то кажется, что про агрегатные состояния мы узнали все. На самом деле, мы только коснулись азов этой темы. Хочется представить вам несколько любопытных фактов:
Всё известное вещество на Земле и за ее пределами состоит из химических элементов. Общее количество встречающихся в природе химических элементов – 94. При нормальной температуре 2 из них находятся в жидком состоянии, 11 – в газообразном и 81 (включая 72 металла) – в твёрдом.
Жидкий воздух получили только в 1877 году под большим давлением, а гелий впервые был превращен в жидкость лишь в 1908 году.
... из всех известных элементов в обычных условиях в жидком состоянии встречаются только два - ртуть и бром.
Солнечное тепло испаряет влагу с земной поверхности, конвективные потоки и диффузия позволяют парам достигнуть высоких атмосферных слоев. По мере движения вверх температура падает, пары конденсируются и образуются облака. Внутри облаков происходит формирование капель или снежинок и градин. Атмосферные осадки выпадают на землю в виде дождя или снега. В зависимости от времени года вода на земле может превратиться в лед, или наоборот, происходит таяние снега. На этом цикл замыкается
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Выставление оценок
Домашнее задание
§11-12 Ответить на вопросы:
Почему я сказала в начале урока «Пока сегодня будем это называть паром»? Если это не пар, то что?
Все вещества при остывании уменьшаются в объеме, почему произошло вода при замерзании расколола банку?
Оказывается, есть еще четвертое состояние вещества. Что это за состояние? Желающие могут подготовить сообщение
Регулятивные УУД
1. Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
ТОУУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
·. Оценить учеников, которые успешно работали текстом учебника.
·
·. Оценить учеников, которые продуктивно работали при закреплении изученного учебного материала.