Конспект психологического занятия Как мы воспринимаем информацию?
Психологическое занятие в 5 классе.
Как мы воспринимаем информацию.
Цель занятия: Осознание учениками многоканальности восприятия окружающего мира. Создание условий для положительной мотивации к занятиям.
Ведущая идея: У каждого человека развиты все системы восприятия информации, но одна из них является преобладающей.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Наши с вам занятия будут отличаться от обычных уроков, к которым вы привыкли. В этом году вы перешли из начальной школы в 5 класс. У меня к вам будет вопрос:
Для чего мы ходим в школу?(Чтобы учиться.)
А как учиться? Конечно же, хорошо. А как учиться, чтобы учиться хорошо? Родители, учителя, ваши сестры наверняка давали вам множество советов: будь усидчив, на уроках внимательно слушай объяснения учителя, выполняя домашние задания, не отвлекайся на посторонние дела, соблюдай режим дня и так далее и так далее.
Все это, конечно, правильно, только почему же так часто эти советы не помогают? Почему, например, можно весь день просидеть над стихотворением и так и не выучить его наизусть; почему никак не лезут в голову исторические даты и имена; почему сразу опускаются руки при виде математической формулы и начинает болеть голова от иностранного языка? Почему школьные предметы делятся на интересные и неинтересные, на любимые и нелюбимые, на сложные и простые?
Наверное, многие из вас хотели бы найти ответы на эти вопросы, больше узнать о памяти и законах мышления, блестяще отвечать на уроках и не бояться экзаменов.
Наши занятия помогут вам в этом.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с тем, каким образом мы познаем окружающий мир.
2.Изучение нового материала. Беседа с учениками «Наши органы чувств»
Ребята!
Знаете ли вы, сколько органов чувств есть у человека? Назовите их, пожалуйста.
Ученые - психологи установили, что мы воспринимаем окружающий мир в основном тремя путями:
Через зрение,
Через слух,
Через ощущения собственного тела.
Таким образом, существуют три канала восприятия, обозначаемые как системы:
Система А(видеть) – восприятие информации через зрение,
Система Б(слышать) – восприятие информации через слух,
Система В(ощущать) – восприятие информации через ощущения тела.
У каждого человека(если он не инвалид) работают все три системы, но в разной степени. Примерно у 40% людей лучше всего развита система А, у 40% система В, и только у 20% система Б.
Человек с хорошо развитой системой «видеть» употребляет слова: видеть, рассматривать, с моей точки зрения, ярко, смутно./данные ключевые слова вывешиваются на доску/
Он говорит: «Видишь, я был прав», «Посмотрим, что ты на это скажешь», «Вот увидишь, все обойдется».
Человек с хорошо развитой системой «слышать» употребляет слова: слышать, звучать, я вас слушаю, тихо.
Он говорит: «Послушай, неужели это так трудно», «Слушай, мне это надоело», «Скажите, пожалуйста, какие мы нежные».
Человек с хорошо развитой системой «ощущать» употребляет слова: чувствую, остро ощущаю, схватываю суть проблемы, скованно, свободно.
Он говорит: «Ты чувствуешь, как она поет», «Атмосфера в квартире невыносимая».
А какие системы используете вы на уроках в школе?
Школьное обучение рассчитано в основном на использование системы Б, почти не используется система В.
3.Психологический практикум.
А)Речевой контент-анализ.
Задание. Проанализируй свою речь. Какие из приведенных выше слов и выражений ты используешь?
Б)Самонаблюдение.
Инструкция.
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе летний день у моря.
Интерпретация.
представление преимущественно зрительных образов(море, солнце, пляж, лес и т. д.) – система «видеть»;
представление преимущественно слуховых образов(шелест волн, шум прибоя, гул ветра, жужжание насекомых и т. д.) – система «слышать»;
представление преимущественно тактильных, кинестетических образов(тепло солнца, прохладу воды, шершавость песка, ощущение ветерка и т. д.) – система «ощущать».
4.Обсуждение результатов.
В режиме свободной беседы психолог может получить обратную связь от ребят.
5.Вопросы в конце занятия.
А)На какие системы восприятия преимущественно воздействует телевизионная реклама? Приведите примеры таких воздействий.
Б)На какие системы восприятия преимущественно воздействуют различные виды искусства? Приведите примеры.
6.Домашнее задание.
Оформить обложку тетради для занятий – раскрасить, наклеить картинки и т. д.
7.Завершение занятия.
В конце занятия необходимо обязательно отметить активно работавших ребят, похвалить их. Закончить занятие стоит выбором цветного квадратика, а также использованием релаксационных приемов под тихую, расслабляющую музыку.
слышать, звучать,
я вас слушаю, тихо«Послушай, неужели это так трудно», Times New Roman«Слушай, мне это надоело», Times New Roman«Скажите, пожалуйста, какие мы нежные».Times New Romanвидеть, рассматривать,
с моей точки зрения,
ярко, смутно"Видишь, я был прав", "Вот увидишь",Times New Roman"Посмотрим, что ты на это скажешь"Times New Romanчувствую, остро ощущаю,
схватываю суть проблемы,
скованно, свободно"Ты чувствуешь, как она поет",
"Атмосфера в квартире невыносимая"Times New Roman15