Методическая разработка по музыкальной литературе на тему В.А.Моцарт Симфония №40


Методическая разработка урока
по предмету «Музыкальная литература»
второй год обучения ДШИ и ДМШ
по теме «В.А.Моцарт Симфония №40».
Составила: преподаватель теоретических дисциплин
Рассохина Виктория Юрьевна
Тема: В.А.Моцарт, Симфония №40 соль минор
Цель: Знакомство с симфоний №40 соль минор композитора В.А. Моцарта.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-закрепить знание определений (симфония, сонатная форма, инструменты симфонического оркестра);
- повторить историю создания симфонии;
- продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;    
- расширять музыкальный кругозор учащихся.
обучающие:
- познакомить с содержанием симфонии;
- научить определять на слух музыкальные темы симфонии;
- привить навык анализа симфонического жанра.
развивающие: 
- развивать умение высказываться;
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать самосознание;
- развивать творческие способности.
воспитывающие:
- усвоение общекультурных ценностей,
- формировать трудолюбие, ответственность, положительную самооценку,
- формировать умение сопереживать,
- формировать умение рассуждать.
Оборудование:
- CD диски;
- музыкальный центр;
- учебники;
- портрет В.А.Моцарта.
План урока:
1. Орг. момент.
2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
3. Изучение нового материала.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока.
1. Орг. момент (приветствие).
2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Преподаватель: В.А.Моцарт написал очень много инструментальной музыки: около 50 симфоний, 21 концерт для клавира с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, концерты с сопровождением оркестра для флейты, кларнета, фагота, валторны, флейты и арфы, струнные квартеты и квинтеты, сонаты для скрипки и клавира, сонаты для клавира, фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира. Мы с вами познакомимся с одной из наиболее известных симфоний №40 соль минор. Давайте вспомним, что такое симфония?
Учащиеся: Симфония это – оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. В основе развития симфонии лежат принципы сонатной формы.
Преподаватель: Правильно. Эту симфонию Моцарт написал в 1788 году в Вене, в последний период своего творчества, в период вершины мастерства в инструментальной музыке. Стоит заметить, что при жизни композитора, из 50 симфоний издали всего три. А из трёх симфоний 1788 года только сороковая симфония исполнялась один раз в Вене. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Исповедь человека, поиск душевной гармонии, преодоление жизненных конфликтов.
1 часть – взволнованная.
2 часть- спокойная, затишье после бури.
3 часть – оживлённый менуэт.
4 часть – кульминация всего произведения, напряжённая, возбуждённая.
На протяжении всех частей есть взаимосвязь чувств и настроений, их постепенное и неуклонное развитие.
1 часть. Написана в форме сонатного allegro.
Давайте вспомним что такое сонатная форма?
Учащиеся: Учащиеся: сонатная форма- это музыкальная форма, состоящая из трёх разделов: 1. Экспозиция – изложение основных тем; 2. Разработка – развитие тем экспозиции; 3. Реприза – повторение тем экспозиции.
Преподаватель: Правильно.
Главная партия звучит с первых тактов. Она несколько грустная, трепетно-нежная. Напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь. Мелодию исполняют скрипки, что придаёт певучесть, мягкость, теплоту. В сопровождении звучат фигурации у других струнных инструментов, что усиливает общее настроение взволнованности и беспокойства. ***стр.45 №34.
Похожая мелодия встречается у Моцарта в опере «Свадьба Фигаро» в арии Керубино. *** стр.45 №34а. Что говорит о песенном происхождении ряда тем его инструментальных сочинений. Далее настроение тревоги усиливается. В конце главной партии звучат резко акцентированные аккорды.
Связующая партия. Это переход к побочной партии. Она построена на теме главной партии, она вносит новый оттенок. Подчёркнутый, чеканный ритм придаёт ей энергичный характер, большую серьёзность. Собранность.
Побочная партия. Звучит более светло и безоблачно. Она изложена в параллельной тональности к соль минору-си-бемоль мажоре. Лукавая, немного танцевальная, тема звучит мягко и изящно. ***стр.46 №35. Побочная партия дана в аккордовом изложении, другой тембр, окрас звучания. Мягкому пению скрипок вторят деревянные духовые инструменты (флейты, гобои, кларнеты). П.п. в своём развитии постепенно набирает силу, крепнет и звучит решительно.
Заключительная партия. В её основе лежат начальные полутоновые интонации основной темы. Как и св.п. она звучит энергично и решительно.
Слушаем экспозицию.
Разработка. Развивается исключительно основная тема. Продолжается развитие в сторону усиления напряжённости. Начало отмечено резкой сменой тональности (фа-диез минор). Музыка сразу принимает сумрачную окраску. Гл.п. утрачивает мелодичность, дробится на части. Смена тональностей. Иная фактура изложения и сила звука придают музыке тревожный, беспокойный и одновременно энергичный характер. Вместо «задушевного» высказывания слышится грозное и решительное звучание главной темы, которая поочерёдно появляется у разных групп инструментов. В движение приходит весь оркестр, звучность достигает огромной насыщенности.
Переход к репризе происходит постепенно, уменьшается звучность оркестра. В высоком, светлом и прозрачном регистре у деревянных духовых инструментов легко скользит начальная интонация главной партии, утверждается соль минор.
Все темы в репризе изложены в соль миноре. Это существенно изменяет п.п. Она теряет свою светлую окраску, и задорный лукавый оттенок. Минор окрашивает её в грустные, печальные тона. Св.п. значительно расширяется, вместо 16 тактов – 36. Всё это изменяет характер музыки, закрепляя наметившееся в экспозиции и разработке тяготение к большей углублённости и напряжённости.
Слушаем 1 часть (5.32 минуты).
2 часть Andante (неторопливо). Сонатная форма. После взволнованной первой части следует светлая, умиротворённая, напевно-ласковая музыка.
Неторопливо, с некоторой величавостью струнные инструменты исполняют основную тему. Характерные для Моцарта восходящие задержания («запаздывания» очередного звука мелодии) придают ей мягкость и изящество. ***стр.47 №36.
Этому способствует и короткая мелодическая фигурка из 32-х, которая пронизывает собою музыку всей части.
В этой части отсутствуют резкие контрасты. Все голоса оркестра поют, и пение это как бы излучает мягкий солнечный свет.
Слушаем ГП и ПП.
3 часть. Трёхчастная форма. Оживлённый менуэт. Он контрастирует со второй частью. Общий замысел симфонии заставляет композитора наделить его чертами, мало свойственными этому танцу. Ещё более, чем в сонате, волевой и энергичный, менуэт резко отличается от произведений такого рода. ***стр.47 №37.
В средней части танца – в трио – Моцарт возвращает менуэту характерные черты. Проходя поочерёдно у струнных и духовых инструментов, тема трио звучит мягко и светло, в соль мажоре. Изящные окончания фраз вызывают представления о галантных поклонах танцующих, присущих придворному менуэту того времени. *** стр.47 №38. Третья часть – точное повторение первой части. Так в третьей части симфонии с новой силой проявляется серьёзность и глубина её общего замысла.
Слушаем 1 часть и трио (4.09).
4 часть – финал. Сонатное Allegro. Чувства и настроения, выраженные в финале, роднят его с музыкой первой части: та же взволнованность главной и светлая грациозность п.п. *** стр. 48 №39 и №40. А закл.п. и начало разработки имеют даже мелодическое сходство. Финал – итог развития всей симфонии. Значительнее становится различие главной и побочной темами, резче становится контраст и внутри самой гл.п. А развитие основной темы в разработке – бурное, порывистое и возбуждённое – достигает огромной напряжённости. Это кульминация произведения, то есть высшая по напряжённости точка всего цикла.
Слушаем ГП, ПП, разработку (4.21 мин.).
План симфонии:
ПЕРВАЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЧАСТЬ
ТОНАЛЬНОСТЬ соль минор Ми-бемоль мажор соль минор соль минор
ТЕМП Мо1tо Аllegroandante allegretto Allegro assaiaФОРМА Сонатное
аллегро Сонатное
аллегро Трехчастная с трио Сонатное
аллегро
РАЗРАБОТКА
ТЕМЫ Только главная тема,- три раздела с разной тематической работой Только
главная
тема
РАЗМЕР С 6
8 3
4 4
4
ХАРАКТЕР Драматический Лирико
созерцательный Драматический, в трио светлый, безмятежный Драматический
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Вопросы по симфонии №40 В.А.Моцарта:
1. В каком году и и где была написана симфония?
2. Дайте характеристику тем первой части.
3. Какой характер музыки второй части?
4. Расскажите о третьей части симфонии и о финале.