Урок окружающего мира для 3 класса «Как мы воспринимаем окружающий мир»


Урок по окружающему миру для 3 класса: «Как мы воспринимаем окружающий мир».
Цели: 1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
2. Учит беречь органы чувств, работать в группах.
3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети заранее рассажены по группам.
- Какое у вас настроение?
- Вы готовы получать новые знания?
- Тогда у нас все получится.
II. Постановка темы и целей урока.
На доске пословицы:
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
- Что означают данные пословицы?
Девизом нашего урока будет последняя пословица.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О здоровье).
- Какой раздел мы начали изучать? (Мы и наше здоровье)
- Мы видим вокруг себя разные предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Например, мы увидели перед собой яму и сразу принимаем решение обойти её, услышали сигнал машины – остановились пропустить её.
- Что же помогает нам воспринимать окружающий мир? (Органы чувств)
- Какая тема урока? (Учитель записывает на доске).
Какая цель: 1. Познакомимся с …………. (органами чувств)
Узнаем, для чего…………….. (нужны-значение)
Научимся…………………….(беречь, ухаживать).
Но сначала мы проверим домашнее задание3.
Проверка домашнего задания.
- Какие органы человека вы знаете?
-Какую работу они выполняют?
Что такое система органов?
- Что изучают анатомия, физиология и гигиена?
III. Изучение нового материала.
- Ребята, вы сейчас назвали органы чувств: сердце, глаза, легкие, желудок.
- А как вы думаете, есть ли у человека другие органы?
- что бы ответить на этот вопрос, давайте проведем опыты6Практическая работа.
      А) Учитель просит  детей закрыть глаза, кроме 1 ребенка. Затем просит называть показываемые предметы  по очереди класс и  выбранного  ребенка.
 Вывод.-Почему не ответили? ( Не видели).  Какой орган не  работал? (Глаз).
  Б) Игра «Угадай голос»  1 ребенок встает спиной  к классу и угадывает тех, кто называет его имя.
Вывод. - Как узнал,  кто говорил? (По голосу)   Что помогло? (Уши) 
В) Детям завязывают глаза и просят определить по запаху  вещество (лимон, чеснок,  кофе).
Вывод. - Как узнал вещество? ( По запаху). Какой орган помог? (Нос).
Г) Несколько человек  определяют на вкус воду с растворенными  в ней веществами (соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода)
Вывод. - Какой вкус у тебя в стакане? (Ответы учащихся). При помощи чего узнал? (При помощи языка)
Д) Учитель выборочно предлагает детям потрогать  такие предметы, как наждачная  бумага,  мех, любой холодный предмет.  
 Вывод: - Какие ощущения возникают? (Ответы). При помощи чего узнал? (Кожа).
По выполнение опытов учитель вывешивает название органов:
Глаз
Уши
Нос
Язык
Кожа
- Какие органы нам помогли в проведении практической работы?
- У человека 5 органов чувств. К ним относятся: уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире, т.е воспринимает окружающий мир.
IV. Физминутка.
- Встаньте парами друг против друга. Я буду называть органы чувств, а вы показывайте его у соседа. Будьте осторожны, когда я назову глаза, просто прикройте их ладошкой. За уши и нос, кожу можно дотронуться рукой, а вот на язык просто указать.
НОС, ЛЕВОЕ УХО, КОЖА, ГЛАЗА, ПРАВОЕ УХО, ЯЗЫК, ЛКВЫЙ ГЛАЗ, УШИ.V. Работа по теме урока.- Сегодня  на вас ложится  большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее другим, чтобы в конце  урока все без труда  написали  тест. А что  ещё очень важно, чтобы  никто  в конце  урока не ошибся? (Внимательно  слушать.) Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним  устав группы.
Устав группы
1. Будь добр и вежлив.                                             4.Умей выслушать каждого.
2.Помни, что у вас общее дело.                             5.Не согласен – предлагай.
 3.Уважай своего товарища.                                     6. Работай вполголоса  Работа в группах. 
Инструктаж:
Распределите роли  в группе (капитан, докладчик, секретарь, организатор).
На столе  у каждой группы лежит конверт с карточкой - заданием (оранжевого)  и, карточкой – ответом (зеленого цвета). Читаете задание,  выполняете его  все вместе, опорные слова записываете  в карточку-ответ. На работу я вам даю 10 минут.
- У вас у каждого на столе есть карточка, где записаны вопросы, на которые вы должны дать ответы, работая с учебником.
1 группа. Глаз – орган зрения.
Обсудите вопросы:
- Что такое глаз?
- Для чего он нужен?
- Как нужно беречь зрение?
2 группа. Уши – орган слуха.
- Что такое ухо?
- Для чего нужны уши?
- Что вредит ушам?
- Как нужно ухаживать за ними?
3 группа. Нос – орган обоняния.
- Что такое нос?
- Что такое обоняние?
- Для чего нужен нос?
- Как сохранить обоняние?
4 группа. Язык – орган вкуса.
- Что такое язык?
- Для чего он нужен?
- Как нужно беречь язык?
Самостоятельная работа детей.
Помните об уставе группы.
Ответы учащихся.
Мы с вами не разобрали 5 орган чувств. Орган осязания.
Протрите стол рукой, дотроньтесь до одежды.
- Что вы чувствуете?
Это можно определить на ощупь, с помощью кожи?
Когда мы прикоснемся к горячему предмету, уберем руку? Почему?
Кожа нам дала сигнал, берегись горячо! Холодно! Не обморозь пальцы!
С помощью кожи мы ощущаем прикосновения, боль, тепло и холод. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
- Ученые говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг» .
- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)
Человек видит, слышит, чувствует запахи или вкус, только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко и не перепутает его со вкусом огурца.
Проведем эксперимент. Учитель завязывает ученику глаза и дает ему подставку для книг.
- Что это? (Ответ ученика)
- Органы чувств имеют память. Органами чувств управляет головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Например: увидели яблоко. Эта информация поступает в головной мозг, он дает приказ взять и откусить. Головной мозг осуществляет контроль, а органы их исполняют.
VI. Работа с тетрадью.
- Как вы усвоили и запомнили материал, мы проверим, проведя работу в тетради.
Самостоятельная работа учащихся в тетради с. 58-59.
VII. Итог урока.
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
С. 132-136 .