Презентация Томас Стернз Элиот «Бесплодная земля»


Томас Стернз Элиот «Бесплодная земля» (1922) год Замысел Т.С.Элиота Передать саму природу жизни, извечную трагичность бытия. «Когда я написал поэму «Бесплодная земля», — говорил Элиот в 1931 году, — некоторые из благожелательных критиков отметили, что я выразил «разочарование поколения», но это вздор. Может быть я и выразил, как им кажется, настроения разочарования, но не это было главным в моем намерении»'. . «Бесплодная земля» посвящена теме напрасных усилий и бессмысленных волнений человека, которые одинаково приводят к неумолимой смерти В поэме выражены представления о деградации современного мира, о безжизненности современной цивилизации. Преобладают апокалипсические настроения. Поэма сложна для истолкования. Элиот сопроводил ее комментариями. Требуются и многие дополнительные пояснения, которые и приводятся в изданиях текста поэмы, становясь необходимым путеводителем в сложном ассоциативном мире «Бесплодной земли». Через всю поэму проходит мотив смерти Уже в первой части, котораяназывается «Погребение мертвого», возникает тема смерти. Ясновидящая Созострис предсказывает смерть. Лейтмотив этой части выражен в стихе: «Я покажу тебе ужас в пригоршне праха». Вторая часть -«Игра в шахматы» развивается идея: жизнь -это игра в шахматы, перестановка фигур, перемена ситуаций; в жизни нет сильных чувств: любовь - это не страсть, а просто игра. И здесь настойчиво говорится о смерти: Думаю я, что мы на крысиной тропинке, Куда мертвецы накидали костей. В третьей части - «Огненная проповедь» - говорится о том, что в холодном ветре не слышится ничего, кроме хихиканья смерти и лязга костей. Слепой прорицатель Тересий рассказывает об отношениях между мужчиной и женщиной, не знающих, что такое любовь, об объятиях без взаимного влечения. В четвертой части - «Смерть от воды» - главенствует мотив: труп финикийца в море В пятой части - «Что сказал гром» - поэт акцентирует тему смерти, тему гибели всего живого. В безводной каменной пустыне гремит гром, но нет дождя. Каждый живет в страхе, как заключенный в тюрьме. Поэма заканчивается мотивом безумия и троекратным повторением санскритского слова «schantih» («мир, высшее всякого понимания»).