«Как живут животные? Условия, необходимые для жизни животных. Особенности питания. Охрана животных». (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
Коммунальное учреждение «Обшеобразовательная школа I-III ступеней №40
г. Енакиево»
КОНСПЕКТ
открытого урока на тему:
«Как живут животные? Условия, необходимые для жизни животных. Особенности питания. Охрана животных». (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
Дата проведения: 08.12.2016
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Егельская Л.М.
Енакиево-2016
Тема «Как живут животные? Условия, необходимые для жизни животных. Особенности питания. Охрана животных».
Цели. Познакомить обучающихся с условиями жизни животных; расширять представления о разнообразии животного мира, жизни животных;. Закрепить знания обучающихся об условиях роста растений.
Развивать логическое мышление, память, связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением, умение анализировать, делать выводы.
Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к ней.
Формировать социокультурную компетентность.
Оборудование: картинки с изображением животных, кроссворд,; таблички с заданиями для повторения и закрепления изученного материала.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Повторение ранее изученного материала.
1)-Незнайка по дороге к вам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.
Докажите это Незнайке еще раз, чтобы он запомнил. (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает.)
2) Выполнение задания для закрепления знаний об условиях, необходимых для жизни растений.
III.Самоопределение к деятельности
Отгадывание загадок.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
2) Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
3) Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный?
4) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
5) Кто на своей голове лес носит?
6) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
7) Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
8) Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет
А он и не знает.
9) Маленький рост,
Длинный хвост, серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных.)
Прочитайте тему урока на с. 72. (Как живут животные?)
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа, работа по учебнику
Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)
У кого дома есть животные?
Расскажите, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.
(Желающие рассказывают о своих домашних животных.)
Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей.) Убедимся в том, что вы правы.
(Класс делится на группы. Учащиеся повторяют правила работы в группах.)
Откройте учебник на с. 72. Посмотрите, какие задания предлагают авторы учебника для работы в группах. Обсудите и выполните первые два задания. Сделайте выводы.
(Коллективная проверка по учебнику (с. 93).)
-
-Докажите, что животные — живые существа. (Они питаются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство, растут.)
Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.
-Для чего животным нужен дом? (В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.)
-Что животным необходимо для жизни? (Пища, воздух, вода, тепло, свет.)
2.Занимательная минутка
Способны ли животные думать?
Над этим вопросом стоит задуматься. Если у вас есть кошка, собака, попугай, хомячок — понаблюдайте за ними, поэкспериментируйте, сделайте свои выводы.
Вот отрывок из статьи Юджин Линден «О чем думают животные». Действительно, задумаешься над фактами, приведенными в этой статье.
«Однажды Шарлин Джендри, приматологу из зоопарка города Колумбуса, штат Огайо, сообщили, что самка гориллы Коло завладела каким-то подозрительным предметом. Прибыв на место, Джендри предложила Коло горсть арахиса, но обезьяна в ответ лишь равнодушно посмотрела на нее. Поняв, что переговорный процесс начался, Джендри подняла ставку и предложила горилле кусочек ананаса. Тогда Коло, по-прежнему глядя Джендри прямо в глаза, разжала ладонь — в ней была цепочка от ключей. Обрадовавшись, что в руках у обезьяны не какой-нибудь опасный предмет, Джендри дала ей ананас. Но Коло умела торговаться: она разорвала цепочку и дала Джендри маленький кусочек, вероятно, рассудив: зачем отдавать все, если можно получать по ломтику ананаса за каждую малость? Если животные могут заниматься бартером, то почему бы им не освоить денежные операции?» Вывод делайте сами!
Известно ли вам, сколько на Земле всякой живности — зверей, рыб, птиц и разных жучков-паучков? Вот ученые-зоологи описали целую тысячу видов земноводных животных, 6 тыс. видов рептилий, 9 тыс. видов птиц, 15 тыс. видов млекопитающих и 20 тыс. видов рыб. Но больше всех известно ученым насекомых — целый миллион разных видов!
Но мы проникли далеко не во все уголки нашей планеты. А кое-какие животные настолько пугливы, что люди их видели всего-то раз-другой. Поэтому никто и не знает, сколько животных до сих пор еще даже не открыто.'
Но некоторых животных мы уже никогда и не увидим живьем —, они вымерли. Конечно, ни растения, ни люди, ни животные не живут вечно. Но иногда случается так, что погибают все животные какого-то отдельного вида. Тогда ученые считают, что этот вид полностью вымер — и никогда больше не возродится вновь. Не всегда известно, отчего так получается, но часто виноват в этом бывает человек.
-Что предпринимают люди для того, чтобы животные не вымирали?
Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
(Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Приседания.)
И сказали три кота: .— Красота! Красота!
(Хлопки в ладоши.)
V.Закрепление изученного материала
1. Выполнение задания на карточках
Рядом с изображением животного поместите изображение того, чем питается животное.
-Соедините линией животное и продукт его питания.
2.Разгадывание кроссворда
Кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?»
(Кроссворд дан на доске. Учитель называет животное, а ученики - его детеныша..)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 / ^ 4 11 1. Волк. (Волчонок.) 2. Медведь. (Медвежонок.) 3. Лошадь. (Жеребенок.) 4. Белка. (Бельчонок.) 5. Корова. (Теленок.) 6. Индюк. (Индюшонок.) 7. Еж. (Ежонок.) 8. Кошка. (Котенок.) 9. Овца. (Ягненок.) 10. Свинья. (Поросенок.) 11. Собака. (Щенок.)
Какое слово получилось в выделенном столбце? (Верблюжонок.)
Кто такой верблюжонок? (Детеныш верблюда.)
3.Игра «Потерялись малыши»
(Учитель читает стихотворение, а ученики называют «потерянную» маму.)
Помогите малышам Потерялись дети мам.
Без родителей, одни Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший —
Не догонит мама-... (лошадь).
Шею вьггянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына
Под крылом нашла... (гусыня).
Верблюжонок у ворот Маму жалобно зовет,
Не бойся — не заблудится,
Придет домой... (верблюдица).
Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая, за кадушкой,
Червяка нашла... (индюшка).
— Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда Ваша мама-... (утка).
Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться Мама ослика - ... (ослица).
Малыши и мамы рады —
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят Малыши благодарят.
4. Игра «Кто лишний?»
1.На доске иллюстрации с изображением домашних животных, а среди них –одна с изображением дикого животного.
2------иллюстрации с изображением животных, обитающих в нашей местности, а одна – с изображением животного, обитающего на другом континенте.
VI.Рефлексия
Незнайке приятно слушать, что вы всё знаете. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные. Докажите, что животные — живые существа.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).) Молодцы.
Незнайка остался доволен тем, как вы отвечали.
Оцените свои достижения на уроке.
VII. Подведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке?
-Как живут животные?