Конспект урока по литературе «Правда» Сони Мармеладовой» (10 класс)
10 класс
Тема: «Правда» Сони Мармеладовой. Урок-размышление.
Цель урока: показать, в чём видит Ф.М.Достоевский источник обновления жизни, помочь учащимся постичь характер Сони и раскрыть её роль в судьбе Раскольникова.
Задачи:
образовательные:
раскрыть значение образа Сони через её «правду» (идейное содержание) и выявить художественные приемы построения образа героини;
развивающие:
развитие навыков аналитического чтения и художественного пересказа;
воспитательные:
воспитание сострадания, неприятия зла.
ЦОР:
презентация «Правда» Сони Мармеладовой»;
фрагменты кинофильма «Преступление и наказание» (режиссер Л.Кулиджанов).
Оборудование:
рабочее место учителя:
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2010.
Литература:
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» (тексты романа у каждого ученика)
Литература. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.И.Коровина – М. Просвещение, 2007.
Структура урока:
Организационный момент 1 мин
Вступительное слово учителя 4 мин
Проблемный диалог25 мин
Просмотр и обсуждение видеофрагментов10 мин
Заключительное слово учителя 3 мин
Подведение итогов урока, домашнее задание 2 мин
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя
Мы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.
На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.
У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Проблемный диалог с опорой на текст романа
– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?
(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)
Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:
«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»
Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.
Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. М.М.Бахтин, исследователь творчества Ф.М.Достоевского, подчеркивал: «София – смиренномудрая». Через 14 лет после «Преступления и наказания» Достоевский напишет роман «Братья Карамазовы». Мать Алеши и Ивана Карамазовых, несчастная, безответная женщина, тоже будет носить имя Софья.
– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?
Художественный пересказ эпизода учащимися.
В романе нет случайностей. «В нём слова лишнего нет», - писал Ф.М.Достоевский о романе «Преступление и наказание».
Вот некоторые детали.
Цифра 30 имеет определенный евангельский подтекст:
30 целковых заработала Соня;
за 30 серебренников Иуда предал своего учителя Христа;
Марфа Петровна «выкупила» Свидригайлова за 30 тысяч рублей;
Свидригайлов собирался предложить Дуне тысяч до 30;
30 копеек вынесла Соня своему отцу на похмелье.
Колоссальный смысл приобретает эта деталь в исповеди Мармеладова: бездна унижения, до которой дошел несчастный отец.
Еще одна деталь.
Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.
Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.
– Обратимся к исповеди Мармеладова. Перечитаем финальные строки.
«А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» (ч.1, гл.2)
Эти евангельские строки придают великий и таинственный смысл исповеди отца Сони.
А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.
– Расскажите, как это произойдет.
Художественный пересказ эпизода.
Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"
Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.
Намечены два пути: примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.
В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование. Раскольников этого понимать не хочет.
Мы уже читали письмо Раскольникову от матери, смотрели, «как сделан» этот эпизод языком кино.
– Какие два факта можно выделить, прочитав письмо?
(Честное имя Дуни восстановлено. Предстоит замужество.)– Почему Дуня пишет: «Письмо измучило Раскольникова»? Найдите ответ в тексте романа.
«Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне?»
Итак, сформулирована идея, идея самопожертвования и сострадания. Вот чего Раскольников не хочет и не может принять. Он спорит сам с собой.
И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.
– В каком эпизоде это произойдет?
(У постели умирающего отца)
Просмотр видеофрагмента.
По окончании просмотра – обсуждение:
Почему Соня остановилась у порога?
Такой ли вы представляли себе героиню?
В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки.
– Почему она робеет? Кто еще был у него в тот момент?
(Она стесняется матери и сестры Раскольникова.)
Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне, нет этого ни в Свидригайлове, ни в Порфирии Петровиче, ни в Лужине.
А затем происходит безобразная сцена на поминках. Но прежде чем Достоевский соберет там всех персонажей, еще в 4 части 4 главы Раскольников сам придет к Соне.
Откройте эту сцену.
– Что он видит?
(Бедность и страдание.)
– Почему Раскольникову так важно смутить Соню?
(Его истерзали сомнения, а Соня – человек глубоко верующий.)
- Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает?
(Целует ноги Соне. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»)Затем Раскольников требует, чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.
Художественный пересказ эпизода.
Вчитаемся внимательнее в финальные строки анализируемого эпизода «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».
– Какое слово в этом авторском контексте синонимично слову «чудо»?
(Слово «странно».)
Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.
В этом же эпизоде романа Раскольников скажет о детях: «Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор.»Герой другого романа, Иван Карамазов, спросит Алешу: «Как примириться с миром, если в нем страдают дети». И когда Соня спрашивает: «Что же делать?» – Раскольников ответит: «Ломать надо всё и навсегда! Свобода и власть!»
– В чем же новое слово Раскольникова?
(Достоевский отмечает, что оно состоит «из расхожих словечек», что Раскольникову было отведено место среди «тварей дрожащих». Он осмелился протестовать. Так выглядит его идея в его собственных глазах.)Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Сцена на поминках».
– До каких пределов может дойти способность Сони принять зло?
– Что главное в поведении героини?
(Она смиряется и страдает.)
Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, – в смирении и способности к состраданию. В одной из «Записных книжек» он писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием».
– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?
Заключительное слово учителя
На страницах романа Достоевский утверждает «правду» Сони Мармеладовой. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, Раскольников изменится лишь в эпилоге романа. Долгой и трудной будет его дорога к вере, но начало этой дороги – первый визит к Соне, чтение евангельской истории о воскрешении Лазаря. Вера Сони пошатнула его идеи.
В финале «Преступления и наказания» Раскольников принимает путь Сони: «…он ничего бы не разрешил теперь сознательно, он только чувствовал…»
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Подготовиться к беседе по теме «Почему Раскольников сделал «явку с повинной»?»