Урок русского языка на тему Грамотная речь как показатель культуры человека. Языковые нормы
Урок русского языка в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ» Учитель Седова И.В. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.А.Н.Толстой Тема урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Языковая норма. Цели урока: повторить общие сведения о языковых нормах, отрабатывать навыки владения ими;развивать ключевые компетенции (лингвистическую, языковую, коммуникативную, интеллектуальную);воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, совершенствовать навыки этичного межличностного общения. Норма литературного языка – правило, то есть общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и рекомендованное ими. Основные признаки нормы:- относительная устойчивость- общеупотребительность- обязательность Орфоэпическая разминка Позвонит, банты, согнутый, оптовый,эксперт, закупорить, исчерпав, вероисповедание, сливовый, договор, клала, обеспечение, водопровод, баловать, красивее, диспансер, вручит, кухонный, жалюзи, послала. Самопроверка ПозвонИт, бАнты, сОгнутый, оптОвый, экспЕрт, закУпорить, исчЕрпав, вероисповЕдание, слИвовый, договОр, клАла,обеспЕчение, водопровОд, баловАть, красИвее, диспансЕр, вручИт, кУхонный, жалюзИ, послАла. «5» - 20«4» - 19 – 16«3» - 15 – 11«2» - 10 и менее Лексический тренинг 1. Определить лексическое значение паронимов:сытый – сытныйабонент – абонементпоступок – проступокнадеть – одетьглиняный - глинистый 2. Лексическая сочетаемость слов.Исправьте ошибки в употреблении паронимов. Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.В.М.Васнецов вырос в северном селе, отгороженном от больших городов ВЕЧНЫМИ лесами. ПАМЯТЛИВЫЕ монеты представляют очень интересную страницу истории нумизматики.Иногда люди избегают разговоров на темы, в которых они несведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.Послышались отдаленные раскаты грома, ипервые ДОЖДЛИВЫЕ капли упали на землю.На строительство кораблей первого российского флота шли ОТБОРОЧНЫЕ деревья. М 7 И 6 Н 5 О 4 Р 3 А 2 П 1 Лексический сканворд Й Ы Н Я Л С А М Й Ы Т С И Р Г И Ь Т С О Н Ч И Л А Н К И Л К Т О К А Б Ы Р Т Н Е Н О Б А Й Ы Н Ч И Н Д З А Р П Синтаксические нормы - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений. Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Грамматические нормы русского языка Поклади на стол 5.глагола Ихнюю вещь 4. местоимения С пятистами рублями 3.числительного Более красивее, слаже 2.прилагательного Опытные бухгалтера Ошибочное образование формы:1.существительного Трудолюбимый Ошибочное словообразование Типы морфологических ошибок Морфологический тренинг «Проверь себя» 1. Запишите имена существительные в форме И.п. множественного числа.1 вариант. 2 вариант.Договор ТопольДиректор ДокторТорт ТренерМесяц ПочеркПаспорт Сорт Проверяем Договор- договорыДиректор – директораТорт – тортыПаспорт – паспортаМесяц – месяцыТополь – тополяДоктор – доктораТренер – тренерыПочерк – почеркиСорт - сорта 2. Перепишите, раскрывая скобки.Пара (ботинки, чулки, носки)Килограмм (апельсины, бананы, помидоры)Много (дела, места, яблоки, макароны) Проверяем Пара ботинок, чулок, носковКилограмм апельсинов, бананов, помидоровМного дел, мест, яблок, макарон 3. Запишите числительные 90 (книг), 759 (домов), обе (девочки) в форме Р.п. и Т.п. Проверяем И.п. – девяносто книгР.п. – девяноста книгТ.п. – девяноста книгами И.п. - семьсот пятьдесят девять домовР.п. – семисот пятидесяти девяти домовТ.п. – семьюстами пятьюдесятью девятью домами И.п. – обе девочки Р.п. – обеих девочек Т.п. – обеими девочками 4. Образуйте формы степеней сравнения имен прилагательных1 вариант – красивый2 вариант - глубокий Проверяем Красивый- красивее – более красивый красивейший – самый красивыйГлубокий – глубже - более глубокийГлубочайший – самый глубокий 5. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:Ехать ЛечьБежатьПоложить Проверяем Ехать - поезжай, поезжайтеЛечь – ляг, лягтеБежать – беги, бегитеПоложить – положи, положите Игра «Корректор» 1. Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.2. На картине «Московском дворике» В.Д.Поленов изобразил старый уголок Москвы.3. И.С.Тургенев писал, что «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык». 4. Нужно отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующие душу.5. Никто из ребят не ожидали таких серьезных изменений в жизни.6. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.7. Сразу по приезду в село Константиново школьники отправились в музей. Спасибоза работу! Домашнее задание:базовый уровень – тренировочные задания по теме урока;профильный уровень – редактирование предложений.