Рабочая программка кружка лингвотопонимики


Кружок лингвотопонимики.
«По улицам родного города»
Посвященного 150-летию г.Белокурихи.

Русская педагогическая мысль еще в XIX веке почувствовала насущную необходимость изучения языка, истории, культуры, литературы на местном материале. В 1896 году Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод “локализации” - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. По методике Е.А.Звягинцева все дисциплины школьного цикла “прошивались” изнутри выходами к проблемам родного края, возникал органический синтез “близкого” и “дальнего”, родины “малой” с родиной “большой”. Старая школа не приняла этой методики, и вышедшая в 1924 году монография этого же автора “Родиноведение и локализация в школе” осталась невостребованной нашей педагогической практикой.
История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что назрело время внедрения НРК в преподавании учебных предметов в общеобразовательных школах. Этот компонент нацелен на формирование личности учащегося, как достойного представителями своего региона, воспринявшего его социо-культурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. НРК расширяет совокупность используемых в учебном процессе методов познания, содействует формированию целостного и предметного видения мира, природы, различных культур, человека, вовлекая в процесс социализации ученика, который сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.
Пути внедрения НРК многовариантны: учебные программы с дополнением регионального содержания, интегрированные учебные курсы, факультативы, спецкурсы, кружки, посвященные региональным компонентам.
Проект кружка лингвистического краеведения.
Пояснительная записка.
Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков.
Сибирь, Алтайский край, город Белокуриха – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства.Многообразны пути создания, открытия Белокурихи, как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить. Как вариант такого познания мы предлагаем занятия кружка по топонимике. Он может быть удовлетворен и развит не только традиционными формами краеведения (историческим, географическим, литературным), но и с помощью такой формы школьного лингвистического краеведения (включающего диалектологию, фольклористику, ономастику), как кружок местной топонимики.1. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.
2. Задачи:
а) Дать учащимся понятие о региональной топонимике, ее своеобразии и неразрывной связи с русским языком, литературой, историей, географией через практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.
б) Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной местной топонимики.
Что мы понимаем под местной топонимикой?
Это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков) это названия, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым города, с именами выдающихся земляков.
3. Проектная идея.
Опыт работы по изучению региональной топонимики города свидетельствует о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение городской микротопонимики (названия улиц, площадей, переулков) названий, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым города, с именами выдающихся земляков), так и по форме: "рассредоточено", когда тот или иной материал будет изучаться в рамках общелингвистического контекста через систему занятий, когда будет выделен один пласт материала (например, годонимы, остальное же будет изучаться обзорно) через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе, методов изучения региональной топонимики. В основу реализации может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание топонимического альбома, создание фильмов, компьютерных презентаций).
Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с городской топонимикой, становится сопричастным к жизни родного города, входит в его историю и представляет собой его будущее.
4. Участники.
Учащихся 5-6 классов .Работа при сотрудничестве с библиотеками, музеями, архивом, литературными объединениями, членами географических сообществ, Советом ветеранов.
5. Принципы:
сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной культуры;
формирование целостного представления учащихся о родном крае и городе.
деятельностный подход.
6. Направления:
годонимы Белокурихи (исторические этапы города);
наследие (музейная деятельность).
Работа организуется по подгруппам:
поисковики (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы и выходы);
группа экскурсоводов разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции;
группа организаторов проводит массовые мероприятия, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.
8. Формы работы кружка лингвотопонимики:
панорама достижений;
чтения;
посещение музеев, архивов;
встречи с интересными людьми;
заочные экскурсии;
выезды, путешествия;
уроки в Интернете;
работа с текстами краеведческого характера;
альманахи, устные журналы;
кроссворды;
работа в архиве по теме "Моя родословная".
9. Примерный план работы.
№ Тема занятия Литература Форма проведения Задание
1 Организация кружка, составление списков участников. Знакомство с планом, выяснение интересов, корректировка плана, сообщение о целях и задачах кружка, особенностях работы, рекомендация литературы и т.д.
Знакомство с предметом исследования – топонимикой. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. – М., 1981 Сообщение учителя о топонимике как отрасли ономастики. Подготовить сообщения о людях, чьи имена присвоены улицам.
2. Улицы Белокурихи (история названий улиц, связанная с историей освоения гор) Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М.,1979;
Сообщение учителя об улицах. Сообщения учащихся. Составить список улиц, связанных с историческими датами города и страны.
3 Откуда Белокуриха пошла Видеокассеты о Белокурихи Экскурсия в архив. Подготовка к топонимической экскурсии по городу.
4. Экскурсия по городу   Экскурсия по маршруту, разработанная руководителем кружка.
Рассказ учителя.
Беседа. Подготовить информацию об улицах Белокурихи, названных в честь революционеров, героев ВОВ.
5. “Их именами названы улицы Белокурихи” Книги о городе Обсуждение списка улиц, составленного дома, анализ прежних названий с точки зрения их происхождения и формы. Сообщение членов кружка. .
6. Топонимы, отражающие героическое прошлое Алтайского края края. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. – М., 1983; карта 1797 года и нашего времени. Нахождение на карте топонимов, сообщение о топонических находках, беседа об их происхождении и значении, связи с историей края Найти на карте
топонимы, происхождение
которых
связано с
именами, фамилиями, прозвищами (предположительно)
7 Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий. “Что значит твоя фамилия?” (краткие сведения об антропонимике) Успенский “Ты и твое имя”;Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии; Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Нахождение на карте данных топонимов, их элементарная классификация, краткие сообщения. Найти названия, связанные с языками народностей Алтая.
8 Топонимы из наследия Карта края Сообщения об оронимах, гидронимах, пришедших из языков народностей, обитавших ранее. Сообщения о писателях-земляках.
9 Топонимы литературного края. Топонимы, связанные с местами жизни и деятельности писателей, художников, композиторов, ученых. Карта Белокурихи и Алтайского края беседа о происхождении микротопонимов. Сообщения о поэтах края.
10 Алтай литературный   Экскурсия в Музей литературы Алтая Отметить улицы Белокурихи, произошедшие от промышленных объектов.
11 Что сначала: название города или реки? Отчеты о проведенном исследовании. Сообщение учителя о топонимах, связанных с гидронимами, их историей и значением. Найти топонимические неологизмы
на карте. Выяснить
их происхождение
с точки
зрения современного языка.
12 Новые географические названия города. Сообщения учащихся. Составление списка топонимов. Сообщение учителя.  
13 Обработка материала, составление альбома. Анкетирование: выяснить необходимость занятий топонимикой в дальнейшем   Беседа с информантами, заполнение топонимических карточек. Систематизация собранного материала.
14 Семейный творческий вечер “Дорогами лингвотопонимики”. Записи бесед с информантами. Топонимические карточки, схема маршрута. Сообщение учителя и учащихся об итогах эксперимента. Подготовка
к вечеру
“Дорогами лингвотопонимики” с компьютерными презентациями-отчетами.
15 Наши планы: анализ анкетирования.
10. Предполагаемый результат.По окончании срока реализации проекта кружка линвотопонимики дети совместно с преподавателями будут иметь модель интегрированной организации национально-регионального компонента во внеурочное время. Накопленный опыт будет способствовать расширению возможностей школьного урока и поможет установить сознательность действий учащихся на каждом этапе урока, откроется возможность создания картотеки старожилов, передвижных выставок, исследовательской работы учащихся совместно с ВУЗами, оформления альбомов семейных династий, выпуска топонимического альманаха, компьютерных презентаций и т.д.
Данный проект является лишь одной из форм по организации реализации регионального компонента в “Белокурихинской школе №2”. Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться в МОУ по следующим компонентам:
дискуссионно-диалоговый, позволяющий привлечь учащихся в совместные рассуждения о преемственности минувшей и нынешней Сибири;
исследовательский (создание базы данных);