Доклад Русский язык в нашем поселке…
«Мудрость и красота языка открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим. Языку мы учимся непрерывно до последних дней жизни»,- говорил К.Г.Паустовский. Народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение русским языком является важнейшим и непременным условием для жизни человека. Задуматься над тем, каково же положение «великого и могучего» в нашей республике, в поселке, где я проживаю, и, наконец, в школе, где я работаю, меня заставил Международный пушкинский конкурс для учителей русского языка и его тема «Русский язык за рубежом: бедняк?.. богач?.. Как ближнее и дальнее зарубежье обогащает русский язык?..
Зовут меня Загуменова Ирина Анатольевна. Живу я в Республике Татарстан, работаю в Князевской средней общеобразовательной школе. Почти 31 год прививаю детям любовь к русскому языку и литературе. Хочу поделиться со всеми своими наблюдениями, рассуждениями, выводами о положении русского языка в нашем поселке. Начнем с главного
Глава 1. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан».
Статья 2.Свобода пользования языками.
Создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения.
Статья 3. Правовое положение языков.
Государственными языками в РТ являются равноправные татарский и русский языки.
Статья 10. Изучение и преподавание языков народов РТ.
Татарский и русский языки как государственные изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и среднеспециальных заведениях в равных объемах.
Глава 2. Ложка дегтя в бочке меда
Сравним программу по русскому языку, которую нам рекомендует издательство «Просвещение» и по которой занимаемся мы. Цели и задачи у нас едины: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала. А вот количество часов - разное. По программе: 5 класс-204 часа, 6 класс-170 часов, 7 класс-170 часов, 8 класс-102 часа, 9 класс-102 часа. У нас: 5 класс-140 часов, 6 класс-140 часов, 7 класс-105 часов, 8 класс-105 часов, 9 класс-102 часа. Но мы, учителя русского языка и литературы, не унываем и стараемся «приспособить» программу к нашим условиям и возможностям и создать на уроках такой эмоциональный настрой, который способствует повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
А в это время в Казани, столице нашей республики, проходят «языковые» митинги за русский язык и за татарский. Например, год назад активисты Казанского гражданского союза провели митинг под девизом «За родной язык!». Они призывали увеличить количество часов преподавания русского языка в школах Татарстана, точнее, увеличить на час в неделю, сравнив, таким образом, с общероссийской нормой. Митинг в защиту татарского языка организовали Союз татарской молодежи «Азатлык»(«Свобода») и Татарский общественный центр(ТОЦ). Они разъясняли, что у русского языка нет и сотой доли проблем, которые есть у языка татарского. По их словам, за последние два года было закрыто около 400 татарских школ, нет национального телевидения с вещанием только на татарском языке. Первое впечатление от митингов: эти люди непримиримые противники, второе - они, по сути, единомышленники. Те и другие хотят быть грамотными, иметь возможность изучать родной язык, говорить, писать и думать на нем, а потому настаивают, чтобы преподавание велось в школах на должном уровне, как по качеству, так и по количеству часов. Никогда не преодолеть злобу тому, кто не поймет, что дело не в лишнем часе русского языка или сокращении количества школ с преподаванием исключительно на татарском языке. И дело не в количестве людей, принадлежащих к тому или иному этносу, а в том, что дал этот этнос миру. В нашем поселке живут и мусульмане, и православные, главным образом, русские и татары. Жители владеют русским языком (все), многие - татарским. Чтят и празднуют православные и мусульманские праздники, ходят в гости друг к другу. А сколько смешанных браков? Никто их и не считал. Простые люди, как писал Г.Тукай, жили, обменивались языками, традициями и обычаями. Общими для них были и татарский сабан и русская соха. Повсюду были распространены татарский тарантас и русские сани-розвальни. Дуга и хомут одинаково произносятся у всех народов. И я полностью согласна с замечательными мыслями, высказанными в конце 20 века академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым: «Как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья. Поволжья - поймите это!- то есть народы, живущие на великой русской реке Волге. А разве Волга не река и других народов- татар, мордвы, марийцев и прочих? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! А культура- это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше».
Глава 3. Я и моя работа.
В нашей школе учатся и дружат между собой 457 учащихся. Русские-166 человек, татары-279 человек. Есть дети и других национальностей (марийцы, удмурты, украинцы, узбеки, азербайджанцы).
С первого класса дети изучают как русский, так и татарский языки. Это на уроках. Но общаются, в основном, на русском. « Великий и могучий» звучит в коридорах школы, в больнице поселка, в сельском Доме культуры, в почтовом отделении связи, на улице - везде. Это естественно. Ведь школа у нас русская. Но есть классы татарские. Вот они-то меня и заинтересовали. Отправилась я к ним с такими вопросами: «Сколько человек из класса общается на татарском языке 1)с бабушкой и с дедом, 2) с папой и с мамой, 3) со сверстниками?» Ответы услышала довольно интересные:
5в(15 чел.)- 1)10чел., 2)8 чел., 3) 5чел.,
6в(17 чел.)- 1)17чел., 2)11чел., 3)5чел.,
7б(20чел.)- 1)18чел., 2)13чел., 3)7чел.,
8в(13чел.)- 1)13чел., 2)8чел., 3)4чел.
Что же получается? С друзьями принято общаться на русском языке. А чем старше собеседник , тем предпочтительнее на родном (татарском). Учительница математики Сайфетдинова Г.В. как-то заметила в разговоре: «Мой сын наконец-то заговорил по-татарски. Он мне сказал: «Эни, дай мне ипи!» Конечно, это что-то среднее между русским и татарским, но я и этому рада».
В речи отражается, как в зеркале, человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно легко и красиво владеть им, »- писал А.М.Горький. И я, учитель русского языка и литературы, стараюсь делать все, чтобы язык зрелого самобытного народа развивался и дальше.
Неделя русского языка.
Эффективным средством пробуждения у школьников интереса к предмету является предметная неделя. Перед началом обсуждаем с коллегами тему и содержание недели, утверждаем план. Затем начинается подготовка. Все стараются, чтобы получился праздник, чтобы была создана атмосфера творчества. Выпускаем лингвистические бюллетени, организуем выставки тематических газет ( «Казань в творчестве А.М.Горького», «Г.Р.Державин в Казани» и др.), рисунков ( «По страницам любимых произведений»), оформляем стенды с творческими работами учащихся, проводим конкурсы юных чтецов, читаем лекции ( « Знакомство с чужой культурой - преодоление культурного шока»), дискутируем ( «На каком языке мы говорим?»). А в конце недели подводим итоги на празднике «Люби и знай великий русский язык». Награждаем победителей конкурсов, отмечаем активные ученические коллективы.
Конференция имени Л.Н.Толстого.
Стало традицией у наших старшеклассников участвовать в конференции имени этого великого писателя. Она имеет статус ежегодной школьной республиканской научно-практической, проводится с 2003 года Министерством образования и науки РТ. Имя Л.Н.Толстого выбрано в связи с тем, что 1) это имя является в русской культуре и литературе символом богатства русского языка, символом борьбы за его красоту и чистоту, символом высоких нравственных и эстетических ценностей; 2 ) оно связано с Казанью, с юностью Толстого, воспоминания о которой нашли отражение во многих его произведениях. Основная задача конференции - усиление интереса к культуре русской речи. Конечно, я не могла остаться в стороне. В 2012 году ученица Кайнова Е. (10 кл.) подготовила выступление «Верстах в трех от Козловой засеки» (Ясная Поляна - Государственный мемориальный и природный музей). Очень интересно рассказала она о «Засечных головах», «Родовом гнезде», «Отчем доме», «Достоянии республики»Заняла 1 место в районе. В 2013 году Ерхова О. (10кл.) выступила с творческой работой «Русские писатели в Казани» (Лев Николаевич Толстой). Она уделила внимание таким вопросам, как учеба в Казанском университете, светская жизнь писателя, его дневник, отъезд в Ясную Поляну. Вновь первое место на муниципальном уровне. Работу отправили в город Казань. Ждем результатов. Авось повезет?! Замечательно еще и то, что проводится эта конференция по двум отделениям: 1) учащиеся школ с русским языком обучения; 2) учащиеся школ с родным (нерусским) языком обучения.
Единый Государственный
ЕГЭ- показатель лингвистической (орфографической, пунктуационной, стилистической) грамотности, коммуникативной компетенции и речевой культуры наших учащихся. И хотя уроков русского языка у нас в республике меньше, чем в Российской Федерации, мы, учителя русского языка и литературы (то бишь словесники) не унываем и готовим, готовим наших выпускников к экзаменам. Вот они, наши результаты:
2009-2010 уч.год. Количество учащихся- 22 человека. Средний балл – 52,6%. Высшие баллы – Салахова Г. (72б), Ерхов Д. (72б).
2010-2011 уч.год. Количество учащихся – 18 человек. Средний балл – 61,9%. Высшие баллы – Евсеева Е.( 76 б), Кайнова Е.(79б).
2011-2012 уч.год. Количество учащихся – 17 человек. Средний балл – 63,4%.Высшие баллы – Галиева А.(82б), Кочудаева А.(84б). Растем!
Встреча с поэтом или «Свет небесный»
Красив и могуч русский язык! Жаль только, что в последнее время молодежь, в результате использования жаргонных слов, молодежного сленга, искажает его. Все богатство русского языка можно почувствовать, читая классическую литературу. На своих уроках я призываю ребят читать как можно больше. Объясняю, что красивые и умные фразы зафиксируются в их памяти. Пушкин, Лермонтов, ТолстойКонечно, классика. Конечно, образец. А если пригласить на встречу живого поэта? Послушать его речь, его размышления о роли языка в жизни человека . Оказалось, что такой поэт и человек есть и живет совсем рядом, в городе Набережные Челны. И эта встреча состоялась.
Николай Петрович Алешков. Родился 26 июня 1945 года в селе Орловка, ныне в черте города Набережные Челны. Поэт окончил литературный институт в 1982 году ( заочно). В 1984 году принят в Союз писателей СССР и РТ. Он долгое время считался «камазовским поэтом», даже был награжден знаком «Ударник строительства КамАЗа», хотя по своей природе, просто-напросто КамАЗ не принял и не мог принять. Он писал с любовью о своем отчем крае, о малой родине – селе Орловка, беспокоясь за ее судьбу, тревожась за будущее своих земляков:
Будь негромким слово о России.
О любви не принято кричать.
Вот опять рассветы оросили
Землю, что добра ко мне, как мать.
Да, видя, как исчезает, как погибает милая его сердцу красота, он с нескрываемой горечью вынужден писать:
Помнишь ты не одно поколение.
Что же ныне с тобою, река?
Вот течешь – воробью по колено:
Мне ль забыть, как была глубока?
Но поэт знает, что город неумолимо наступает, город неотступно входит в судьбу его земляков – односельчан:
Из трамвая выйду я на остановке
Под названием «Орловское кольцо»,
Поднимусь на уцелевшее в Орловке
Деревянное скрипучее крыльцо.
В дом родимый привела меня дорога.
«С чем вернулся? –
Спросят старики.
Я отвечу : «Виден город от порога,
Он, как парусник, белеет у реки».
В 1976 – 1986 годах возглавляет литературное объединение «Орфей». Самые известные его сборники: «Запомни меня счастливым»(1983 г. ), «Орловское кольцо»(1988г.), «Дальние луга»(1995г.), «Сын Петра и Марии»(2005г.), «Свет небесный»(2007г.)
В настоящее время Н.П.Алешков успешно работает и в области переводов с татарского языка на русский. Он – упорный продолжатель коренных традиций русской лирики, открытой и для поэзии других братских народов, что веками соседствовали на камских и волжских берегах. Это родство сквозит и в стихах, посвященных Лилии Газизовой (казанской поэтессе):
А в древнем городе Казани,
Как птица певчая, нежна,
С печально-карими глазами
Живет татарская княжна.
Но не только Челнам, Елабуге и Казани посвящает свои строки Н.Алешков. Он искренне переживает за Москву, когда пишет такие строки:
Толпа. И сплошь чужие лица.
Бреду с поникшей головой.
Привет, нерусская столица,
Когда – то бывшая Москвой.
Такая встреча учащихся с поэтом, я надеюсь, заставит задуматься о том, какой должна быть их речь. Конечно, на уроках они изучают литературный язык, его нормы, готовятся к ЕГЭ. Но хочется, чтобы и повседневное общение друг с другом было приятным не только для них самих, но и для слуха окружающих их людей. Ведь еще Н.М.Карамзин писал: «Богатство языка есть богатство мыслей» И я очень хочу, чтобы мои ребята учились у поэтов, наших земляков, бережному отношению к слову.
Глава 4. Русский язык в Татарии: бедняк?.. богач?..
Хочется подвести итоги и в конце своего выступления сказать, что дружно живут в нашем поселке люди разных национальностей. Русские дети изучают в школе татарский язык, татары – русский. Один язык дополняет и обогащает другой. А иначе нам нельзя. Ведь мы помним, что в Казани начали свою литературную деятельность Г.Державин, В.Жуковский, Е.Баратынский, С.Аксаков. Л.Толстой. Оставили свои яркие следы в культурной жизни города А.Грибоедов, А.Пушкин, М.Салтыков-Щедрин. М.Щепкин. Отсюда ушел в мир искусства Ф.Шаляпин. У многих из этих людей судьбы так или иначе связаны с татарами. Учителем русской словесности у С.Аксакова был татарин М.Ибрагимов, которому принадлежат слова русской народной песни «Во поле березонька стояла».
Да, живем мы не в простое время. Россия - общая родина для всех населяющих ее народов, и потому им не безразлична ее судьба. Страна пережила в 20 веке революции, в результате которых рухнула царская империя. Распался и СССР. Многим казалось и кажется, что распадается Россия. Но это не так. Она не распадается, а становится другой. У страны есть все возможности для превращения в одну из самых процветающих держав мира. И решающую роль в этом призваны сыграть веками сложившиеся дружественные и братские отношения между нашими народами.
15