Конспект урока по географии на темуУрок-обобщение. Природные зоны Африки

Хисамбеева Алия Хайдаровна
Учитель географии школы № 64
Стаж работы 1,5 года

Тема открытого урока: «Обобщение знаний по природным зонам Африки».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Викторина «Знатоки природных зон».

Дидактическая цель:
Создать благоприятные условия для систематизации, структурирования и обобщения изученной информации средствами традиционных и информационных технологий с элементами активизации познавательной деятельности.

Образовательные задачи:
Обобщить и углубить знания учащихся по природным зонам Африки;
Закрепить полученные ранее знания и новые термины;
Расширить представления о природных процессах, происходящих на материке;
Раскрыть особенности животного и растительного мира каждой природной зоны.

Развивающие задачи:
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с источниками географической информации;
Развить познавательный интерес и географическое мышление;
Продолжить формирование умений работать с картой и текстом учебника;
Научить размышлять и находить причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:
Воспитать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
Содействовать воспитанию комуникативности, трудолюбия, любознательности.
Способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности.
Методы обучения: по источникам знаний
Словесные (работа с дополнительной литературой, объяснение)
Наглядные (настенные карты, презентация с изображением природы Африки)
Практические (заполнение схем, краткие записи)
по уровню познавательной деятельности (по И. Я. Лернеру).
частично-поисковый
проблемного обучения
исследовательский





Форма организации познавательной деятельности: коллективный способ обучения – работа в группах, викторина.
Методы и приемы работы: работа в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная, практическая и творческая работа; проблемные, индивидуальные задания, конкурсы на размышление и знание фактического материала.
Опорные знания и умения:
знания о формировании природных зон,
природных комплексах,
широтная зональность,
особенности природных зон Африки
растительный и животный мир.
Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни, жестколистные леса, эрги, вади, самум, оазис.
Результаты работы: обобщение и закрепление основных понятий, явлений и процессов, происходящих в Африке; расширение представлений о животном и растительном мире; контроль за уровнем усвоения материала по природным зонам Африки.

Оборудование:
карта “Африки”,
картины природных зон Африки,
выставка книг и энциклопедий по теме,
дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки,
учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс,
конверты с заданиями для команд,
демонстрационный материал
презентация
листы для выставления баллов.
Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав группы, участники команд получают индивидуальные задания для подготовки к конкурсу «Домашнее задание».
















Ход урока:
Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”
1. Организационный момент.
Учитель. ( СЛАЙД № 1)Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Рассаживаемся поудобнее, мы начинаем наш необычный урок! А необычным он является потому, что сегодня мы окунемся в мир природных зон Африки, узнаем новые интересные факты и повторим все то, о чем мы с Вами говорили на прошлых уроках.




2. Мотивация.
Учитель. (СЛАЙД №2) Ребята, урок сегодня пройдет в виде викторины «Знатоки природных зон». Эта работа будет проходить в группах – командах. Поэтому Вы должны с уважением и терпением относится к ответам друг друга, поддерживать и помогать и тогда у Вас обязательно все получится! Победителей ждут подарки из Африки!

3. Целеполагание:

Учитель. (СЛАЙД №3) Итак, каких целей мы сегодня с вами достигнем на уроке?
Ученики: расширим наши знания о природных зонах, узнаем много нового и интересного, проявим творчество и инициативу, будем активно участвовать в конкурсах.

4. Определение заданий в группах.
Учитель. (СЛАЙД №4) И все это нам удастся сделать в ходе 5 конкурсов: три подсказки, древо жизни, домашнее задание, ассоциации, знаем помним понимаем!
5. Представление жюри.
Учитель. А оценивать выполнение конкурсов будет наше жюри – ученики 8б класса: Рома и Настя

6. Проведение викторины.









Конкурс « Три подсказки» (СЛАЙД №5)

Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:

Учитель объясняет условия конкурса:
Команды отгадывают природную зону по описанию (по трем подсказкам)
Выигрывает команда, которая быстрее и правильно определит зону
Природную зону нужно показать на карте
За каждый правильный ответ 1 балл

Учитель зачитывает три подсказки про пустыню:
1.Эта зона образовалась под влиянием юго-восточных и северо-восточных пассатов;
2.Её площадь сравнима с площадью Австралии.
3.Люди страдают от сильных перепадов температур: нестерпимый зной + 50 сменяется ночной прохладой. Это очень сильно сказывается на здоровье людей.

Учитель зачитывает три подсказки про влажные экваториальные леса:
1.Эта зона находится между 7-8 градусом с.ш. и 4-5 градусом ю.ш. (побережье Гвинейского залива и котловина Конго).
2.Растительность в этой зоне очень ценная, например вещества хинного дерева способны вылечивать людей от малярии
3.Жаркий климат, обилие влаги, насекомых и густой непроходимый лес делают зону очень жуткой

Учитель зачитывает три подсказки про зону жестколистных лесов:
1.Эта зона благоприятна для жизни людей, поэтому почти все земли освоены под плантации субтропических культур
2.Представлена на крайнем севере и юго-западе Африки.
3.На месте сведенных лесов из каменного дуба, атласского кедра, кипариса, растут сейчас мирт, оливковые деревья, мандарины очень богатые витаминами и полезные для людей.

Учитель зачитывает три подсказки про зону саванн:
1.Эта зона занимает самую большую площадь.
2.Название зоны происходит от испанского и переводится как «дикая первобытная равнина».
3.Характерна сезонность: в сухой период высыхают травы, деревья сбрасывают листву, а в сезон дождей все оживает.
Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, читают на слайде условия конкурса.


Учащиеся определяют природную зону. В доказательство появляется изображение (СЛАЙД №6)
Показывают зону на карте (СЛАЙД №7)

Учащиеся определяют природную зону. В доказательство появляется изображение (СЛАЙД №8)
Показывают местонахождение зоны на карте (СЛАЙД №9)


Учащиеся определяют природную зону. В доказательство появляется изображение (СЛАЙД №10)
Показывают местонахождение зоны на карте (СЛАЙД №11)


Учащиеся определяют природную зону. В доказательство появляется изображение (СЛАЙД №12)
Показывают местонахождение зоны на карте (СЛАЙД №13)



Конкурс « Древо жизни» (СЛАЙД №14)

Учитель объясняет условия конкурса:
Участвуют 2 человека, команды могут помогать
Необходимо по описанию определить растение Африки
На обдумывание дается 10 сек
За правильный ответ без подсказки – 2 балла, с помощью команды - 1 балл

Учитель обращает внимание на слайд (СЛАЙД №15), на котором показаны названия растений Африки. При правильном ответе учащимися, учитель демонстрирует на слайде изображение растения, добавляет интересную информацию, рассказывает о значении.

1. Это реликтовое растение, оно существовало в те времена, когда наши предки еще не выбрались из пещер. Является долгожителем: некоторые ученые утверждают, что возраст этого растения может быть равен 1 000 или даже 2 000 лет. Ствол растения в высоту 50 см, а в диаметре полтора метра. За всю долгую жизнь на стволе этого карликового дерева вырастает всего два листа. Их длина может достигать 2-4 метров, они продолжают расти на протяжении всей жизни растения. Семена весьма жизнеспособны – могут взойти и через несколько лет после высева.
2. Родиной этого растения является Африка. Его плоды красного цвета и имеют два семени. Их промывают, сушат и жарят. Во времена своего появления, лекарственный напиток из плодов применялся для излечения многих болезней.  Это также древнее средство от головной боли. Оказывает благотворное влияние на пищеварение за счет органических кислот, повышает давление, является средством от усталости и даже депрессии. Лишняя чашка перед сном вызовет бессонницу, поэтому не злоупотреблять этим напитком.
3. С глубокой древности выращивают в Африке это многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корневища отходят листья до четырех метров в длину. Для выращивания требуется огромное количество воды. Из него готовят муку, консервы, ткани, сушат и просто едят. Плоды являются кладовой красоты и здоровья. Например витамин В 6 помогает вырабатывать гормон радости, который поможет забыть про раздражительность и тоску.
4. Это дерево называют «обезьяним деревом», плоды у него крупные до 35 см, вкус их приятный, освежающий. Свежая мякоть по вкусу напоминает имбирь, а по питательности напоминает телятину. Витамина С содержится в 6 раз больше, чем в апельсинах, а кальция в 2 раза больше, чем в молоке. Это дерево является гигантом. В дупле этого дерева, диаметром до 10 метров, могут разместится до 30 человек. А еще он долгожитель – живет 1000 лет.
5. Стволы этих деревьев всегда наклонены к океану. Под кроной из длинных листьев, висят крупные продолговатые орехи. В длину они около 30 см, а в диаметре – 20 см. Каждое дерево в год дает от 20 до 60 орехов, из мякоти которых получают масло. Масло, как источник витаминов А, Е снижает вероятность тяжелых заболеваний, оно обладает ранозаживляющим и противовоспалительным действием и поэтому его используют для изготовления различных мазей.
6. На территории экваториальной Африки на высоких деревьях растут несъедобные плоды. Они могут достигать в дину полуметра, но едят их разве что гиппопотамы, и попугаи выковыривают семена. Местные жители используют дерево как угодно, но только не в пищу. Его плоды настолько твердые, что, если просушить их, могут служить топливом. Из отвара плодов готовят краситель красного цвета. Семена активно используются в местной медицине. Из плодов изготавливают украшения, посуду и чашки. Иногда плоды разрисовывают и подвешивают к потолку в качестве амулетов, которые очень напоминают ливерную колбасу.
7. На склонах Антиатласса простираются леса из редкостного дерева высотой 5-6 метров. Местные крестьяне из ядер косточек плодов выжимают масло, которое используется в светильниках и для приготовления пищи. На ветвях этого дерева можно увидеть множество коз. Эти ловкие животные забираются на это дерево и поедают молодые кожистые листья и плоды дерева, похожие на маслины.
8. Огромные кроны этих деревьев, подобно гигантским зонтам поднимаются среди высоких трав. Но не возможно защитится от солнца под этим природным зонтом, так как светлые перистые листья пропускают лучи Солнца из-за наклона листьев. Высоко ценится древесина для изготовления мебели и ружейных прикладов, различных отделочных работ, в машиностроении; используется и на топливо. Древесина с очень приятным запахом, долго сохраняющимся в изделиях.
Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, читают на слайде условия конкурса.

Учащиеся срывают «плоды с финиковой пальмы», на которых написаны задания. Зачитывают их и отгадывают, о каком растении идет речь

Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Удивительная вельвичия
(СЛАЙД №16)


Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Кофейное дерево
(СЛАЙД №17)



Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Банан
(СЛАЙД №18)



Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Баобаб
(СЛАЙД №19)


Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Масличная пальма
(СЛАЙД №20)



Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Колбасное дерево
(СЛАЙД №21)




Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Дерево арган (СЛАЙД №22)


Участник конкурса отвечает сам или при помощи команды: Акация (СЛАЙД №23)


Конкурс « Домашнее задание» (СЛАЙД №24)

Учитель объясняет условия конкурса:
В подготовке к конкурсу участвует вся команда
Творческую работу представляют два человека
Необходимо привести интересные факты и задать вопросы о животных
За правильный ответ и оригинальные вопросы по 1 баллу

Учитель обращает внимание учащихся на СЛАЙД № 25, поясняет, что описываемые командами животные, также отмечены на слайде.



Интересные факты и вопросы про животных и птиц саванны:
1. В саванне живет самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Ростом он бывает до трех метров, а его масса 50-90 кг. Страусиное яйцо весит столько же, сколько 40 куриных. Самцы являются самыми заботливыми отцами среди птиц, они помогают высиживать птенцов, а затем и воспитывать. Они прекрасно выполняют роль сторожей, так как нападают не только на приближающихся к пастбищам прохожих, но и на автомобили.

2. В Африке обитает еще одна птица, которую приручили люди с целью охоты на крыс и змей. Так она помогает сберечь хозяйство местных народов. Эта птица самая длинноногая и быстробегающая. Для того чтобы взлететь ей приходится разбежаться. Свое название птица получила благодаря хохолку у нее на голове, который напоминает гусиное перо, торчавшее в былые времена за ухом у писца.

3. В саванне Африки обитает самое крупное из современных наземное животное – африканский слон.
Масса старых самцов достигает 7,5 тонн, а высота – 4метра. Однако, слон очень подвижен, легок в движениях. Он прекрасно плавает, без видимых усилий преодолевает крутой подъем. Стадо слонов – очень дружная община, сообща защищают детенышей. Живут слоны до 60-70 лет.

4. В саваннах Африки есть еще одно большое животное. Но ему приходится защищаться от врагов бегством, а иногда им помогает скрыться их пятнистая окраска. Эти животные дремлют стоя, но не долго - минут пять. Интересной особенностью является то, что им легче дотянуться до вершины акации, чем взять корм с земли. Раньше их считали потомками верблюдов и леопардов.

Интересные факты и вопросы про животных влажных экваториальных лесов:

1. В экваториальных лесах Африки обитает самая крупная улитка – ахатина. Её длина составляет 38 см, а масса достигает одного кг. У улитки есть мозг, глаза, легкое, почка, сердце. Массивная раковина защищает улитку от опасностей внешнего мира и предохраняет тело от высыхания. В зависимости от климата раковина преобретает разные свойства и цвет.

2. Это бесхвостое земноводное Африки, является самым крупным в мире: длина достигает 25 см, а вес 3,5 кг. Кожа зеленовато-коричневатого цвета, брюшко и внутренняя сторона лап желтоватые или беловатые. Диаметр глаз может достигать 2,3 см, ухо маленькое, без раковины. Обитает на ограниченной территории шириной в 100 км вдоль побережья Камеруна и Экваториальной Гвинеи, преимущественно в теплых водах рек и водопадов. Они живут скрытно, большую часть дня проводя в воде или среди скал, до которых добраться весьма сложно. Они питаются в основном насекомыми, а также раками, моллюсками, некоторыми земноводными и пауками. На них охотятся крокодилы, птицы. Белое и нежное мясо считается деликатесом у местных жителей.

3. В Африке обитают карликовые бегемоты: их длина 1,8 метра, масса около 250 кг. Для сравнения обычный бегемот в длину 4,5 метра, а масса- 4,5 тонны. Карликовые бегемоты ведут ночной образ жизни, но несмотря на это, только горстка этих удивительных созданий обитает на реках, озерах и болотах джунглей Западной Африки

4. Еще одно удивительное животное Африки занесено в красную книгу. Единственным государством, на территории которого встречаются это парнокопытное животное, является Республика Конго. Они населяют густые тропические леса. Эти животные похожи на лошадей, на задних ногах черно-белые полоски как у зебры, а ноги и шея несколько удлиненны. Как и жирафы они питаются древесными листьями, но помогает им в этом не шея, а длинный язык, которым они даже могут промывать свои глаза.
Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, читают на слайде условия конкурса.
Один участник из команды зачитывает интересное описание животного или птицы, обитающее в Африке. Затем по описанию, команда-соперница должна отгадать о каком животном идет речь.




Участник из команды зачитывает интересные особенности африканского страуса
(СЛАЙД №41)



Участник из команды описывает птицу-секретаря. Команда соперников угадывает птицу по интересным фактам.
(СЛАЙД №53)


Участник из команды зачитывает интересные особенности африканского слона.
(СЛАЙД №26)


Участник из команды описывает жирафа. Команда соперников угадывает животное по интересным фактам.
(СЛАЙД №28)



Участник из команды зачитывает интересные особенности улитки ахатины
(СЛАЙД №50)


Участник из команды описывает лягушку - голиаф. Команда соперников угадывает животное по интересным фактам.
(СЛАЙД №45)





Участник из команды зачитывает интересные особенности карликого бегемота
(СЛАЙД №51)


Участник из команды описывает окапи
. Команда соперников угадывает животное по интересным фактам.
(СЛАЙД №45)







Конкурс « Ассоциации» (СЛАЙД №54)

Учитель объясняет условия конкурса:
Участвуют капитаны команд
Команды также выполняют задания
Необходимо привести слова-ассоциации для объектов, встречаемых в Африке
За каждое совпадение с командой начисляется по 1 баллу

Учитель по очереди заслушивает ответы капитанов, сравнивает с ответами команд.
Демонстрирует изображение объектов Африки:

Эрги (СЛАЙД №56)
Гилеи (СЛАЙД №57)
Сейба (СЛАЙД №58)
Самум (СЛАЙД №59)
Вади (СЛАЙД №60)
Оазис (СЛАЙД №61)

Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, читают на слайде условия конкурса.

Капитаны команд в течение двух минут приводят по три ассоциации к объектам:
Эрги - гряда, песок, сахара
Гилеи – лес, влажно, душно
Сейба – гилея, высота, хлопок
Самум – ветер, пустыня, жара
Вади – засуха, река, русло
Оазис – вода, пальма, пустыня


Конкурс « Знаем, помним, понимаем!!!» (СЛАЙД №62)

Учитель объясняет условия конкурса:
Команды отвечают по очереди на тестовые вопросы.
За правильный ответ и пояснение получают по 1 баллу
При неверном ответе, ход передается другой команде
На обдумывание дается 10 секунд

Каким климатическим областям
соответствуют природные зоны:

Экваториальные леса субэкваториальный пояс
Пустыни экваториальный пояс
Саванны тропический пояс
Жестколистные леса субтропический пояс

(СЛАЙД №63-64)
Какие растения характерны для
влажных экваториальных лесов:

а) банановая трава г) слоновая трава
б) финиковая пальма д) масличная пальма
в) вельвичия е) сейба
(СЛАЙД №65-66)
Распределите животных по природным зонам:
Саванны Экваториальные леса Пустыни

а) гиены б) антилопы в) верблюд
г) окапи д) ящерицы е) шимпанзе
ж) леопард з) жираф и) жук- скарабей

На образование пустыни Намиб
в Африке повлияли:

а) горные вершины
б) юго-восточные пассаты
в) внутриматериковое положение
г) холодное течение

(СЛАЙД №69-70)
Какие особенности характерны для зоны
жестколистных лесов?

а) в этой зоне произрастают туя, кипарис, цитрусовые
б) она практически не изменена человеком
в) в этой зоне деревья сбрасывают листву в сухой период
г) в ней распространена сейба и финиковая пальма

(СЛАЙД №71-72)

Засушливый период
в саванне Африки связан:

а) с приходом тропических воздушных масс
б) с приходом умеренных воздушных масс
в) с изменением направления течения

(СЛАЙД №73-74)
Учащиеся
внимательно слушают объяснения учителя, читают на слайде условия конкурса.

Учащиеся отвечают на тестовые вопросы:
Экваториальные леса - экваториальный пояс
Саванны - субэкваториальный пояс Пустыни - тропический пояс Жестколистные леса - субтропический пояс


а) банановая трава
д) масличная пальма
е) сейба


Саванны:
гиены, антилопы, жираф
Экваториальные леса:
Окапи, шимпанзе, леопард Пустыни:
Верблюд, скарабей, ящерицы (СЛАЙД №67-68)


г) холодное течение





а) в этой зоне произрастают туя, кипарис, цитрусовые




а) с приходом тропических воздушных масс


Подведение итогов (СЛАЙД №62)

Учитель дает слово жюри, выставляются баллы, определяется победитель.
Учитель отмечает активную и очень интересную игру, благодарит весь класс за работу.
Учащиеся каждой команды получают сладкие призы с оазиса Африки – плоды финиковой пальмы.



7. Подведение итогов урока, домашнее задание:
Использую параграф 22, дополнительную литературу, ресурсы интернет подготовить сообщения о народах Африки:
Бушмены Туареги
Тутси Пигмеи
Арабы Эфиопи

15