Конспект урока литературы в 10 классе по теме А.Н.Островский Снегурочка



Урок литературы в 10 классе.
Учитель русского языка и литературы
1 категории Китаева Ольга Петровна
ТЕМА: А.Н. ОСТР0ВСКИЙ «Снегурочка».
ЦЕЛИ:I) Познакомить с идейно-художественным своеобразием пьесы-сказки АН.Островското «Снегурочка; продолжить знакомство с особенностями писательского стиля А.Н.Островского;
Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, умениелингвистического анализа текста, устную речь учащихся, техникувыразительного чтения, память,
Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя,самостоятельность.
ФОРМА УРОКА: комбинированный урок.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
слово учителя, работа по карточкам с индивидуальными заданиями, постановка проблемного вопроса, аналитическая беседа, анализ художественного текста, просмотр видеофрагментов и слайдов, прослушивание фонозаписи, сообщение учащегося, составление опорных записей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Римский-Корсаков «Сцена таяния Снегурочки,
фильм-сказка «Снегурочка»,
мультимедийная установка ,портрет А.Н.Островского,
рисунки-иллюстрации к сказке «Снегурочка».

ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
1) ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ВИДЕОФИЛЬМА «СНЕГУРОЧКА» П. Кадочникова.
2)СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
Итак, сегодня у нас в гостях незабываемая и удивительная «весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с композиционными особенностями, жанровым своеобразием пьесы, её творческой судьбой.
3)ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
В традиционном представлении А.Н. Островский - писатель бытовой, остросоциальный, изображающий темные стороны купеческого быта. Но такой взгляд, несомненно, односторонний. Часто не берется во внимание то, что Островский – глубоко национальный, народный поэт, прекрасно чувствующий природу, народ, его культуру и умеющий открывать, чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.
Обратите внимание на ЭПИГРАФ сегодняшнего урока:
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», - писал проникновенный знаток Островского, театральный критик
А. Р.Кугель.
В «Снегурочке» как раз и собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано
в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга. Последуем же совету Р.А. Кугеля.
И подумаем: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Почему же А.Н.Островский - «борец за оскорбленную, попранную насилием и обманом «темного царства» душу человеческую» (Н.К.Михайловский) - решил написать сказку?
4) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
- Что же такое «Снегурочка» по жанру?
(литературная сказка, созданная на основе народной сказки)
Русская литература имеет богатую сказочную традицию. Оригинальные произведения создавали русские писатели на основе народных сказок. Мы сейчас владеем неоценимым богатством - литературными сказками А.С.Пушкина, В.А Жуковского, П.П. Ершова, Л.Н.Толстого и др. В 1873г. была написана драматическая сказка в стихах «Снегурочка»-одно из замечательнейших созданий русской поэзии.
5)ФОЛЬКЛОРНАЯ ОСНОВА СКАЗКИ:
Над истоками сказки А.Н.Островского работала Хайбулина Ю.
Безусловно, весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» родилась не на пустом месте, мы отчетливо наблюдаем в сказке влияние устного народного творчества, которое драматург блестящее знал. А. Н. Островский во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками. Он литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку, легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни - целый жанровый арсенал русского народного творчества.
Например, образ Снегурочки в пьесе А. Н. Островского наиболее близок варианту народной сказки, опубликованной в 1840 году М. Максимовичем.
Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мир в реальный мир. Жизнь берендеев протекает от праздника к празднику, от обряда к обряду. Но в пьесе-сказке А. Н. Островского нет ни одного фольклорного текста, взятого целиком. Драматург из любого обряда выбирает только эпизоды, в которых лежит яркое, сильное переживание.
Третье действие пьесы оказывается самым насыщенным в использовании разнообразного фольклорного материала. На вечерней заре в заповедном лесу девушки и парни водят праздничные хороводы. «Ай, во поле липенька», — слышится песня девичьего хора. (ФРАГМЕНТ ПЕСНИ)
Молодые берендеи разыгрывают веселую, шутливую песнь про бобра, а царь Берендей призывает всех развлечься пляской скоморохов и на прощание послушать песню Леля, который в сопровождении рожка запевает новую песню: «Туча с громом сговаривалась».
УЧИТЕЛЬ. В своей сказке А.Н.Островский использовал разнообразные жанры УНТ. Какие? Чтение фрагментов текста сказки. Определите их жанр.
- обрядовая поэзия: Проводы Масленицы (Пролог, явл. 4)
- пословицы: Прибудет день, убудет ночь.
- плачи, причитания: Батюшка, светлый царь,
Нешто так водится?
Где ж это писано
Где же показано?
Сердце-то вынувши,
Душу-то вызнобив,
Девичьей ласкою
Вдосталь натешившись,
Вдоволь нахваставшись,
При людях девицу
Назвал бесстыжею…
- заговоры: Пчелки, пчелки!
Крылатые, летите ярым роем,
Оставьте вы соты медовы, впейтесь
В бесстыжие глаза!
- народные песни «Сбирались птицы,
Сбирались певчи...»
«Как по лесу лес шумит…»
«Туча со громом сговаривались»
«Земляничка - ягодка»
6) ЩЕЛЫКОВО - ВДОХНОВИТЕЛЬ ПИСАТЕЛЯ.
УЧИТЕЛЬ. Где же писатель мог слышать народные песни, старинные обряды, наблюдать пеструю, яркую, «многоцветную» жизнь, найти слова, краски, звуки для своейчудесной, певучей сказки? На этот вопрос искала ответ Пяткова А.
В 1848г. молодой Островский первый раз с отцом отправился в Щелыково. Впечатления от первого знакомства с имением не изгладились из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюбленность укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение девятнадцати лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провел последние дни жизни.
Вот территория заповедника... Спускаемся с горы... Тропинка вьется по краю обрывистого берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоем, обрамленный шестигранным срубом. На дне колодца пульсирует пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из глубины белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно-голубой водоем образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нем так холодна и прозрачна. Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное матерью Весной и наполненное страстной силой любви, бьется оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой.
- Сравните описание Щелыкова, родового имения писателя, и фрагмента изсказки Ремарка четвертого действия:
Ярилина долина: слева - отлогая покатость, покрытая невысокими кустами; справа -сплошной лес; в глубине - озеро, поросшее осокой и водяными растениями с роскошными цветами; по- берегам - цветущие кусты с повисшими над водой ветвями; с правой стороны озера - голая Ярилина гора, которая оканчивается острою вершиной. Сказочность природы Шелыкова нашла свое воплощение в сказке «Снегурочка».
7)ОБРАЗ СНЕГУРОЧКИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.
«Счастья найду иль нет, а поищу...» -кому принадлежат эти слова? Эти слова из финальной сцены «Пролога», когда Снегурочка решает идти к людям в поисках счастья, являются завязкой в композиции пьесы. Жизнь берендеева царства(развитие действия), Сцена обретения дара любви(кульминация, Д.4. явл.2), смерть Снегурочки и Мизгиря(развязка). «Дикарка» и «красавица», плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы: «Без песен — жизнь не в радость». Об образе Снегурочки в русской культуре расскажут Уразаева Ю. и Ким К. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Н.А. Римский-Корсаков «Сцена таяния Снегурочки».
Композитор сочинял оперу, живя в деревне. Интонации своих тем он черпал из звуков природы. Использовал в музыке оперы интонации птичьих «попевок», например, снегиря, жившего дома в клетке, скворца, щебетавшего в саду, и настоящий петушиный крик. Музыка передает голоса птиц: кукушки, дятла, кобчика. Птичий гомон – спутник Весны. «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает очень много разных чувств: она заставляет удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. Она помогает ярче представить этих героев. Поражает сцена таяния Снегурочки, в которой музыка композитора Римского-Корсакова как будто спорит со словами царя Берендея из сказки А. Н. Островского. Музыка в этой сцене рождает странные чувства: она совсем не сказочная. От этой музыки возникает чувство жалости, печали и почему-то тихой радости за Снегурочку. Странно, но музыка и тревожит, и успокаивает одновременно. И еще, когда слышишь эту музыку, то кажется, что ее мог написать счастливый человек, который верит, что самое чудесное, таинственное человеческое чувство — любовь». Чтение наизусть монолога Снегурочки: «Обманута, обижена, убита [Снегурочка]». Уразаева Ю.
8) «ИСТОКИ БЕРЕНДЕЕВА ЦАРСТВА» .Страна добрых и мудрых берендеев привлекла Островского еще в юности, когда в апреле 1848 года он отправился с домашними в усадьбу Щелыково. Впечатления от этого путешествия, которое продолжалась неделю и проходило через красивые старинные русские города: Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, отразились в путевом дневнике молодого Островского. Вероятно, уже тогда узнал Островский поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского, где путешественники останавливались на отдых. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото. В центре этого болота, бывшего когда-то озером, на острове сохранились остатки древнего поселения-городища. В народной легенде рассказывалось о том, что в далёкие доисторические времена здесь жило счастливое племя берендеев, которыми правил умный и добрый царь. Берендеи, как многие славянские народы, жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший её член. В рассказах о берендеях воплотилась вековечная мечта крестьянства о счастливых землях, где живёт человек в мире и согласии, в материальном довольстве. Инсценировка «Диалог царя и Бермяты». Подкорытов Э.и Лыкосов К.
ЗАКОНЫ БЕРЕНДЕЕВА ЦАРСТВА:

-правда
-доброта
- совесть
- гармония с природой
-служение красоте человеческих чувств
Возвращение к проблемному вопросу. Мечта о мире, братстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве.
Причина всех несчастий страны берендеев — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.
Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...» А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».
Возвращение к проблемному вопросу.
- Середина 19 столетия. Общественная жизнь России приходит в стремительное движение. В несколько десятилетий в стране произошли изменения, которые на Западе заняли века. И в этом бурном водовороте жизни стало трудно различить человека с его чувствами и переживаниями, одинокого и чужого в окружающем его равнодушном и «холодном» мире. Все это и тревожило многие писательские умы и сердца.
-Но только ли для XIX века характерна холодность? Не наблюдаем ли мы «сердечной остуды» и в наше время?
9) КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ГЕРОЕВ. Аналитическая беседа:
-Что происходит, когда в благополучный мир берендеев врывается «сердечная остуда»?
противоречие,
конфликт На чем же основан конфликт этой пьесы?
на столкновении (антитезе) противостоящих друг другу сил тепла и холода
таблица героев
Мороз Весна
Мороз Ярило
Снегурочка Лель
Мизгирь Купава
Начало конфликта - в мире стихий, между Морозом и Весной.

- высокомерие, холодная, леденящая сила делают Мороза злым, демоническим в противоположность Яриле - доброму и теплому божеству берендеев.
Ярило ~ Бог плодородия, размножения, весеннего солнца.
Лель - «название старинного русского божка, сравниваемого с Купидоном, амуром» (В.И.Даль).
Купава, купавка - «водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)
Мизгирь — «земляной, злой паук, тарантул» (В.И.Даль)
- Вот и объединились пары! Даже в речи видна близость персонажей и их противоположность.
Проанализируйте речь героев: чья лексика более народна, а чья литературна?
ЛЕЛЬ: Радость
души моей, Купава, сиротинка
Свою гульбу-свободу отгулял,
Победная головка докачаласьДо милых рук, долюбовались очи
До милых глаз, домаялось сердечко
До теплого приюта.
КУПАВА: .. .Насилу я нашла тебя, желанный,
Сердечный друг, голубчик сизокрылый!
Не в глазки, нет, не в щечки целовать,
У ног лежать, голубчик сизокрылый,
У ног лежать должна Купава.
МИЗГИРЬ: Дитя!
Любовь твоя - спасение
Изгнаннику. На солнечном восходе Мизгирь тебя супругою покажет
И царский гнев правдивый укротится,
И, милостью богатый, Берендей Младой чете свою окажет ласку.
СНЕГУРОЧКА; Мизгирь! Какая прелесть
В речах твоих! Какая смелость взора!
Высокого чела отважный вид
И гордая осанка привлекает,
Манят к тебе.
Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь
Твоих очей вглядеться!
-Что же спасло царство Берендея?
- Да, та самая любовь, о которой умоляет Весну Снегурочка!
10) ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Но ценой за эту любовь, за горячее человеческое сердце, становится жизньСнегурочки.
Снегурочка - это та самая жертва, которая была принесена Яриле. Но гибель Снегурочки чудесна, ибо тепло и солнце принесла она на землю берендеев!
-В «Снегурочке», «весенней сказке» А.Н.Островского соприкасаютсяпротивоположные начала: фольклорное и литературное;
два мира: мир природы и мир человека;
два взгляда на любовь: Мороза («Счастье в том, чтобы не любить») и Весны («Счастье втом, чтобы любить»);
две стихии: холода и тепла.
И все это переплелось, образовав оригинальное соцветие - очаровательную мифолого-поэтическую сказку «Снегурочка». И в этом букете самым заметным, ярким цветком стала божественная ПЕСНЬ ЛЮБВИ!
Учитель. Вам предлагается тест, в котором вы должны найти верные утверждения.
(выводится на экран):
1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»?
• Зимняя сказка.
• Весенняя сказка.
2. Какие персонажи в пьесе «Снегурочка»?
• Сказочные.
• Реальные.
• Полумифические.
3. В кого превращается Снегурочка?
• В холодное существо.
• В любящую девушку.
4. На что опирался автор, сочиняя своё произведение?
• На народный фольклор.
• На жизненный опыт.
5. Финал пьесы «Снегурочка» - это
• Гимн Солнцу.
• Гимн любви.
6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
• Любовь.
• Добро.
• Верность законам природы.
Ответы на тест (выводятся на экран): 1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин.
2. Все из перечисленных.
3. В любящую девушку – в произведениях передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.
4. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка их творчеству.
5. Гимн Солнцу.
6. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым.
IV.ИТОГИ УРОКА.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Письменно ответьте на вопрос: «Почему А.Н.Островский решил написать сказку?»