Открытое практическое занятие на тему: Расчет себестоимости продукции (2 курс, гр. 149)


Министерство образования Тульской области Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Алексинский химико – технологический техникум». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению практического занятияпо дисциплине: «Экономика организации»Тема: «Расчет себестоимости продукции» Разработал: преподаватель экономических дисциплин  Галактионова Ж.В.   г. Алексин 2016 2016г План занятия Дата: «_17_»__февраля__2016Группа: 149Дисциплина: Экономика организацииТема занятия: «Расчет себестоимости продукции»Форма занятия: Практическая работаТип занятия: урок формирования умений и навыковЦель занятия: - повышение интереса к дисциплине и выбранной профессии,закрепление теоретического материала,формирования навыков расчета себестоимости продукции. Задачи занятия:1)образовательные:-научить производить расчеты величины себестоимости продукции,2)развивающие:-развить профессиональные умения, навыки и познавательные возможности по вопросам исчисления себестоимости;3)воспитательные:-воспитать личностные качества необходимые для профессии (внимательность, самостоятельность, исполнительность).Раздаточный материал: -бланки с тестами-чистые листы А4Технические средства: персональные компьютеры, калькуляторы.Время занятия: 90 минутМесто: аудитория 308 (компьютерный класс).  Ход и описание занятия № п/н Этап занятия Приемы и методы Время, мин 1 Организационная часть урока Словесные 3 2 Проверка домашнего здания Выступления студентов с презентациями 14 3 Тестирование Письменные, наглядные 8 4 Решение задач по расчету заработной платы разных форм (формирование навыков расчета з/пл и их закрепление) Письменные, наглядные 60 5 Заключительная часть занятия (подведение итогов и выдача домашнего задания) Словесные 5 Итого 90 № этапа Деятельностьпреподавателя Деятельность обучающихся 1 Приветствие обучающихся,Проверка готовности аудитории и обучающихся к началу занятия,Отметка отсутствующих,Сообщение общего хода занятия Приветствуют преподавателя,Проверяют наличие учебных принадлежностей,Докладывает староста группы,Слушают 2 Проверка выполнения домашнего задания. Вызывает обучающихся к доске, внимательно слушает выступающих, участвует в обсуждении выступлений и их оценки, контролирует полноту и правильность ответов. Демонстрируют свои презентации: «Сущность и назначение себестоимости», «Структура себестоимости», «Виды себестоимости и их расчет», «Классификация затрат», отвечают на вопросы преподавателя и студентов.Коллективно обсуждают просмотренный и услышанный материал, выставляют оценки, аргументируя свое мнение. 3 Преподаватель раздает варианты тестов (приложение 1), дает пояснения по оформлению ответов на тесты, контролирует дисциплину при выполнении тестирования. Отвечают на тесты в индивидуальном порядке, осуществляют взаимопроверку тестов. 4 4.1 Преподаватель:выдает задание на урок для совместного выполнения №№ 24, 11, 8, 16 (практикум по экономике предприятия, Л.Н. Чечевицына) объясняет порядок выполнения задания,преподаватель консультирует обучающихся, дает им дополнительные пояснения (если это необходимо), контролирует процесс выполнения задания. Проверяет правильность решения задач, отсутствие арифметических ошибок, помогает в исправлении ошибок, консультирует. Организует обсуждение результатов решения задач. Вызывает к доске студентов, быстро и успешно справившихся с заданием. Выполняют задания: слушают устное объяснение по выполнению задания, задают вопросы, производят и оформляют расчетыделают соответствующие записи. Применяют знания при решении практических задач.Работают в паре. Обсуждают задание с соседом по парте. Один из студентов, справившийся с решением выходит к доске и показывает решение задачи, давая пояснения. Слушают ответы товарищей. 5 Подведение итогов занятия:объявляет оценки, благодарит студентов за работу на уроке, «останавливается» на типичных недостатках и ошибках, дает безотносительную оценку работы группы, подводит итоги.Выдача домашнего задания,Прощание с обучающимися Слушают заключение преподавателя, оценивают и анализируют свою работу на уроке.Записывают домашнее задание,Прощание с преподавателем 4.2 Выдает задание для индивидуальной самостоятельной работы: решение задачи № 7, 15 Организует деятельность обучающихся, организует обсуждение результатов решения задач. Самостоятельно, индивидуально решают задачи без помощи преподавателя, работают по алгоритму, ориентируясь на конкретный результат, озвучивают свой ответ Вступительное слово преподавателя Преподаватель приветствует обучающихся и приглашенных лиц; сообщает тему занятия, подчеркивает ее актуальность; называет цели занятия.  Проверка выполнения домашнего задания – демонстрация подготовленных презентаций Тестирование Вариант 1Полная себестоимость включает в себя затраты на производство и на реализацию продукции.Накладные затраты связаны с управлением производства.Затраты на зарплату основных рабочих относятся к прямым затратам.Косвенные затраты определяются на конкретный вид продукции.По калькуляционным статьям рассчитывается смета затрат на производство продукции. Вариант 2 1.Полная себестоимость включает в себя только затраты на производство продукции.Основные затраты связаны с управлением производства.Затраты на зарплату основных рабочих относятся к косвенным затратамКосвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции.По калькуляционным статьям рассчитывается себестоимости единицы продукции  Вариант 3 1.Производственая себестоимость включает в себя только затраты на производство продукции.2. Затраты на зарплату управленческого персонала относятся к косвенным затратам.3. Общехозяйственные расходы относятся к прямым затратам.4.Себестоимость, которая отражает сложившийся уровень затрат на производство и сбыт – это плановая себестоимость.5.Затраты на рекламу относятся к переменным затратам.  Вариант 1 1.Себестоимость, которая отражает сложившийся уровень затрат на производство и сбыт – это:А) плановая себестоимостьБ) нормативная себестоимостьВ) фактическая себестоимость 2.Себестоимость, которая содержит затраты на производство и на реализацию – это:А) полная себестоимостьБ) производственная себестоимостьВ) цеховая себестоимость 3.Затраты, связанные с производством одного вида продукции:А) прямые Б) накладныеВ) косвенные 4.Затраты на управление и организацию производства относятся к затратам:А) прямым Б) переменнымВ) постоянным 5.Какие затраты относятся к переменным затратам:А) затраты на сырье и материалыБ) общехозяйственные затратыВ) заработная плата управленческого персонала  Вариант 2 1.Себестоимость, которая определяется по плановым ценам и тарифам – это:А) плановая себестоимостьБ) нормативная себестоимостьВ) фактическая себестоимость 2.Себестоимость, которая содержит все затраты на производство – это:А) полная себестоимостьБ) производственная себестоимостьВ) цеховая себестоимость 3.Затраты, связанные с производством нескольких видов продукции:А) прямые Б) накладныеВ) косвенные  4.Как себя ведет переменные издержки в расчете на единицу при увеличении производства:А) увеличиваютсяБ) уменьшаютсяВ) не изменяются 5. Какие затраты относятся к условно – постоянным:А) затраты на сырье и материалыБ) основная заработная плата производственных рабочихВ) заработная плата управленческого персонала  Вариант 3  1.В чем назначение классификации затрат по экономическим элементам:А) расчет себестоимости единицы продукцииБ) расчет общих затрат на производство продукцииВ) расчет материальных затрат на производство продукции 2.Что из перечисленного не относится к прямым затратам: А) затраты на сырье и материалыБ) основная заработная плата производственных рабочихВ) заработная плата управленческого персонала 3.Как ведут себя условно - постоянные затраты при увеличении производства:А) увеличиваютсяБ) уменьшаютсяВ) не изменяются  4.К внепроизводственным расходам относятся затраты на:А) покупку сырья, материалов, полуфабрикатовБ) затраты на содержание управленческого персоналаВ) расходы на реализацию продукции, на рекламу  5.Указать комплексные статьи расходов:А) сырье и основные материалыБ) дополнительная заработная плата производственных рабочихВ) цеховые расходы  Ответы на тесты 1 вариант 2 вариант 3 вариант верноверноверноневерноневерно неверноневерноневерноверно верно верноверноневерноневерноневерно 1 вариант 1-в 2-а 3-а 4-в 5-а 2 вариант 1-а 2-б 3-в 4-в 5-в 3 вариант 1-б 2-в 3-в 4-в 5-в Решение задач Задачи для самостоятельного решения Задача № 7 Определить полную себестоимость изделия А и изделия Б для почтовых отделений. Выпуск изделия А – 150 ед., затраты на материалы на ед. изд. – 370 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 850 000 руб., дополнительная зарплата – 10%, начисления на заработную плату – 26%. Общехозяйственные расходы по изд. А – 60% от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 2% от производственной себестоимости. Решение:1. Полная себестоимость изделий для почтовых отделений определяется как сумма всех статей затрат на производство и сбыт продукции. Сначала определим материальные затраты: МЗ (А) = 150 ед. х 370 руб. = 55 500 руб.;2. Рассчитаем затраты на оплату труда: Зз/пл (А) = (850 000 + 10%) + 26% = 1 178 100 руб.;3. Прямые затраты по изделиям: Зпр(А) = 55 500 руб. + 1 178 100 руб. = 1 233 600 руб.4. Общехозяйственные расходы: Робщ.(А) = 1 233 600 руб. х 60% = 740 160 руб.5. Производственная себестоимость: Спр(А) = 1 233 600 руб. + 740 160 руб. = 1 973 760 руб.6. Внепроизводственные затраты: Звнепр.(А) = 1 973 760 руб. х 2% = 39 475,2 руб.7. Полная себестоимость: Сп(А) = 1 973 760 руб. + 39 475,2 руб. = 2 013 235,2 руб.  Задача № 15Определить полную себестоимость изделия, если расход материала на единицу изделия — 40 кг, цена 1 т — 1500р., отходы — 2 кг — реализуются по цене 2000р. за 1 т. Основная заработная плата производственных рабочих на одно изделие — 20р., дополнительная заработная плата — 10%, начисления на заработную плату — 26%. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 120р. на одно изделие. Цеховые расходы — 30% от затрат на основную заработную плату, общехозяйственные расходы — 50% от цеховых затрат. Внепроизводственные затраты — 100% от общехозяйственных расходов.Решение:Определим затраты на материалы: 0,040т х 1500р. = 60р. Определим стоимость возвратных отходов: 0,002т х 2000р. = 4р.Определим дополнительную заработную плату: 20р. х 10% = 2р. Определим начисления на заработную плату: 20р. х 26% = 5,2р. Определим прямые затраты: 60р. - 4 р. + 20р. + 2р. + 5,2р. = 83,2р.Определим цеховые расходы: 20р. х 30% = 6р.Определим общехозяйственные расходы 6р. х 50% = 3р. Определим внепроизводственные затраты: 3р. х 100% = 3р.Определим полную себестоимость изделия: 83,2р. + 120р. + 6р. + 3р. + 3р. = 215,2р. Задание на дом Задача № 12. Определить полную себестоимость изделия, себестоимость всего выпуска, изготовленного в количестве 200 единиц, используя данные таблицы:  П/н Статьи затрат На единицу продукции На весь объём 1 Основные материалы, р. 120 2 Комплектующие изделия, р. 25 3 Основная заработная плата производственных рабочих, р. 47 4 Основная заработная плата производственных рабочих, р. 5 Начисления на заработную плату, р.(26 %) 6 Содержание оборудования, р. 120000 7 Цеховые расходы, р. 50000 8 Внепроизводственные расходы, р. 75000 Итоговая полная себестоимость, р. П/н Статьи затрат На единицу продукции На весь объём 1 Основные материалы, р. 120 24000 2 Комплектующие изделия, р. 25 5000 3 Основная заработная плата производственных рабочих, р. 47 9400 4 Дополнительная заработная плата рабочих, р.(10 %) 4,7 940 5 Начисления на заработную плату, р.(26 %) 12,22 2444 6 Содержание оборудования, р. 600 120000 7 Цеховые расходы, р. 250 50000 8 Внепроизводственные расходы, р. 375 75000 Итого полная себестоимость, р. 1433,92 286784 Решение Задача № 3 Определить полную себестоимость изделия А и изделия Б для почтовых отделений. Выпуск изделия Б – 250 ед., затраты на материалы на ед. изд. – 380 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 80 000 руб, ., дополнительная зарплата – 10%, начисления на заработную плату – 26%. Общехозяйственные расходы по изд. Б – 35%, от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. Б – 7% от производственной себестоимости. Решение:1. Полная себестоимость изделий для почтовых отделений определяется как сумма всех статей затрат на производство и сбыт продукции. Сначала определим материальные затраты: МЗ (Б) = 250 ед. х 380 руб. = 95 000 руб.2. Рассчитаем затраты на оплату труда:Зз/пл (Б) = (80 000 + 10%) + 26% = 110 880 руб.3. Прямые затраты по изделиям:(Б) = 95 000 руб. + 110 880 руб. = 205 880 руб.4. Общехозяйственные расходы:Робщ.(Б) = 205 880 руб. х 35% = 72 058 руб.5. Производственная себестоимость:Спр(Б) = 205 880 руб. + 72 058 руб. = 277 938 руб.6. Внепроизводственные затраты:Звнепр.(Б) = 277 938 руб. х 7% = 19456 руб.7. Полная себестоимость:Сп(Б) = 277 938 руб. + 19456 руб. = 297 394 руб.  Заключительное слово преподавателя   Преподаватель подводит итоги занятия, благодарит участников и приглашенных лиц.   Результаты: 1. Подготовка презентаций: Сачивкина Д. – «5»,Каленич А. – «5»,Хачатурян А. – «5» Свиридова Е. – «5» 2. Тестирование:«5» - 0 чел.«4» - 6 чел.«3» - 6 чел.  3.За активную работу на уроке (по решению задач): Тимохина Е. - «4»Четвергова С. - «4»Бежанова О. – «5» Список литературы 1. Волков О. И.; Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. М.: ИНФРА – М, 2013. – 264 с. 2. Корщунов В. В. Экономика организации. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013 – 433 с. 3. Махотина М.В. Экономика в схемах: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2011. – 192 с. 4. Самарина В. П. Экономика организации: задачи и тесты: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 200 с.  Спасибо за внимание !