Программа дошкольной подготовки Адаптация ребёнка к условиям школьной жизни


Пояснительная записка
В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой в лицее была введена программа «Адаптация ребёнка к условиям школьной жизни», которая строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100».
Особенности программы:
•Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
•Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
•Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
Программа модифицирована и создана на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» под научной редакцией А. А. Леонтьева, которая одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ. В её основу легли теоретические взгляды ведущих специалистов по дошкольному воспитанию, рекомендации Министерства образования РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе.
Содержание программы ориентировано на:
•обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
•формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
•формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
•создание условий для развития личности ребенка;
•развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
•обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
•приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
•профилактику асоциального поведения;
•создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
•укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Программа рассчитана на 30 учебных недель, 120 часов (из расчёта 4 часа в неделю)
Программа включает в себя курсы по следующим предметам:
•Обучение счёту.
•Основы грамоты. Обучение чтению.
•Основы грамоты. Обучение письму.
•ИЗО и художественный труд.Программа курса по математике.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы дошкольной подготовки «Введение в математику» образовательной системы «Школа 2100», авторов Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной.
Рабочая программа ориентирована на использование рабочих тетрадей «Раз - ступенька, два – ступенька» / М; «Баласс», 2013г./ 1-я часть для детей 5-6 лет и 2-я часть для детей 6-7 лет.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицея № 56» на 2016 – 2017 учебный год, годовому учебному календарному графику на 2016 – 2017 учебный год, рабочая программа по математике для дошкольников рассчитана на 30 учебных недель, 30 часов (из расчёта 1 час в неделю)
Основными задачами данного курса являются:
1)Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества,
2)Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).3)Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.
4)Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
5)Увеличение объёма внимания и памяти.
6)Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
1)Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8)Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).
9)Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Содержание учебного курса.
Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.
Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей.
Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины и их измерение.
Числовой отрезок.
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними.
Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название и последовательность от 1 до 10. Использование различных анализаторов при счёте. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями предметов, костями домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов. Простые задачи на сложение и вычитание чисел, их графическая интерпретация.
Пространственно - временные представления.
Уточнение отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность дней в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Развитие представлений о геометрических понятиях: точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, многоугольник, представление о равных фигурах.
К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
2.Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
3.Знание числового ряда в пределах 10, предыдущего и последующего числа.
4.Умение сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами.
5.Знание цифр 0 - 9, знаков +, - ; умение соотносить цифру с количеством предметов.
6.Умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью наглядного материала.
7.Умение измерять длину предметов с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
8.Умение различать форму предметов: круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную.
9.Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
10.Умение по заданному образцу конструировать фигуры из палочек, составлять целые фигуры из их частей, пользуясь приёмом пристроения.
11.Умение составлять новые геометрические фигуры, из имеющихся, по образцу.
12.Умение решать простейшие логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.
13.Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
14.Знание дней недели, последовательность частей суток.
15.Умение продолжить заданную закономерность;
16.Умение производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
17.Умение устанавливать пространственно-временные отношения
18.Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам.
Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
1.Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.
2.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
3.Умение объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
4.Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого.
5.Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.
6.Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
7.Умение узнавать изученные геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник - и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8.Умение осуществлять при решении задач целенаправленные пробы, ограничивать количество проб за счёт обдумывания хода поисков, догадки.
9.Умение сравнивать предметы, устанавливать равенство фигур с помощью наложения.
10.Умение определять главный признак отличия одной группы фигур от другой.
11.Умение составлять новые геометрические фигуры, из имеющихся, по замыслу.
Тематическое планирование курса по математике

п/п Тема занятия Кол-во
часов
1
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. 1
2 Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. 1
3 Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. 1
4 Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. 1
5 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). 1
6 Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. 1
7 Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения. 1
8 Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. 1
9 Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. Пространственные отношения: внутри, снаружи. 1
10 Число 2 и цифра 2. Пара. Формирование представлений о точке и линии. Представления об отрезке, прямой, луче. 1
11 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях. 1
12 Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. Формирование представлений об углах и видах углов. 1
13 Натуральное число как результат счета и измерения. Составление закономерностей. 1
14 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. Пространственные отношения: впереди, сзади. 1
15 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. 1
16 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. 1
17 Представление о числовом луче. Числовой отрезок. 1
18 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием. 1
19 Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше. 1
20 Зависимость результата сравнения от величины мерки. Установление необходимости выбора единой мерки для сравнения величин. 1
21 Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. 1
22 Сравнение предметов по массе (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). 1
23 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой. 1
24 Представление об объеме (вместимости). Сравнение предметов по объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). 1
25 Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание 1
26 Начальное представление о площади. Сравнение предметов по площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка. 1
27 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. 1
28 Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. 1
29 Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. 1
30 Итоговый урок 1
Программа курса по обучению грамоте (письмо)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы дошкольной подготовки «Основы грамоты и подготовка руки к письму» образовательной системы «Школа 2100», авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой. Рабочая программа ориентирована на использование рабочих тетрадей «Наши прописи» / М; «Баласс», 2013г./ 1- я и 2- я части.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицея № 56» на 2016 – 2017 учебный год, годовому учебному календарному графику на 2016 – 2017 учебный год, рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников рассчитана на 30 учебных недель, 30 часов (из расчёта 1 час в неделю)
Основными задачами данного курса являются:
1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2)развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
3)развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
4)обогащение активного, пассивного, потенциального словаря
5)развитие грамматического строя речи и развитие умения конструировать связное высказывание;
6)развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
предложением;
7)развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи;
8)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
9)развитие фонематического слуха и обучение звуко - слоговому анализу слов.
10)формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;11)развитие мелкой моторики ребёнка.
Содержание курса
1.Звуки:
-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условные обозначения;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные;
-выделение в слове гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков;
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-звуковой анализ состава слов;
2.Слоги:
-понятие «слог», слоговой анализ слов;
-подбор слов на заданное количество слогов;
-выделение в словах первого и последнего слогов;
-подбор слов на заданный слог;
3.Слова:
-выявление различий в звуковом составе слов;
-составление слова из звуков и слогов, из первых(последних) звуков в названии картинок;
-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;
-восстановление нарушенной последовательности звуков в структуре слова;
--последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4.Связанная устная речь:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений;
-обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов.
В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются задания на:
-выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
-выделение одинаковых предметов из группы предметов;
-выделение лишнего предмета;
-объединение различных предметов в группы;
-выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
5.Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:
•Умение отвечать на вопросы педагога;
•Умение выделять и называть звук в начале слова;
•Умение определять местоположение звука (в начале, в середине или в конце слова);
•Умение различать звуки и буквы;
•Узнавать буквы русского алфавита;
•Умение соединять звуки в слоги;
•Умение слушать и слышать художественный текст, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста;
•Умение эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
•Умение запоминать отдельные слова, выражения из текста.
Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
•Умение конструировать словосочетания и предложения со словами;
•Умение задавать свои вопросы;
•Умение пересказывать текст по зрительной опоре;
•Умение составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
•Умение узнавать и называть некоторые литературные жанры.
•Умение различать согласные и гласные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие звуки;
•Умение давать характеристику звуку;
•Составлять звуковую схему слова;
•Умение делить слова на слоги;
•Умение подбирать слова на заданное количество слогов;
•Умение находить различия в звуковом составе слов;
•Умение восстанавливать нарушение последовательности звуков в структуре слова.

Календарно-тематическое планирование курса
(подготовка к обучению письму «Наши прописи»)

Тема занятия
1 Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.
2 Звук [А], буква А. Штриховка.
3 Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру.
Звук [Э], буква Э. Штриховка.
4 Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.
Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров.
Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков.
5 Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук.
Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.
6 Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки.
Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М'].
7 Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Штриховка в разных направлениях.
Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.
8 Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.
Звук [П']. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.
9 Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Обведение по контуру.
Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.
10 Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях.
Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.
11 Звуки [Х], [Х']. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог.
Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.
12 Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.
13 Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.
Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.
14 Звук [Й']. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.
Звук [Й'О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.
15 Звук [Й'У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.
Звук [Й'А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений.
16 Звук [Й'Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.
Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.
17 Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.
Звук [Л']. Буквы Л, Й. Упражнение для развития мелкой моторики руки.
Звуки [Л] - [Й']. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.
18 Звуки [В], [В']. Буква В. Штриховка в разных направлениях.
Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. Буквы В, Ф.
19 Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка.
Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по контуру.
20 Звуки [Ч'] -[Щ']. Звуковой анализ состава слогов и слов.
21 Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров.
Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.
22 Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных направлениях.
Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Буквы Д, Т.
23 Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки.
Звук [С']. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей.
24 Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях.
Звуки [Ц] - [С] - [Ч']. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.
25 Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров.
Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.
26 Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях.
Звук [З']. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами.
Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. Буквы З, С, В.
27 Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений.
Звуки [Ш] - [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.
28 Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки.
Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.
29 Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки.
Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.
Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания.
30 Страна Азбука (обобщающее занятие).
Программа курса обучение грамоте (чтение)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы дошкольной подготовки по развитию речи и подготовки к обучению грамоте образовательной системы «Школа 2100», авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой. Рабочая программа ориентирована на использование рабочих тетрадей «По дороге к Азбуке» / М; «Баласс», 2013г./ 3- я и 4 - я части.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицея № 56» на 2016 – 2017 учебный год, годовому учебному календарному графику на 2016 – 2017 учебный год, рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников рассчитана на 30 учебных недель, 30 часов (из расчёта 1 час в неделю)
Задачи курса:
1.Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2.Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
3.Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
4.Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5.Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
6.Развития грамматического строя речи.
7.Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Содержание программы
1.Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Календарно-тематическое
планирование курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

п/п Тема занятия
1 Звуки и буквы
2 Звук [А], буква А.
3 Звук [О], Звук [Э]
4 Звук [И], .Звук [Ы].
Звуки [И], [Ы]. Выделение в слове гласных звуков.
5 Звук [У]
Гласные звуки .Выделение звука в начале, конце и середине слова.
6 Звук [М], Классификация звуков: согласные и гласные звуки.
Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М'].
7 Звуки [Н], [Н'].
8 Звук [П], Звук [П'].
9 Звуки [Т], [Т'].
Гласные и согласные звуки и буквы.
10 Звуки [К], [К'].
11 Звуки [Х], [Х'].
12 Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х'].
13 Звуки [Ф], [Ф'].
14 Звук [Й']. Звук [Й'О].
15 Звук [Й'У]. Звук [Й'А].
16 Звук [Й'Э]. Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А].
17 Звук [Л]. Звук [Л'].
Звуки [Л] - [Й'].
18 Звуки [В], [В'].
Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф'].
19 Звук [Ч']. Звук [Щ'].
20 Звуки [Ч'] -[Щ'].
21 Звуки [Б], [Б'].
Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].
22 Звуки [Д], [Д'].
Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].
23 Звук [С]. Звук [С'].
24 Звук [Ц]. Звуки [Ц] - [С] - [Ч'].
25 Звуки [Г], [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].
26 Звук [З].Звук [З']. Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']
27 Звук [Ш]. Звуки [Ш] - [С] - [Щ'].
28 Звук [Ж]. Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].
29 Звуки [Р], [Р'].
Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].
30 Страна Азбука (обобщающее занятие).
Программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд»
Основы программы:
- удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
- учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
- преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной
бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.
Цели и задачи программы.
Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,
ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом, добываться выразительности образа, пространственные ориентировки, умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой, внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
совместной деятельности.
Обогащать игровой опыт детей.
Содержание курса.
Работа с бумагой и картоном - 10 ч.
Задачи и учебные возможности:
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Работа по изобразительному искусству – 10 ч.
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.
Работа с пластилином – 10 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.
Планируемы результаты.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать:
- названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
- названия главных цветов.
уметь:
- правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
ножницы;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
- пользоваться простейшими приемами лепки;
- вырезать из бумаги детали;
- складывать бумагу по прямой линии;
- соединять детали;
- экономно разделять детали;
- доводить начатую работу до конца.
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету
"Изобразительное искусство и художественный труд"
для курсов подготовки детей к обучению в 1 классе.
№ Кол-во часов Тема
1 1 Волшебные цвета красок. Радуга. 2 1 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 3 1 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 4 1 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 5 1 Работа с пластилином. Лепка грибов. 6 1 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 7 1 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 8 1 Работа с пластилином. Лепка гусениц улиток на листочке. 9 1 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 10 1 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 11 1 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 12 1 Работа с пластилином. Лепка. Новогодние шары. 13 1 Работа с красками. Рисование новогодних игрушек по шаблону. Раскрашивание поролоном (ватой). 14 1 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 15 1 Работа с пластилином. Лепка. Рыбка. 16 1 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 17 1 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 18 1 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 19 1 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 20 1 Работа с пластилином. Лепка улиток на листочке. 21 1 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 22 1 Работа с пластилином. Лепка. Белочка. 23 1 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 24 1 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 25 1 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 26 1 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. 27 1 Работа с пластилином. Лепка. Бабочка. 28 1 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 29 1 Работа с красками. Скоро в школу 30 1 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька..."
Математика, часть 1 для детей 5-6 и часть 2 для детей 6-7 лет.
Авторы: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Издательство "Ювента".
2. Петерсон Л.Г. , Холина Н.П. «Раз ступенька , два- ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации .- М.: Баласс, 2010
3.Пособие "По дороге к Азбуке". Часть 3 и часть 4.
Авторы: Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., Бунеев Р.Н.. Издательство "Баласс".
4. Методические рекомендации «По дороге к азбуке», часть 1 и 2
Т.Р. Кислова
5.Тетради "Наши прописи" часть 1 и часть 2.
Авторы: Бунеева Е.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Издательство "Баласс".
6. Мультимедийный комплекс.
7. Образовательные сайты и порталы:
● edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование.
● school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
● allbest - "Союз образовательных сайтов"
● rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
● window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
● Портал "ВСЕОБУЧ"
● newseducation.ru - "Большая перемена"