Разработка урока по географии на тему Введение.Экономическая география-наука о хозяйстве и населении.(9 класс)
Урок 1. Введение.
Экономическая география-наука о хозяйстве и населении.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с задачами предмета;
2) воспроизвести опорные знания об основных знания об основных источниках географической информации.
Оборудование: атлас, тетрадь тренажор,
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Место географии населения и хозяйства в системе обучения в школе:
Задачи. .
Предмет изучения.
Объект исследования.
Источники географической информации.
География - это способ познания окружающего мира.
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был ориентироваться в окружающем мире: прежде хорошо знать его и уметь пользоваться этими знаниями.
Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.
Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы.
Вопрос к классу: Перечислите географические оболочки.
Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, география населения, политическая география. Задача нашего курса - в изучении социально-экономической географии.
Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное разнороден: здесь происходят процессы физические (круговорот воды в природе), химические (миграции различных элементов в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование хозяйства), демографические (воспроизводство населения) и многое другое.
Главная задача нашего курса - продолжить изучение географии России и ее проблем: экономических, социальных, демографических, экологических и других.
Первая задача географии - выявление специфики взаимодействия разнородных процессов на каждой территории, т. е. описание территории и частично - объяснения происходящих на ней процессов.
Следующая задача - географический прогноз: какое будущее возможно для этой территории?
Еще более сложная задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или заселить опустевшие сельские территории? Общество очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснилось впоследствии, существуют внутренние закономерности развития процессов и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить.
Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять прикладные задачи.
Кроме того, учитель знакомит учащихся с новым политико-государственным устройством России и стран СНГ (анализ политико-административной карты).
В конце 1991 г. произошел распад СССР на отдельные новые, независимые государства. Большинство из них образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ не вошли государства Балтии (Литва, Латвия, Эстония).
Цель образования СНГ - восстановление в новых условиях экономических, культурно-исторических связей и общей оборонной политики, нарушенных в период распада СССР.
Россия - крупнейшее государство в СНГ В ее состав входят 89 субъектов Федерации: 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область,2 города федерального значения, 6 краев и 49 областей.
Анализ таблицы №1 стр. 4 «Страны СНГ Основные показатели».
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
На контурных картах ребята обозначают границы России, стран СНГ и стран Балтии.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П.1.