Разработка урока география 9 класс по теме Факторы размещения машиностроения
География 9 класс
Тема: Факторы размещения машиностроения.
Цель: сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения.
Задачи:
1.Образовательная:
Сформировать понятия: специализация, кооперирование, факторы размещения отраслей машиностроения
2. Развивающая:
Создание условий для формирования у учащихся умений познавательной деятельности через активные мыслительные и самостоятельные практические действия самого ученика.
Совершенствовать умение работы с учебником, картосхемами, таблицами, выражать свое мнение.
3. Воспитательная
Умение работать в парах, воспитывать чувства патриотизма, на примерах развития отраслей, профессий.
Личностно- ориентированный урок
Создание условий для проявления познавательной активности учеников, используя разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся
Оборудование: Учебник, географические атласы, карточки – задания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята сегодня мы будем работать в парах.
Каждая пара представители одной из отраслей машиностроения, от вашего решения зависит успех развития производства. Сообщение темы и цели урока. Прежде чем вы получите задания, проведем небольшую географическую разминку « Дополни пару»
2. Проверка знаний учащихся
Продукция – отрасль машиностроения
Турбина –
Автобус –
Телевизор-
Ракета –
Телефон –
Деревообрабатывающий станок -
Продукция – отрасль машиностроения
Вагон –
Гаечный ключ –
Дорожный каток –
Трактор –
Часы –
Самолет - Каждая пара дополняет одну продукцию
Что объединяет эти предметы? Продукция машиностроения. 3. Изучение нового материала
Как вы понимаете определение специализация?
Специализация - производство на предприятиях какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, услуг.
Предлагаются отрасли машиностроения: автомобилестроение, судостроение, тракторостроение, радиотехническое машиностроение.
Задание: Выберете отрасль машиностроения по своему желанию, подумайте, где выгодно разместить, ваше предприятие.
Какие условия необходимы для развития предприятия?
С какими предприятиями вы заключите договора для совместного производства?
Выполнить ваше задание вам поможет учебник.
Ваши задание выполните приемом «Кластер»
Варианты ответов
Записывается в тетради определение
Составление кластер - схемы.
15 мин
Физкультминутка 2 мин. Мульти – анимация, для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз.
4. Представление своих «кластеров»
Вопросы по ходу представления творческих работ:
Что такое факторы размещения?
Что называется кооперированием?
Вывод: Что учитывается в первую очередь при размещении предприятий?
В задании дано 5 машиностроительных отраслей, в классе 10 пар. Предусмотрено дополнение учащихся других групп.
5. Закрепление нового материала
Карточки- задания по группам.
Карточка № 1
1.Найдите в тексте учебника 73-76 необходимую информацию и сформулируйте определение принципа организации производства
Подетальная специализация:_____________________________________________
______________________________________________________________________
2.С помощью текста учебника определите предметную специализацию машиностроительных предприятий, находящихся в перечисленных городах.
Заполните таблицу.
Промышленный центр Специализация
Энгельс ПерозаводскКарточка № 2
1.С помощью текста учебника (стр73 – 76) определите, какой фактор является определяющим при размещении предприятий по производству продукции высоких технологий (приборостроение, атомная промышленность, электроэнергетика)
2. Найдите в тексте учебника, производство какой техники размещено в Екатеринбурге и какой фактор был определяющим при размещении этого производства.
Карточка № 3
1.С помощью сведений, содержащихся в таблице17 ( стр. 75), заполните пропуски в предложении.
Предприятия___________машиностроения, в отличие от предприятий тяжелого машиностроения, обладают высокой__________ и размещаются в районах, обеспеченных________________ресурсами и __________кадрами.
2. Найдите в тексте учебника и сформулируйте определение принципа организации производства.
Кооперация___________________________________________________________
3. С помощью текста учебника (стр.74) определите предметную специализацию машиностроительных предприятий, находящихся в перечисленных городах. Заполните таблицу.
Промышленный центр специализация
Коломна Ростов – на - Дону Карточки задания 3-х вариантов. Распределяются по уровню сложности.
6. Подведем итоги: 1.Что вы узнали нового на уроке?
2. Каким приемам научились?
Ответы учащихся
7. Домашнее задание: п 15
Заполните таблицу:
Фактор Примеры отрасли Районы размещения Центры
Выставление оценок