Презентация трудности реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе


Трудности реализации ФГОСв сельской малокомплектной школеУчитель русского языка и литературыМБОУ «Лучесская ОШ им. В.Ф. Михалькова»Демидкова ЛарисаСергеевна

Лучесская основнаяшкола

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Малая наполняемость классов обладает рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять:- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;- личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;- практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии , участие в опытнической работе и т. д.);
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.«Научить учиться» - лозунг стандартов нового поколения, функция школы - корректирующая, где учитель - направляющая сила для ребенка.Перед образовательной системой стоит новая непростая задача - формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования :-     к структуре основных образовательных программ;-    к условиям реализации основных образовательных программ;-    к результатам освоения основных образовательных программ.Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Они включают в себя :·     личностные умения — позволяют сделать обучение более осмысленным;·     социальные — учат действовать в социуме с учетом позиции других людей;·     коммуникативные — формируют навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Специфические условия для реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе- удаленность от районных и городских центров; - состояние местного производства и перспективы экономического развития села; - численность обучающихся; -особенности культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума;- сельский образ жизни;- замкнутость социального пространства;- автономность сельских поселений;- удаленность многих школ от культурных центров.
style.rotation
Проблемы-большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время;- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы;- дети видят вокруг себя мало высокоуровневых жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;- отсутствие во многих селах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;Преимущества- знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи;- более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей;- возможность коллективной выработки решений, доступность для детей и родителей принять участие в обсуждении школьных проблем;- непосредственная близость детей к живой природе, возможность тесного активного взаимодействия с окружающим миром, положительно влияющих на все стороны и сферы личности ребенка
Проблемы- ограниченность, обеднённость социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации;- необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;- малое количество детей в классе;- ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.Преимущества- интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;- большое значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций- реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьей дает информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана;- значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы, технологии организации деятельности детей;
Основные трудности учителей при переходе на ФГОС- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; - сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; - традиционный подход к анализу урока; - недостаточная акцентуализация внимания на результативной стороне урока; - принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
style.rotation
Мы с вами в начале большого пути…Начало трудно, а конец мудрён.Лиха беда начало.Пошло дело в завязку, дойдет и до конца.Не стращай началом, покажи конец!Трудно раскачаться, а там пошел.Задумал бежать, так не лежать.Струны готовы, недалеко и до песен.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Желаю всем успехов в работе!