Рабочая программа по литературному чтению(обучению грамоте) 21 век

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)» 1 КЛАСС».
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»)

Программа составлена на основе авторской:
Л.Е.Журова «Букварь: 1 класс»


Структура документа

Рабочая программа включает:
краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»;
основное содержание - содержится в опубликованной авторской программе;
планируемые результаты обучения – содержатся в опубликованной авторской программе;
учебно-методическое обеспечение,
разделы программы с характеристикой деятельности детей (УУД),
календарно-тематическое планирование.

Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по литературному чтению за курс 1 класса.




























Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа «Обучение грамоте (чтение). 1 класс» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
на основе авторской программы «Обучение грамоте (чтение). Литературное чтение: программа: 1 класс / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2013, приведённой в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего начального образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»;
в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Обоснование выбора программы:
Программа «Обучение грамоте (чтение)» под редакцией Л.Е.Журовой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, подбор и распределение материала отвечают современным запросам обучения младших школьников на высоком уровне. Курс «Обучение грамоте (чтение)» является первым этапом в системе изучения литературного чтения в начальной школе. В процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник «Букварь» (II части) 1 класс Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова – Москва, Вентана- Граф, 2012. «Литературное чтение. Уроки слушания». 1класс Л.А.Ефросинина, Москва, Вентана-Граф, 2012, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2012.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

Общая характеристика учебного предмета

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Программа по обучению грамоте решает ряд основных задач: развитие фонематического и речевого слуха, обучение сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. При этом  создаются условия для формирования основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Одним из центральных принципов программы обучения грамоте является достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке. Этот общий позиционный принцип русского языка и определяет в последующем порядок изучения букв в букварный период.
В период обучения грамоте 1 час в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 часа в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Данная программа обеспечивает
- появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике; формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
- фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
- формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
- первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
- знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’].
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов

1
Добукварный период.
13 часов

2
Основной период.
51 час

3
Послебукварный период.
36 часов


ИТОГО
100 часов


Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7»
В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, 132 часа в год. Из них на курс обучения грамоте (работа с букварем) дается 100 часов (I-III четверть) по 4 часа в неделю.
Еженедельно в течение всего года 1 раз в неделю проводятся уроки литературного слушания. Учебный материал для уроков слушания дан в учебной хрестоматии и рабочей тетради «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (авт. Л.А. Ефросинииа).
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения курса обучения грамоте являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса обучения грамоте являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного, решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса обучения грамоте являются:
Читательские:
- читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
- замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
- самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
- при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
Речевые:
- участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
- замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;
- создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
Фонетические:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);

Основные содержательные линии
Программа содержит соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтения слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Журова, Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Журова, Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для 1 класса че-тырёхлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Литературное чтение. Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.А.Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Для учителя:
1. Программа. Литературное чтение. 1-4 классы (авторы Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова) М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Методическое пособие «Литературное чтение. 1 класс» (автор Л.А.Ефросинина). М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Методическое пособие «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (автор Л.А, Ефросинина)
4. Словарь - справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)

Электронные образовательные ресурсы:
1. Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)
2. Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс 1 класс (автор Л.А. Ефросинина)
3. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM).

Дидактические материалы:
схемы;
таблицы
дидактические игры;
карточки заданий;
тесты.

Контроль и оценка достижения планируемых результатов
по обучению грамоте (чтение)
На уроках учащиеся должны применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов. Сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы. Осознавать смысл прочитанного. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде.
Использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – в зависимости от целей.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
слушать сказки, рассказы, стихотворения;
читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
работать с доступными книгами - справочниками и словарями.

Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.











РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (УУД)

Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Слово и предложение



Предложение как объект изучения

Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение
Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.
Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.
Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.
Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки


Слово как объект изучения
Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса
Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Различать слово и предложение.
Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.
Объяснять значение слова.
Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению


Фонетика



Звуки речи
Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова
Различать звучание и значение слова.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.
Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.
Подбирать слова с заданным звуком.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками


Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
Особенность гласных звуков отсутствие при произнесении этих звуков преграды.
Особенность согласных звуков наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные)
Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).
Различать ударные и безударные гласные звуки



Гласные звуки: ударные и безударные.
Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков.
Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности
Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове
Делить слова на слоги.
Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.
Приводить примеры слов с заданным количеством слогов



Ударение. Ударный гласный звук в слове
Анализировать слово: определять место ударения в слове.
Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.
Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Объяснять причину допущенной ошибки

Графика



Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков
Звук и буква. Буква как знак звука.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами названиями картинок

Функции букв е, ё, ю, я
Функции букв е, ё, ю, я
Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.
Обозначать согласные звуки буквами

Буквы, обозначающие согласные звуки
Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’]
Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с з,
ш ж, с ш, з ж, р л, ц ч и т. д.).
Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о а, и у, п т, л м, х ж, ш т, в д и т. д.).
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]


Буква ь
Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука
Объяснять функцию буквы ь



Русский алфавит
Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов
Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.
Воспроизводить алфавит.
Восстанавливать алфавитный порядок слов


Восприятие художественного произведения



Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.




Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения
Воспринимать на слух литературные произведения



Знакомство с литературными жанрами стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские)

Осознавать смысл текста при его прослушивании


Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы
Различать стихотворения, рассказы, сказки

Чтение



Слоговое чтение.
Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений
Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы



Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания
Осознавать смысл прочитанного.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде

Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение
Два вида чтения орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое по целям.
Овладевать орфоэпическим чтением

Развитие речи



Рассказы повествовательного и описательного характера
Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.
Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Формулировать и обосновывать собственное мнение.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Составлять небольшие описательные рассказы.
Составлять небольшие повествовательные рассказы


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) В 1 «Ж» КЛАССЕ
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

I ПОЛУГОДИЕ (РАБОТА С БУКВАРЁМ Ч.1)
4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ (64 ЧАСА)

№ п\/п
Тема урока
Дата проведения
Примечание



план
факт


1 четверть

Добуквенный (подготовительный) период (13 ч.)

1.
Введение понятия «предложение».
01.09.15-04.09.15



2.
Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».
01.09.15-04.09.15



3.
Развитие восприятия художественного произведения Е.Серова «Мой дом», Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?».
01.09.15-04.09.15



4.
Рассказ по сюжетной картинке.
01.09.-04.09



5.
Интонационное выделение первого звука в слове.
07.09.15 -11.09.15



6.
Интонационное выделение первого звука в слове.
07.09.15 -11.09.15



7.
Развитие восприятия художественного произведения.В. Белов «Родничок».
07.09.15 -11.09.15



8.
Звуковой анализ слова мак.
07.09.15 -11.09.15



9.
Звуковой анализ слова сыр, нос.
14.09.15-18.09.15



10.
Рассказ по сюжетной картинке.
14.09.15-18.09.15



11.
Развитие восприятия художественного произведения. М.Михайлов «Лесные хоромы».
14.09.15-18.09.15



12.
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.
14.09.15-18.09.15



13.
Введение понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
21.09.15-25.09.15



Основной период (51 ч.)

14.
Знакомство с буквой А (а).
21.09.15-25.09.15



15.
Развитие восприятия художественного произведения. Муса Гали «Земные краски», книги о Родине и родной природе.
21.09.15-25.09.15



16.
Знакомство с буквой Я (я).
21.09.15-25.09.15



17.
Буква я в начале слова (обозначение звуков [й,] и [а]).
28.09.15-02.10.15



18.
Знакомство с буквой О(о).
28.09.15-02.10.15



19.
Знакомство с буквой Ё(ё).
28.09.15-02.10.15



20.
Развитие восприятия художественного произведения. А.Барто «В школу».
28.09.15-02.10.15



21.
Знакомство с буквой У(у).
05.10.15-09.10.15



22.
Знакомство с буквой Ю(ю).
05.10.15-09.10.15



23.
Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й,] и [у]).
05.10.15-09.10.15



24.
Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников «История с азбукой».
05.10.15-09.10.15



25.
Знакомство с буквой Э (э).
12.10.15-16.10.15



26.
Знакомство с буквой Е (е).
12.10.15-16.10.15



27.
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й,] и [э]).
12.10.15-16.10.15



28.
Знакомство с буквой ы.
12.10.15-16.10.15



29.
Развитие восприятия художественного произведения. Л.Пантелеев «Буква «ты».
19.10.15-23.10.15



30.
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.
19.10.15-23.10.15



31.
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.
19.10.15-23.10.15



32.
Знакомство с буквой М (м).
19.10.15-23.10.15



33.
Развитие восприятия художественного произведения. Я.Аким «Мой верный чиж».
26.10.15-30.10.15



34.
Знакомство с буквой Р(р).
26.10.15-30.10.15



35.
Знакомство с буквой Л (л).
26.10.15-30.10.15



36.
Знакомство с буквой Й (й).
26.10.15-30.10.15



2 четверть

37.
Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Шум и Шумок».
09.11.15-13.11.15



38.
Знакомство с буквой Г (г).
09.11.15-13.11.15



39.
Знакомство с буквой К(к).
09.11.15-13.11.15



40.
Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
09.11.15-13.11.15



41.
Развитие восприятия художественного произведения. Е. Благинина «Тюлюлюй»
Книги о детях.
16.11.15-20.11.15



42.
Знакомство с буквой З(з).
16.11.15-20.11.15



43.
Знакомство с буквой С(с).
16.11.15-20.11.15



44.
Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
16.11.15-20.11.15



45.
Знакомство с буквой Д(д).
23.11.15-27.11.15



46.
Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
23.11.15-27.11.15



47.
Знакомство с буквой Т(т).
23.11.15-27.11.15



48.
Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.
23.11.15-27.11.15



49.
Знакомство с буквой Б (б).
30.11.15-04.12.15



50.
Знакомство с буквой П (п).
30.11.15-04.12.15



51.
Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша».
30.11.15-04.12.15



52.
Знакомство с буквой В (в).
30.11.15-04.12.15



53.
Знакомство с буквой Ф (ф).
07.12.15-11.12.15



54.
Знакомство с буквой Ж (ж).
07.12.15-11.12.15



55.
Знакомство с буквой Ш (ш).
07.12.15-11.12.15



56.
Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка».
07.12.15-11.12.15



57.
Знакомство с буквой Ч (ч).
14.12.15-18.12.15



58.
Знакомство с буквой Щ (щ).
14.12.15-18.12.15



59.
Знакомство с буквой Х (х).
14.12.15-18.12.15



60.
Знакомство с буквой Ц (ц).
14.12.15-18.12.15



61.
Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная Шапочка».
21.12.15-25.12.15



62.
Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь.
21.12.15-25.12.15



63.
Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.
21.12.15-25.12.15



64.
Знакомство с особенностями буквы ъ.
21.12.15-25.12.15




II ПОЛУГОДИЕ (РАБОТА С БУКВАРЁМ Ч.2)

№ п\/п
Тема урока
Дата проведения
Примечание



план
факт


III четверть

65.
Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
11.01.16-15.01.16



66.
Алфавит.
С. Маршак «Ты эти буквы заучи».
В. Голявкин «Спрятался».
11.01.16-15.01.16



67.
В. Сутеев «Три котёнка».
А. Шибаев «Беспокойные соседки».
11.01.16-15.01.16



68.
Е. Пермяк «про нос и язык».
Г. Остер «Меня нет дома».
11.01.16-15.01.16



69.
Развитие восприятия художественного произведения. А. Блок «Зайчик».
18.01.16-22.01.16



70.
А.Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились».
18.01.16-22.01.16



71.
Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». А.Шибаев «Всегда вместе».
18.01.16-22.01.16



72.
Развитие восприятия художественного произведения. Г.Скребицкий «Пушок».
18.01.16-22.01.16



73.
Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?».
25.01.16-29.01.16



74.
Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина».
25.01.16-29.01.16



75.
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой».
«Рукавичка» (украинская народная сказка).
25.01.16-29.01.16



76.
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает?».
25.01.16-29.01.16



77.
Г.Остер «Спускаться легче».
01.02.16-05.06.16



78.
В. Сутеев «Под грибом».
01.02.16-05.06.16



79.
Развитие восприятия художественного произведения. К.Чуковский «Муха-Цокотуха».
01.02.16-05.06.16



80.
А.Шибаев «Что за шутки?». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета».
01.02.16-05.06.16



81.
Б. Житков «Как меня называли».
А. Кушнер «Большая
новость».
15.02.16-19.02.16



82.
Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».
15.02.16-19.02.16



83.
Развитие восприятия художественного произведения. В.Сутеев «Ёлка».
15.02.16-19.02.16



84.
Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!»
15.02.16-19.02.16



85.
Ю. Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв «Медвежата».
22.02.16-26.02.16



86.
М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква».
22.02.16-26.02.16



87.
Н.Носов «Ступеньки».
22.02.16-26.02.16



88.
Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
22.02.16-26.02.16



89.
О. Дриз «Горячий привет». Г.Остер
«Привет мартышке».
29.02.16-04.03.16



90.
Е. Чарушин «Зайчата». Н.Сладков«Сорока и
Заяц», «Лиса и Заяц».
29.02.16-04.03.16



91.
Развитие восприятия художественного текста. Е.Пермяк «Пичугин мост».
29.02.16-04.03.16



92.
Н.Носов «Затейники».
29.02.16-04.03.16



93.
Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».
07.03.16-11.03.16



94.
Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».
07.03.16-11.03.16



95.
Развитие восприятия художественного текста.
Н.Саконская «Мы с мамой».
07.03.16-11.03.16



96.
А.Толстой «Ёж». В.Лунин «Волк ужасно
разъярён». Г.Цыферов «Зелёный заяц».
07.03.16-11.03.16



97.
В.Драгунский «Он живой и светится».
14.03.16-18.03.16



98.
«Лиса и журавль» (русская народная сказка).
Н.Сладков «Лиса и мышь».
14.03.16-18.03.16



99.
Г.Сапгир «Лошарик».
В.Берестов «Картинки в лужах».
14.03.16-18.03.16



100.
Развитие восприятия художественного текста. В. Чаплина «Мушка».
14.03.16-18.03.16






Рассмотрено на заседании кафедры
________________________________
Протокол № 1
От « 26 » августа 2015 г.
Руководитель кафедры
____________/И.В. Наливкина/



Согласовано
Заместитель директора по УРВ
___________/ О.М. Пискурёва /
«28» августа 2015 г.









13PAGE 15


13PAGE 141315





15