Рабочая программа по литературному чтению (обучению грамоте)
АДМИНИСТРАЦИЯ города Подольск КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО зам. директора по УВР
протокол №1 ___________ А.В.Бакирова)
«___»_______________2015 г. «___»_______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс 1 «Д»
Уровень общего образования начальное
Учитель Леонтьева Диана Бахтиеровна
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016 учебный год
Уровень программы базовый
Количество часов по учебному плану 4 часа неделю, 92 часа в год.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной
программы начального общего образования, на основе учебного курса Л.В.Кибиревой; О.А.Клейнфельд;Г.И.Мелиховой: авторская программа М. ООО «Русское слово - учебник».
Учебник Л.В.Кибирева;О.А.Клейнфельд;Г.И.Мелихова «Букварь» 1 класс. М. ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Г. И. Мелихова «Прописи» 1 класс М. ООО « Русское слово», 2013
Календарно-тематическое планирование составила Леонтьева Д. Б.
подпись
Пояснительная записка к курсу «Обучения грамоте»
В системе общего образования русский язык занимает ведущее место, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. При этом русский язык выступает как действенное средство развития личности, ее духовно-нравственного начала и важное средство социализации, а впоследствии и самореализации личности.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук. В начальной школе изучение русского языка тесно взаимосвязано со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением, и сочетается с обучением чтению.
В программе отражено содержание комплекта учебников:
1 класс: «Букварь» – учебник по обучению грамоте;
учебник «Русский язык» (послебукварный курс);
Содержание курса разработано в контексте основных направлений модернизации российского образования и в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
При создании учебников авторы руководствовались идеей разумного сочетания уже сложившихся традиций создания учебной книги и современных тенденций, инноваций в разработке методического аппарата учебника, определении и представлении его содержания, технологии обучения и др. в соответствии со стратегической целью российского образования – развитием личности.
Направленность на развитие личности как смысл и цель современного образования реализуется в предложенной системе организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование учебных и познавательных мотивов, умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, анализировать полученные результаты, оценивать, контролировать и т.д.
Учитывая особый статус русского языка в начальной школе, его значимость для качественной подготовки по другим предметам, особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности младших школьников. Этим и обусловлено большое количество заданий, упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания при изучении каждой языковой темы, а также наличие занимательных правил-запоминалок, схем-опор, рубрик «Пиши правильно!», «Говори правильно!». Структура учебников довольно прозрачна, в материале каждого раздела легко ориентироваться благодаря четкой рубрикации, единообразной (но не однообразной!) для каждого класса системе упражнений, их последовательности и т.п.
Однако такого рода заданность не означает навязывания учителю жесткой схемы обучения. Достаточно гибкая система управления учебной деятельностью, заложенная в учебниках, лишь задает вектор организации обучения, тем самым позволяя учителю в полной мере раскрыть свой педагогический потенциал.
Процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится учащимся в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной языковой закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации и др. При такой организации процесса познания практические навыки формируются в ходе постижения законов языка, открытие нового осуществляется как бы самим ребенком, при непосредственном его участии. И в этом случае ведущей становится продуктивная, а не репродуктивная, воспроизводящая деятельность, что в целом способствует самостоятельному добыванию и осмыслению знаний о системе языка. В то же время такая организация учебно-познавательной деятельности исподволь формирует и метапредметные умения, например, такие, как адекватное понимание информации, способы ее извлечения из различных источников, умение вести самостоятельный поиск и др. При этом не ставится цель дать в учебнике максимальный объем информации, ибо учебник нельзя рассматривать как необходимый объем знаний между двумя обложками. Учащиеся должны понимать, что содержание учебника не столько результат познания, сколько его начало, не пункт назначения, а отправная точка познавательной деятельности.
На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребенку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, ее результаты.
С целью осознания значимости изучаемого материала задаются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключевых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нужно знать алфавит» и т.д.
Наряду с заданиями, направленными на осмысление осуществляемых учебных действий, есть задания, способствующие распознаванию языковых явлений, развитию умения анализировать изучаемый языковой материал, объяснять, доказывать, опираясь на него, что, безусловно, положительно влияет на развитие речи школьников. В заданиях такого рода содержится описание способов действий, задается логика их выполнения, т.е., по сути, предлагается алгоритм применения теоретического материала или правила на практике («Рассуждай так: …»). Как образец рассуждения этот алгоритм дается либо в самом задании к упражнению, либо в тексте учебного диалога, который ведут сквозные герои или вымышленные персонажи – ровесники обучающихся.
Направленность на развитие личности реализуется и в особым образом организованной системе контроля. В ее основе – идея формирования у каждого школьника механизма саморегуляции, самоконтроля и самооценки для осуществления собственного мониторинга, ориентированного на личное продвижение. На это нацелены такие виды самоконтроля, как текущий («Проверь себя!»), промежуточный («Тесты выполняем – себя проверяем»), итоговый («Проверяем то, что знаем!»), которые, безусловно, не исключают и взаимоконтроль, и коллективный смотр знаний и др. При такой организации контроля он не только выявляет уровень обученности учащихся, но и выполняет диагностическую, корректирующую, развивающую, воспитательную и учебную функции, т.е. является действенным средством управления учебно-познавательной деятельностью школьников.
Содержание программы позволяет организовать дифференцированное обучение с учетом индивидуального уровня обученности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнительные теоретические сведения, материал ознакомительного характера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.
В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, заложены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.
Используются различные приемы, формы, способы презентации и усвоения изучаемого языкового материала.
Особым разнообразием и оригинальностью методических приемов отличается система обучения чтению, заложенная в «Букваре».
Методически разнообразна и система повторения: многократность «повторения без повторения» обеспечивается каждый раз новой формой подачи изученного материала (в схемах, таблицах, незаконченных правилах, учебных диалогах, лингвистических сказках и др.), новизной речевых задач, актуализирующих уже имеющиеся знания учащихся, использованием игровых приемов и т.д., а в учебниках 3–4-го классов – специальной рубрикой «Повторяем то, что знаем!», предваряющей изучение нового материала.
Изобразительный ряд учебника также разнообразен, функционален, обусловлен изучаемым языковым материалом и не сводится к элементарному иллюстрированию, «оживлению» страниц.
Организующим компонентом всей системы обучения является текст. На его материале наблюдаются, анализируются единицы языка в их функционировании в связной речи, на этой основе формируются речевые навыки, осуществляется работа по развитию речи. При этом основой текстотеки является русская классическая и современная литература для детей, представленные образцы которой могут служить ориентиром в мире детской литературы, стимулом для самостоятельного прочтения.
Речевая направленность пронизывает содержание учебников и особенно ярко проявляется при организации работы по развитию речи на основе текста в рамках рубрики «Читай! Размышляй! Высказывайся!», а с 3-го класса – и рубрики «Творческая лаборатория». Задания рубрик нацелены на все виды речевой деятельности и предусматривают чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т.д., что в целом способствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству. В настоящей программе отражена взаимосвязь изучения языкового материала и развития речи.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивается приближением учебного процесса к условиям реального общения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, адекватных возрастным интересам учащихся, форм, способов, приемов организации речевой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника, то есть всего того, что вызвало бы у ребенка потребность в общении и дало бы ему основание рассматривать учебник не только как учебную книгу, справочник, но и как своеобразного речевого партнера, интересного собеседника. На это «работают» и коммуникативные установки, вовлекающие школьников в процесс коммуникации и побуждающие к речевому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?», «Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т.д., а также упражнения, требующие выполнения в интерактивном режиме.
Отличительной чертой учебников является сюжетное начало, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него элемент занимательности, игры, что актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Букварь». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Методические особенности тем
Методическая основа обучения грамоте по «Букварю» раскрывается в следующем:
построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.
В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения- рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по обучению грамоте
Ученик научится:
распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
различать гласные и согласные звуки;
различать твердые и мягкие согласные звуки;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определив место ударения в слове;
находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;
группировать языковой материал по заданным основаниям;
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
слушать и отвечать на заданный вопрос;
пользоваться учебными книгами.
Ученик получит возможность:
оценивать результаты своей работы на уроке;
контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;
строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;
воспроизводить и применять правила работы в группе;
анализировать, реконструировать события.
Структура курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Содержание тем учебного курса
(92 часа)Добукварный период
Задачи добукварного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
Букварный период
В букварный период ведётся работа по обучению чтению, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности– системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
Работа с текстом до чтения.
Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Обучение грамоте
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х
учеников)
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по «Обучению грамоте» для 1 класса (программы, учебники, рабочие тетради).
УМК «Начальная инновационная школа» для 1 класса
Прописи к учебнику Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Букварь». 1 класс. В 4-х частях.
Букварь: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Л.В. Кибирева,О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. —112 с.: ил. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Методические рекомендации ФГОС 12г. Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А.
К
Д В библиотечный фонд входят комплекты учебников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифы. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия
П Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Интерактивная доска.
3. Мультимедийный проектор.
4.Компьютер.
Д
Д
Д
Д
Демонстрационные пособия
Лента букв
наборное полотно
набор букв
образцы письменных букв, алфавит.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку (Набор демонстрационных таблиц «Звуки и буквы», «Демонстрационные таблицы «Письменные буквы», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», и др.).
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме): Игрушки, Овощи, Фрукты, Рыбы, Животные, Инструменты, Птицы, Деревья, Насекомые, Продукты питания, Транспорт, Мебель.Д
Д
Д
Д
Д
Д С возможностью демонстрации (крепления, магниты)
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу «Обучение грамоте» (чтение) для 1 класса
2015-2016 уч. год
№
урока Тема урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Материально-техническое обеспечение Домашнее задание Дата проведения Примечания
По плану По факту «Обучение грамоте» (92 ч. - чтение).
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
определять количество букв и звуков в слове;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
– выделять предложения из речевого потока, различать и сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия;
– различать и сравнивать звук, букву, слог, слово, слово и предложение;
– различать и сравнивать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные;
– делить слово на слоги, строить звуковые модели;
– читать плавно, слоговым способом и целыми словами тексты со всеми буквами алфавита с темпом чтения вслух не менее 30 слов в минуту;
– осознавать смысл прочитанного или прослушанного произведения;
– пользоваться правилами русской грамматики: правописание сочетаний ча–ща, чу–щу, жи–ши; правописание заглавной буквы в начале предложения и именах собственных;
– знать и называть буквы русского алфавита;
– правильно формулировать полный ответ на заданный вопрос, находить ответ в тексте произведения;
– пересказывать прочитанный текст по вопросам учителя, готовому картинному плану или схематическому плану.
Ученик получит возможность научиться:
– различать согласные звуки и буквы, кратко характеризовать звуки гласные и согласные, знать и правильно называть буквы русского алфавита;
– делить слова на слоги, пользоваться правилами переноса слов;
– списывать предложения и небольшие тексты, писать под диктовку слова и предложения;
– читать самостоятельно небольшие произведения;
– отвечать на вопросы к прослушанным или прочитанным произведениям;
– соблюдать орфоэпические нормы;
– выражать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам.
Личностные:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
1 Добро пожаловать!» (вступительный урок)
1 Участие в обсуждении прослушанных текстов, ответ на вопросы по их содержанию, выражение отношения к тому, о чем в них говорится и др.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Отгадывание ребуса Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 2
Как мы общаемся?
1 Анализ ситуаций общения, представленных на сюжетных рисунках, и их «озвучивание», инсценирование.
Выбор формул речевого этикета, адекватный ситуациям общения.
Использование мимики, жестов, сопутствующих общению.
Отгадывание загадок о средствах общения.
Обмен опытом общения на расстоянии с помощью Интернета и мобильного телефона Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 3
Какой бывает речь?
1 Осмысление различий устной и письменной речи.
Отыскивание на рисунке примеров использования устной и письменной речи, приведение своих примеров.
Осознание необходимости овладения письменной речью Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 4 Сколько языков на свете? 1 Почему русский язык знают все россияне? Чтение стихов, нахождение ответов на вопросы. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 5
Как устроен язык?
1
Опознавание схем звуков, слов, предложений и «чтение» начала сказки «Лиса, заяц и петух» по схемам предложений с рисунками персонажей сказки над ними.
Пересказ конца сказки.
Различение знаков препинания и чтение предложений в зависимости от знака препинания, который стоит в конце предложения.
«Озвучивание» картинок и характеристика произнесенных звуков по способу образования.
Сравнение схем слов, различающихся одним звуком. Наблюдение над цветовым выделением гласных, твердых и мягких согласных в схемах слов.
Составление схем слов (на слух) под руководством учителя.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь. с. 6 Предложения, разные по целям и интонации Чтение различных по интонации предложений. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 7 Звуки гласные и согласные Выявление различий гласных и согласных звуков с опорой на стихотворение В. Берестова.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 8 Слог, ударение. 1 Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Определение ударных слогов в схемах слов с рисунками.
Наблюдение над изменением значения слов-омонимов в зависимости от места ударения в них.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 9 Звук и его письменный знак-буква 1 Осознание различия звуков и букв.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 10 Карнавал сказочных героев 1 Отгадывание загадок о героях детских книг
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 11 Знаки звуков-буквы. Звуки (а), (О), (у), (э)
1 Четкое артикулирование изучаемых звуков.
Правильное соотнесение изучаемых звуков и букв.
Закрепление зрительного образа изучаемых букв путём их выкладывания, сравнения с предметами, похожими на них, изображения букв («живые буквы»), запоминания стихов, в которых отражены графические особенности каждой буквы, узнавания букв по отдельным элементам и др.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 12 Путешествие в мир знаков. Звуки и буквы. К.Чуковский «Айболит». 1 Чтение, выделение изучаемых букв, выразительное чтение стихотворений об изучаемых буквах.
Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. 13 Слово – предложение. Слова противоположные по смыслу. 1 Запоминание звукового образа изучаемых букв с помощью специальных упражнений.
Соотнесение звуковой оболочки слов с частично заполненными буквенными схемами этих слов
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 14 Чтение предложений. Интонационная выразительность. Ю.Яковлев «Умка». 1 Чтение произведение Ю. Яковлева
Ответ на вопросы
Разгадывание ребусов Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 15 Звуки (м),(м’), (н),(н’). Буквы Мм, Нн. Рифма. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 1 Буквы Мм, Нн, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [м – м’], [н – н’].
Различение письменных и печатных начертаний изучаемых букв.
Зрительный образ и звуковой образ изучаемых букв.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. 16 Чтение и моделирование схем слов и предложений. Понятие рода. Рифма. 1 Отработка техники чтения слогов с изучаемой буквой в разных позициях в забавных рифмовках.
Подстановка изучаемых букв в схемы слов.
Большая буква в именах собственных.
«Чтение» предложений по схемам с рисунками Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 17 Составление сказок. Особенности сказочных героев. 1 Чтение по ролям или разыгрывание по памяти диалогов из книг, герои которых представляли изучаемые буквы в начале урока.
Разыгрывание сценок, представленных в ситуативных рисунках.
Рассказ о способах передвижения сказочных героев и изобретение своего собственного способа передвижения Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. 18 Звуки (р),(р’), буква Рр. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
1 Буквы Рр, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [р-р’].
Закрепление зрительного и звукового образов изучаемой буквы.
Отработка техники чтения слов и слогов с изучаемой буквой Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 19 Звуки (л),(л’), буква Лл. Осознание словообразующей роли звука в слове. Представление о правилах культурного общения по телефону. Смысловое ударение. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 1 Буквы Лл, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [л-л’].
Зрительный и звуковой образы изучаемой буквы.
Чтение слогов и слов с изучаемой буквой Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. 20 Звуки (и),(ы). Буквы Ии,ы. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Многозначность слов. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 1 Буквы Ии, ы, обозначающие гласные звуки [и], [ы].
Различение звуков [и], [ы] и букв Ии, ы.
Выявление графических особенностей буквы ы (состоит из двух частей, бывает только маленькая.
Буква и как показатель мягкости предшествующего согласного.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 21 Игры со словами. Единственное и множественное число. 1 Буква и как соединительный союз.
-и, -ы как показатели грамматической формы именительного падежа множественного числа имен существительных Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. 22 Игры со словами. Школьный театр. Разыгрывание сюжетов. 1 Игры со словами.
Инсценирование скороговорок, данных в форме диалога Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь. с. 23 Звук (й’) – всегда мягкий, буква Йй. Чтение рассказа по картинкам. 1 Буквы Йй, обозначающие мягкий согласный звук [и’].
Зрительный и звуковой образы изучаемой буквы.
Отработка чтения слогов и слов с изучаемой буквой. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 24 Читай! Играй! Запоминай! Картинный словарик. 1 Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами.
Пересказ или инсценирование данных отрывков, «чтение» частично заполненных схем предложений с интонацией, соответствующей знаку препинания в конце предложения.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 25 Звуки (г),(г’), (к),(к’). Буквы Гг, Кк. Парные звонкие и глухие согласные. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
1 Буквы Гг, Кк, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [г-г’], [к-к’].
Проговаривание скороговорок.
Чтение рассказа с заменой рисунков словами. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 26 Практическое пользование изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». 1 Парные звонкие и глухие звуки [г-к].
Правописание согласных г, к на конце слов.
Наборы предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 27 Практическое пользование изученными буквами. Заглавие рассказа. Скороговорки. 1
Инсценирование отрывков из книг, герои которых представляли изучаемые буквы.
Озаглавливание рассказа (выбор заголовка из ряда предложенных) Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 28 Звуки (з),(з’), (с),(с’). Буквы Зз, Сс. Парные звонкие и глухие согласные. Сравнение и моделирование схем слов. С. Михалков «Дядя Стёпа», Ш. Перро «Золушка». 1 Буквы Зз, Сс, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [з-з’], [с-с’].
Парные звонкие и глухие согласные [з-с].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 29 Практическое пользование изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки. Слова действия.
1 Правописание согласных з, с на конце слов.
Проговаривание скороговорок с изучаемыми буквами.
«Озвучивание» рисунков.
Составление слов из слогов.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 30 Практическое пользование изученными буквами. Имена собственные (клички животных). Чтение схем предложений.
1 Большая буква в кличках животных и птиц Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Правильное употребление в речи глаголов одеть – надеть Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 31 Шипящие, всегда твёрдые согласные звуки (ж),(ш). Буквы Жж, Шш. Парные звонкие и глухие согласные. Ш. Перро «Красная шапочка».
1 Буквы Жж, Шш, обозначающие твердые согласные [ж], [ш].
Парные звонкие и глухие согласные [ж-ш].
Правописание согласных ж, ш на конце слов.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 32 Всегда твёрдые согласные звуки (ж),(ш). Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки .Правописание сочетаний жи – ши. Моделирование схем предложений, осознание их многозначности. 1 Отработка произношения звуков [ж] и [ш] в скороговорках, рифмовках.
Выявление неправильного произношения данных звуков в стихотворении П. Синявского «Штранная история».
Правописание жи-ши в словах
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 33 Практическое пользование изученными буквами. Составление продолжения рассказа по его началу. 1
Инсценирование стихотворения «Штранная история».
Подбор слов с противоположным значением (антонимов).
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 34
Читай! Играй! Запоминай! Сложные слова. Оформление предложений в устной и письменной речи. 1
Соотнесение подписей с рисунками и установление несоответствий, вызванных неправильным употреблением большой буквы в словах, омонимичностью слов и т.д.
Исправление ошибок.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 35
Оформление предложений в устной и письменной речи. Картинный словарик. 1
Отгадывание кроссворда.
Составление продолжения рассказа по заданному началу и с опорой на сюжетные рисунки Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 36 Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя. Одна буква – два звука. Л.Муур «Крошка Енот». 1
Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя, обозначающие сочетание звуков [йэ], [йо], [йу], [йа], и звуки [э], [о], [у], [а].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 37 Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного.
Местоимения он (мой), она (моя), оно (моё), они (мои) и их употребление в речи 1 Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного.
Запоминание зрительного образа и звукового образа изучаемых букв.
Обработка чтения слогов и слов с изучаемыми буквами.
Местоимения он (мой), она (моя), оно (моё), они (мои) и их употребление в речи Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 38 Практическое пользование изученными буквами. Значение логического ударения. С. Козлов «Ёжик в тумане» 1
Рассказ о том, что изображено на рисунке.
Отгадывание ребусов с изучаемыми буквами.
«Озвучивание» рисунков.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 39 Практическое пользование изученными буквами. Интонация в предложении. 1
Проговаривание скороговорок с изучаемыми буквами.
Чтение диалогов в комиксах.
Рассказ об экскурсии Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 40 Буква ь, не обозначающая звука 1 Буква ь, не обозначающая звука.
Чтение слов с изучаемой буквой Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 41
Буква ь как показатель мягкости предшествующих согласных. А. Афанасьев «Пузырь, Соломинка и Лапоть». 1
Буква ь как показатель мягкости предшествующих согласных.
Звуко-буквенный анализ слов Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 42 Читай! Играй! Запоминай! Составление слов и предложений, местоимения. 1 Составление рассказа по картинке.
Деление слов на тематические группы Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. с. 43 Практическое пользование изученными буквами. Картинный словарик. 1 Чтение и написание слов с изученными буквами. Составление картинного словарика. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 44 Звуки (б),(б’), (п),(п’). Буквы Бб, Пп. Парные звонкие и глухие согласные. Многозначность слов. А.К. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». Г. Остер «38 попугаев». 1 Буквы Бб, Пп, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [б-б’], [п-п’].
Парные звонкие и глухие согласные [б-п].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 45 Практическое пользование изученными буквами. Словообразование. 1
Озаглавливание текста предложением из него.
Разгадывание ребусов и досказывание пословицы.
Объяснение смысла данной пословицы Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 46 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Словообразование. 1
Правописание согласных б, п на конце слов Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 47 Звуки (в),(в’), (ф),(ф’). Буквы Вв, Фф. Парные звонкие и глухие согласные. А.А.Милн «Винни – Пух и все – все – все». 1 Буквы Вв, Фф, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [в-в’], [ф-ф’].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 48 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Моделирование схем слов с опорой на рисунок. 1 Парные звонкие и глухие согласные [в-ф].
Правописание согласных в, ф на конце слов
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 49 Узнай о сказочном герое. Разгадывание кроссворда. 1 Решение кроссворда.
Рассказ о своем друге/подруге с использованием слов из кроссворда
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 50 Узнай о сказочном герое. Совершенный и несовершенный вид глагола. Диалог. 1
Отгадывание загадок, чтение стихов о сказочных героях. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 51 Звуки (д),(д’), (т),(т’). Буквы Дд, Тт. Парные звонкие и глухие согласные. Х.К. Андерсен «Дюймовочка» 1 Буквы Дд, Тт, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [д-д’], [т-т’].
Парные звонкие и глухие согласные [д-т].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 52 Практическое пользование изученными буквами. Понятие год, месяц. 1 Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами.
«Озвучивание» рисунков.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 53 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Этика общения (написание приглашения). 1 Правописание парных звонких и глухих согласных д, т на конце слов Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 54 Практическое пользование изученными буквами. Предлоги и их роль в предложении. 1 Написание приглашения на день рождения с правильным употреблением вежливого Вы.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 55 Читай! Играй! Запоминай! Словообразование. Сложные слова. 1 Чтение, обсуждене и озаглавливание рассказа Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 56 Практическое пользование изученными буквами. Словообразование. Картинный словарик. 1 Составление слов по картинкам, заполнение картинного словарика. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 57 Звуки (х),(х’), буквы Хх. Л.Лагин «Старик Хоттабыч». 1 Буквы Хх, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [х-х].
Отработка чтения слогов и слов с изучаемой буквой Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 58 Практическое пользование изученными буквами. Расширение представлений о сказках, её героях и авторах. Тематические группы слов. 1 Развернутый ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 59 Практическое пользование изученными буквами. Слова омонимы. Что такое хорошо и что такое плохо. 1 Разгадывание ребусов.
Размышление о том, над чем можно смеяться, а над чем нет.
Нахождение «лишнего» слова среди слов тематической группы «профессии».
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 60 Практическое пользование изученными буквами. Антонимы. 1 Выражение отношения к поступкам сказочных героев.
Подбор слов, противоположных по значению Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 61 Всегда твёрдый согласный звук (ц), букваЦц. 1 Буквы Цц, обозначающие твердый согласный [ц] Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 62 Практическое пользование изученными буквами. В.Катаев «Цветик – семицветик». 1 Отгадывание загадок.
Озаглавливание стихотворений.
Толкование фразеологизма.
Рассказ о лете Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 63 Практическое пользование изученными буквами. Имена собственные (фамилии). Особенности написания сочетания – цы-. 1 Составление слов, заканчивающихся на –цын, -цов Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 64 Практическое пользование изученными буквами. Рассказ о лете. Особенности написания –ться-. 1 Чтение и озаглавливание стихотворения Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 65 Звук (ч’) – всегда мягкий, буква Чч. Многозначность слов. 1 Буквы Чч, обозначающие мягкий согласный [ч’].
Зрительный образ и звуковой образ изучаемой буквы.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 66 Практическое пользование изученными буквами. Различение прямого и переносного значения слов. Правописание сочетаний ча- чу. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» 1 Исправление неправильного начертания изучаемой буквы.
Правописание ча-ща, чу-щуНаборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 67 Практическое пользование изученными буквами. Понятия: время, час. 1 Толкование значений многозначных слов и омонимов.
Отгадывание загадок.
Ответ на вопрос, которым озаглавлен текст.
Различение прямого и переносного значения слов.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 68 Практическое пользование изученными буквами. Режим дня. 1 Исправление неверно определенного времени.
Рассказ о своем распорядке дня
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 69 Звук (щ’) – всегда мягкий, буква Щщ. 1 Буквы Щщ, обозначающие мягкий согласный [щ’].
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 70 Практическое пользование изученными буквами. Предлоги и их роль в предложении. В. Бианки «Первая охота». 1 Распределение слов в группы, в зависимости от их значения. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 71 Практическое пользование изученными буквами. Правописание сочетаний ща- щу. Различие слова и слога. 1 Исправление неправильного начертания изучаемой буквы.
Правописание ча-ща, чу-щу
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 72 Практическое пользование изученными буквами. 1 Дописывание слогов в слова, толкование пословиц. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 73 Буква ъ не обозначающая звука. Разделительные ъ и ь знаки. 1 Буква ъ, не обозначающая звука.
Разделительные ъ и ь.
Правописание слов с ъ и ь Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 74 Как поэт использовал чудеса русского языка. Разделительные ъ и ь знаки. 1 Составление рассказа по картинке.
Составление маршрутного листа с опорой на карту местности Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь с. 75 Практическое пользование изученными буквами. Маршрутный лист. 1 Чтение слов на карте и вписывание правильных слов в маршрутный лист. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 76 Практическое пользование изученными буквами. Освоение правил работы в паре. 1 Чтение сказки, обсуждение, работа в парах. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 77 Читай! Играй! Запоминай! Родственные слова. 1 Превращение слов при замене буквы Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 78 Практическое пользование изученными буквами. Разыгрывание сюжетов, чтение по ролям. Картинный словарик. 1 Отгадывание загадок, чтение диалога «Землеройка и скворец». Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 79 Повторяем всё, что знаем! 1 Разгадывание ребусов, загадок.
Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 80 Повторяем всё, что знаем! Оформление предложений в устной и письменной речи. 1 Дополнение предложений недостающими словами. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 81 Алфавит. 1 Знакомство с алфавитом. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 82 Алфавит. Практическое пользование изученными буквами. 1 Чтение «песенки-азбуки» Б. Заходера. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 83 Так, да не так! Карнавал сказочных героев. 1 Обсуждение картинок со сказочными героями, устранение ошибок на картинках. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 84 Так, да не так! Карнавал сказочных героев. Расширение представлений об авторах. 1 Рассказ о героях с картинок, вспоминание сказок. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 85 Твори! Выдумывай! Пробуй! Осознание словообразующей роли звука в слове. 1 Подбор слов на заданную букву. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 86 Твори! Выдумывай! Пробуй! Практическое пользование изученными буквами. 1 Составление однокоренных слов. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 87 Прими участие в конкурсе чтецов! 1 Чтение стихотворений Незнайки, исправление ошибок. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 88 Прими участие в конкурсе чтецов! Практическое пользование изученными буквами. 1 Чтение сказки. Придумать название, обсуждение сюжета. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 89 Твори! Выдумывай! Пробуй! Практическое пользование изученными буквами. 1 Отгадывание ребусов, кроссвордов. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь
90 Алфавит. Пожелания первокласснику. 1 Подбор слов для каждой буквы алфавита. Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь 91-92 Праздник «Прощание с Букварём». 2 Наборы предметных таблиц и картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования.
Букварь. Рабочая тетрадь