Статья на тему: Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка
Софронова Н. И
Евдокимова И. Н.
Манахова Н. В
«МБОУ Городская гимназия города
Димитровграда Ульяновской области»
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка
На уроках иностранного зыка исследовательская деятельность учащихся может быть организована при выведении грамматических правил и определении семантических значений лексических единиц. В результате учебного исследования дети сами выводят грамматическое правило или определяют значение слов и применяют их в различных практических ситуациях. На уроке организуются следующие этапы.
Проблематизация и постановка учебной задачи детьми.
В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, пытаясь решить которую, ребёнок понимает, что имеющихся у него знаний недостаточно для этого. Например, учитель предлагает детям перевести предложения с английского на русский, в которых встречается незнакомое им грамматическое явление. Дети переводят предложения с помощью известных им способов, но и приходят к выводу о том, что известные им средства английского языка не подходят для описания данной ситуации (затрудняются). Отвечая на запрос учителя: " В чём проблема? Какой у вас возник вопрос? ", дети формулируют причины своего затруднения и теоретический вопрос, ответив на который они смогут преодолеть эту трудность. Примером таких вопросов могут быть: «Как выразить действие, которое произошло раньше другого действия в прошлом?» Или «Как построить предложение, в котором лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия, а испытывают на себе чье-либо действие?» Теоретический вопрос фиксируется на доске и в тетрадях учеников в словесной или модельной формах.
При организации исследовательской деятельности учащихся для определения семантических значений лексических единиц возможна проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса, которая создаётся вопросом или практическим заданием. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?» Так, например, на уроке изучения речевых глаголов to speak, to tell, to say проблемная ситуация возникает после выполнения учащимися практического задания по заполнению пропусков в предложениях с использованием этих глаголов. При проверке они озвучивают свои результаты и приходят к осознанию противоречия между достигнутыми результатами выполненного задания. Дети делают вывод, что задание они выполнили по-разному из-за того, что у них отсутствуют знания для теоретического обоснования употребления глаголов в речи. Данное противоречие побуждает их к постановке учебной задачи – ответить на теоритический вопрос: «Как используются глаголы to speak, to tell, to say в английском языке?»
Выдвижение и анализ гипотез.
Далее организуется работа в группах по выдвижению и анализу гипотез решения учебной задачи и определения общей гипотезы. Дети предлагают варианты, где и как можно обнаружить недостающую им информацию. Как правило, это обращение к первоисточникам, то есть знакомство с тем, как это делают носители языка (просмотр видео, чтение оригинальных тестов, изучение текстов учебника). Например, детям предлагается английский текст, в котором используется новое грамматическое явление. Работая в группах, учащиеся должны выделить способы образования нового грамматического явления и записать их в виде модели, схемы. Учитель добивается обоснования каждой из выдвигаемых гипотез, при этом дети задают друг другу вопросы позволяющие оценивать гипотезы и выбрать оптимальный вариант.
Дети составляют схемы, модели и фиксируют их на доске, используя известные им условные обозначения (подлежащего, вспомогательного и основного глаголов, их форм). Как правило, выдвигается несколько схем и возникает вопрос о необходимости их проверки.
Проверка гипотез.
Учитель предлагает детям выбрать способ проверки гипотез. Дети предлагают возможные варианты и выбирают оптимальный для конкретной ситуации вариант. Одним из наиболее распространённых вариантов является перевод на английский язык русских предложений содержащих в себе новое грамматическое явление с использованием открытого учащимися способа, а затем сравнения их перевода с английским оригиналом. Работая в группах и делая перевод, дети пользуются только своей схемой. Если детская гипотеза верна, то перевод совпадает с оригиналом. В случае если перевод не совпадает с оригиналом, дети анализируют несовпадения и объясняют в чём недостатки их схемы. По итогам выполнения этого задания дети обнаруживают верную модель образования грамматической структуры и фиксируют её на доске и в тетрадях.
Другой способ используется при организации исследования и обнаружения форм простого прошедшего времени глагола to be. Учащимся предлагается проверить свои гипотезы, заполнив пропуски верными, по их мнению, формами глагола в тексте-рассказе английской девочки о прошедших выходных и сравнив полученные варианты с коротким видео, в котором она рассказывает о том, как прошли ее выходные.
Конкретизация открытого способа
Опираясь на построенную модель, дети выполняют ряд заданий на применение открытого способа:
подстановочные упражнения;
конструирующие упражнения (составьте предложения из слов);
на дифференциацию материала;
упражнения на трансформацию (например, раскройте скобки поставьтеглагол в нужной форме);
перефразирование;
переводные упражнения (с русского на английский);
игры;
составление рассказов;
речевые упражнения на решение коммуникативных задач;
Так, например, при изучении порядковых числительных в 4 классе конкретизация применения новой модели может осуществляться в различных учебных ситуациях. Учитель мотивирует учащихся к участию в различных типах заданий и организует их совместную деятельность таким образом, что учащиеся активно применяют и преобразовывают модель образования порядковых числительных в рамках предложенных условий и в соответствии с изменяющимися ситуациями. Как это происходит? Учитель предлагает детям записать полную и развернутую дату урока. Далее учащиеся вовлекаются в диалог и отвечают на вопрос «When is your birthday?», сначала в режиме Учитель-Ученик, а затем в режиме Ученик-Ученик. Конкретизация применения данной модели осуществляется при выполнении практических заданий. Например, учитель просит учеников написать, когда дни рождения их родственников. Ученик получает карточку с названиями праздников родной страны и страны изучаемого языка. Учитель просит назвать праздник и дату, когда отмечается этот праздник.
Рефлексия учебной деятельности
Урок завершается рефлексией всех этапов учебно-исследовательской деятельности по нахождению и проверке нового способа. Примерные вопросы учителя следующие.
1) С какой проблемой мы столкнулись на уроке?
2) Как мы решили эту проблему?
3) Что вы теперь сумеете сделать?
4) Кто считает, что полностью овладел новым способом и может применять его в проблемных ситуациях? А кому ещё нужно потренироваться?
5) Тогда что нам еще нужно сделать, чтобы хорошо овладеть этим способом?
15