Мастер-класс на тему Урок в координатах современности 
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №1 
отдела образования администрации города Кировское
Мастер-класс
Урок в координатах современности
Подготовила 
учитель физкультуры СОШ №1
 Рацеева Наталья Васильевна
2015
«Один за всех и все за одного»
      В соответствии  с новым Государственным стандартом базового и среднего образования,  учебная программа по физической культуре направлена на достижение основной ее цели в средней школе:
- формирование у школьников стойкой мотивации к сбережению своего здоровья, физического развития  и физической подготовленности;
- гармоническое развитие природных способностей и психических качеств;
- использование способов физического воспитания в организации здорового образа жизни.
      Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневнике), а именно культура, которая не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе. Я выбрала из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.
	Главные требования  к современному уроку физкультуры следующие:
обеспечение оптимизации учебно-воспитательного процесса с использованием элементов инновационных методов обучения и применения межпредметных связей;
обеспечение образовательной, воспитательной, оздоровительной, развивающей направленности учебного процесса;
формирование у учащихся умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
обеспечение дифференцированного подхода к организации учебного процесса с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности и пола учащихся, учета мотивации и интересов  учащихся к занятиям физическими упражнениями;
использование учителем разнообразных организационных форм, способов,  методов  и приемов обучения;
достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока с учетом состояния здоровья.
Главными требованиями мастер-класса я считаю:
 - использование разнообразных организационных форм, способов, методов и приемов обучения;
- обеспечивание организации учебно –  воспитательного процесса с применением элементов инновационных методов обучения и обеспечения межпредметных связей;
- достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении урока с учетом их состояния здоровья.
У каждого педагога есть обязательные отправные моменты в проведении уроков, в организации воспитательного процесса в классе и школе. Я представляю свои:
	1) я выступаю за разграничение физкультуры и спорта в обучении, подразумевая, что уроки физкультуры - для всех и в рамках учебного расписания, а занятия спортом – для желающих и после уроков.
	2) я приветствую общение учащихся на уроке; ведь если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.
	3) я за то, чтобы физическую культуру как предмет всегда выбирали дети, и она была для них главным предметом,  потому что самое важное и дорогое для человека – это здоровье.
	4)  я исхожу из трёх принципов в обучении, которые могут обеспечить интерес ребёнка, а соответственно и его участие в работе: ученик должен хотеть, мочь и уметь.  
         «Хотеть» - это постоянное желание школьника что-то делать на уроке. «Мочь» - это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить при построении работы. 
«Уметь» - этот показатель определяется способностью учителя донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы он научился применять их на практике.
	Итак, физкультура для всех и каждого! И для всех она должна быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание. А это всё позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить. Победить, прежде всего, себя. 
Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.
«Один за всех и все за одного».
Задачи:
1. Формировать у учащихся интерес к занятиям физической культурой
2. Обучить командному взаимодействию при выполнении заданий,
чувству товарищества и поддержки.
3.Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкости.
                  4. Воспитывать выдержку, внимание, справедливость, дружелюбие;
                  прививать интерес и любовь к занятиям физической культурой.
5. Способствовать развитию функциональных систем организма детей;
    развивать координационные способности и физические качества;
Место проведения: спортивный зал.
Девиз 
  «Один за всех и все за одного».
                    Напомнить детям правила:
                    - играть честно.
                    - не обижаться, если проиграешь.
                    - недопустимы грубые слова.
                    - уважать соперника.
                   Отметить старание, упорство, выдержку детей, взаимопомощь в команде.
Входя в зал,  дети берут со стола бейджик с определенной цветной геометрической фигурой (например: квадрат - синий, треугольник - красный, прямоугольник - желтый, круг - белый, ромб - фиолетовый, овал - оранжевый).  
Эти цвета и определяют состав команд.
После разминки дети слушают  объяснение заданий. 
Капитаны путем жеребьевки получают задания. Команда переходит на контрольные пункты:
-  бег с преодолением препятствий;
- рисование пальцами ног;
- прыжок в длину с места;
- подтягивание по наклонной и горизонтальной скамейкам;
- метание набивного мяча из положения стоя на коленях;
- решение теоретических вопросов.
На каждом контрольном пункте учащиеся работают 3 минуты.
Задание №1
«Бег с преодолением препятствий»
Описание: 
Первый участник команды, получив эстафетную палочку, начинает бег по дистанции после сигнала командора.
Первое препятствие – перепрыгивание через призмы-маркеры.
Второе – нарисовать карандашом одну фигуру своей команды. 
Третье – бег между палками. 
Четвертое – проползти по мату по пластунских. 
Мягкое кольцо-палочка находится у участника в левой руке, и ее каждый раз передают в левую руку принимающего бегуна. 
Зачет:
Результат определяет количество участников прошедших дистанцию (количество определяется на бумаге – сколько нарисованных фигур). Каждый участник дает команде 1 очко.
Инвентарь: 
1 бумага формат А-4;
6 цветных карандашей 
1мат;
4 призмы-маркеры;
4 палки;
1 мягкое кольцо - палочка.
Задание №2
«Рисование пальцами ног»
Описание: 
Дети снимают обувь, пальцами ног зажимают карандаш и на бумаге  закрашивают фигурки своих соперников
Зачет:
Результат определяется количеством зарисованных фигур.
Каждая фигура дает команде 1 очко.
Инвентарь: 
1 бумага формат А-1;
6 маркеров.
Задание №3
«Прыжок в длину с места»
Описание: 
От линии старта участники по очереди выполняют прыжок в длину с места на двух ногах. Первый участник команды встает носками, на линию старта, и выполняет прыжок. Помощник отмечает точку приземления, ближайшую к месту старта. Если участник падает назад, отмечается точка касания земли рукой. В свою очередь эта точка становится линией старта для второго прыгуна команды. Прыжки заканчиваются, когда закончится время выполнения задания. 
Зачет: 
Участвуют все члены команды. Общее расстояние всех прыжков составляет командный результат. 
Инвентарь: 
1 рулетка;
звездочки
Задание №4
«Подтягивание по горизонтальной скамейке»
Описание:
Ученик выполняет подтягивание по горизонтальной скамейке в положении 
лежа на животе, предварительно решив одну из задач, связанных с физкультурой каков ответ, столько раз нужно подтянуться: 
- Один мальчик подтянулся 5 раз, а другой – на 2 больше. Сколько раз подтянулся второй мальчик?
- Один лыжник бежал со скоростью 2 км/ч, а другой – на 4 км/ч больше. Какова скорость второго лыжника?
 - Девочка прыгнула 5 раз на одной ноге и 4 раза – на другой. Сколько всего прыжков выполнила девочка?
 - Первый ученик выполнил 8 отжиманий, а другой – на 5меньше. Сколько всего отжиманий выполнили два ученика?
 - Первый спортсмен поднял штангу весом 10 кг, а другой – на 4 кг легче. Штангу, какого веса поднял второй спортсмен?
 - Одна  футбольная  команда  забила 5 мячей,  а  другая  на 1 больше. Сколько 
забила вторая команда?
Зачет: 
Участвуют все члены команды. Общее количество подтягиваний составляет командный результат. Дети на карточках отмечают количество подтягиваний, которое они смогли выполнить. 
Инвентарь: 
2 скамейки;
6 конвертов с заданиями;
1 карандаш.
Задание №5
«Метание набивного мяча из положения стоя на коленях»
Описание: 
Участник становится на колени и выполняет метание набивного мяча весом 1 килограмм. Результат определяется по линейке нарисованной на полу. Результаты суммируются. 
Зачет: 
Результаты участников суммируются. 
Инвентарь: 
1 набивной мяч;
1измерительная линейка.
Задание №6
«Физкультурная викторина»
                 Описание:
                   Ученики   отвечают на теоретические  вопросы, записывая правильные ответы       
                 1. Что необходимо сделать после учёбы, работы, чтобы накопить новые силы?
(отдохнуть)
2. Как называются физические упражнения, которые помогают перейти от сна к бодрствованию и получить заряд энергии на целый день? (зарядка).
3. Как называется спортивная специальная обувь с резиновой подошвой? (кеды, кроссовки).
4. Что надо делать человеку, чтобы его организм стал крепче, чтобы он редко болел, был здоровым и выносливым? (надо закаляться).
5. Что способствует (помогает) закаливанию организма? (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).
6. Вставь пропущенные слова «Солнце, .. и .. – наши лучшие друзья». (Воздух и вода)
7.Какие виды упражнений входят в лёгкую атлетику?
- бег, прыжки (в длину и высоту), метание; 
- лазание по канату; 
- подтягивание;
- жим штанги.
8.Какие способы передвижений применяются в баскетболе?
- бег, ведение, ходьба, прыжки
- ведение мяча ногой
- ведение мяча двумя руками
9. С какой стороны на письменном столе должно быть освещение?
- слева;
- справа;
- сверху;
- снизу;
10.Что рекомендуется делать при появлении жажды? -  съесть шоколадку;
- выпить столько воды, сколько хочется;
- прополоскать рот и горло водой;
- понюхать нашатырный спирт.
14. В какие цвета окрашены олимпийские кольца(синий, черный, красный, желтый, зеленый).
15. Умственную работу следует прерывать физкультурными паузами через каждые мин.
-  25-30,
 -  40-45,
 -  55-60,
 -  70-75.
16. Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если учащиеся
-  переоценивают свои возможности;
 -  следует указаниям преподавателя, владеют навыками выполнения движений;
 -  владеют навыками выполнения движений;
 -  не умеют владеть своими эмоциями.
17. Родина Олимпийских игр?
 -  Древняя Греция;
 -   Рим;
 -   Олимпия;
 -   Франция.
18. Что, прежде всего, следует сделать при оказании первой помощи пострадавшему от ушиба какой-либо части тела о твердую поверхность?
- приложить холод к ушибленному  месту,
- приложить тепло на ушибленное место,
-  наложить шину,
-  обработать ушибленное место йодом.
19. Осанкой называется:
-  силуэт человека;
-  привычная поза человека в вертикальном положении;
-  качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие;
-  пружинные характеристики позвоночника и стоп.
20. Смысл занятий физической культурой для школьников:
-  укрепление здоровья и совершенствование физических качеств;
 -  времяпровождение;
 -  в обучении двигательных действий;
 -  улучшение настроения.
Зачет: 
Результат суммируется  количеством правильных ответов 
Инвентарь: 
1карточка с заданием;
1 карандаш.
Подведение итогов.
                 Отметить старание, упорство, выдержку детей, взаимопомощь в команде.
Рефлексия  «Спасибо!»
Описание упражнения: 
Участники встают в шеренгу (круг), и учитель предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня в зал, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую руку – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: 
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.	      
Заголовок 115