Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте 1 класс. Школа России.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Касаткино»
«Рассмотрено»
на заседании Методического совета
Протокол № ___
от «____»_________2016 г.
Председатель МС
________________________ Е.В.Блинова
«Утверждено»
Директор МОБУ «СОШ с. Касаткино
________ С.А.Сазонова
Приказ № ___ от «___»_______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
« Литературное чтение »
1 класс
2016 – 2017 г.
Учитель: Стасевич Галина Геннадьевна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом , пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию. Курс состоит из 2 блоков: «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение»
Цели обучения
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
- формирование навыка чтения;
- развитие речевых умений;
- обогащение и активизация словаря;
- совершенствование фонематического слуха.
«Литературное чтение»
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением,
-обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.
Задачи
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
«Литературное чтение»
- привить познавательный интерес к изучению чтения через систему разнообразных по форме уроков:
-формировать умение составлять диалоги, высказывать собственное мнение,
- развивать умение владения всеми видами речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, использовать язык в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
-создать условия для развития у школьников интеллектуальных и творческих способностей, абстрактного мышления, воображения.
  
Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является:
1. Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации( Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. № 1015 г.Москва
« Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего ,основного общего и среднего общего образования»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009года №373.
5. Устав МОБУ «СОШ с. Касаткино».
6. Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ «СОШ с. Касаткино».
7. Авторская программа по учебному курсу «Литературное чтение » 1-4 классы, авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011года).
8. Положение о рабочих программах. Приказ № 92 от 02.09. 2013 г.
Обоснование выбора авторской программы.
Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой выбрана мною потому, что её содержание имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Содержание курса позволяет формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности, осознанное и выразительное чтение, чтение текстов про себя.
Последовательно раскрываются и формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, работать с различными видами текстов.Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Авторская программа используется без изменений.
Сведения о программе:
Авторская программа начального общего образования «Литературное чтение» 1 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Москва. «Просвещение»2011г.
Место учебного предмета « Литературное чтение» в учебном плане.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе рассчитано 132ч. (4 ч в неделю,33учебных недели).
В том числе:
«Литературное чтение. Обучение грамоте» - 92ч.
«Литературное чтение» - 40ч.
Проекты
Класс Кол-во Тема
1 2 «Составляем сборник загадок».
«Наш класс – дружная семья. Составляем летопись класса».
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков
Формы организации обучения: урок, игра, самостоятельная работа, урок-сказка, урок-путешествие.
Технологии обучения:
- личностно-ориентированного обучения
- информационно-коммуникативные технологии
-технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, направленные на совершенствование общеучебных умений и навыков;
-технологии групповой и парной работы.
Формирование ключевых компетенций
-повышение мотивации учащихся к литературному чтению.
-речевой культуры и логического мышления.
-развитие у учащихся коммуникативных качеств.
Механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются: групповая, парная и коллективная работа, работа с электронными приложениями к учебнику, поисковая деятельность информации в различных источниках.
Виды и формы контроля:
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, проекты, чтение наизусть.
Промежуточная аттестацияпроводится 1 раз в конце года в виде диагностической комплексной работы ( Согласно Положению о формах , периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся)
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
-овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
-умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).
-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учебно-методический комплект по литературному чтению
1. «Азбука» в 2-х частях. Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,Л.А.Виноградская и др., Москва «Просвещение» 2011г.
2. Учебник «Литературное чтение» 1 класс: Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2011.
3. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс: пособие для обучающихся М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская - М.: «Просвещение», 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Виды речевой деятельности.
Слушание.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Практическое овладение диалогической формой речи.Овладение умениями вести разговор. Овладение нормами речевого этикета.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации.заданной в тексте в явном виде. Формулирование выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ и оценка содержания и структуры текста.
Фонетика.
Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Составление звуковых моделей слов.
Различение гласных и согласных звуков, их характеристика.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Слово и предложение.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и при его прослушивании. Составление рассказов повествовательного характера.
«Литературное чтение »
Виды речевой и читательской деятельности.
Слушание.
Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащейречи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить. (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика.(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-. описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Учебно - тематическое планирование.
1 класс.Обучение грамоте - 92ч.
Добукварный( подготовительный) период. 17ч.
Знакомство с учебником. Предложение .Слово и слог. Деление слова на слоги. Звуки в окружающем мире. Как образуются слоги.
Учащиеся научатся.
- понимать слово и слог.
- делить слова на слоги.
- находить звуки в окружающем мире.
Букварный( основной) период. 58ч.
Первоначальное представление об алфавите. Звуки и буквы алфавита. Чтение слов с изученными буквами. Линейная запись предложений. Обозначение буквами звуков после мягких согласных в слиянии. Закрепление и чтение слов с изученными буквами. Буква Ь , для обозначения мягкости согласных звуков. Буквы е, й, ю ,я ,ё и их звуковое наполнение .Буквы Ь и Ъ разделительные знаки.
Учащиеся научатся.
- знать буквы алфавита.
-уметь обозначать звуки буквами.
- понимать звуковое наполнение букв й, я, ю, ё, е.
- читать слова , слоги, предложения с изученными буквами.
Послебуквенный период ( завершающий)17ч.
Стихи Е.Трутневой, С.Маршака, В.Берестова.. Е.Чарушин « Как мальчик Женя научился говорить букву Р» К.Ушинский « Наше Отечество» Творчество В.Бианки, С.Маршака. М.Пришвин « Предмайское утро»., « Глоток молока». Стихи А.Барто, Б.Заходера, К.Чуковского ,С.Михалкова..
Учащиеся научатся.
- читать произведения известных авторов.
- уметь анализировать прочитанное.
- понимать содержание прочитанного.
- уметь пересказывать прочитанное.
Проверочная работа №1
Тематическое планирование. «Обучение грамоте»
Наименование раздела Количество часов Прверочн. работы
Добукварный( подготовительный) период 17 Букварный ( основной) период 58 Послебуквенный период ( завершающий) 17 1
Учебно - тематическое планирование.
Литературное чтение. 1 класс ( 40 часов)
Вводный урок 1ч.
Знакомство с учебником.
Учащиеся научатся.
-Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.
-Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
-Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
-Предполагать на основе названия содержание главы.
Жили-были буквы.(7ч)
Знакомство с разделом. Стихотворения В. Данько, С.Черного, С.Маршака. Творческая работа : волшебные превращения . Проекты « Создаём город букв».» Буквы- герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой ,Ф.Кривина. Стихотворения Г.Сапгира, М. Бородитской. Стихи И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Проверочная работа №1
Учащиеся научатся.
-Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.
-Представлять выставку книг.- Представлять любимую книгу и любимых
Героев.
Сказки , загадки , небылицы.(8ч.)
Знакомство с разделом. Сказки авторские и народные « Курочка ряба, Теремок, Рукавичка, Петух и собака. Сказки Пушкина. Произведения К.Ушинского ,Л.Толстого. Загадки .Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки, русские народные песенки, английские песенки. Потешки , небылицы. Сказки Амурских поэтов.
Проверочная работа №2
Учащиеся научатся.
-Находить созвучные окончания слов в песне.
-Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
- Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
- Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества
Апрель , апрель. Звенит капель.(6ч.)
Знакомство с разделом. Лирические стихотворения А. Майкова, А.Плещеева, Т.Белозёрова, С.Маршака Литературная загадка. Произведения И.Токмаковой, Е.Трутневой. Проект « Составляем сборник загадок».
Проверочная работа №3
Учащиеся научатся.
- Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
-Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
-Находить средства художественной выразительности; подбирать спои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.
И в шутку и всерьёз.(6ч.)
Знакомство с разделом. Весёлые стихи для детей И.Токмаковой, Г. Кружкова. Творчество К.Чуковского , О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. Произведения М. Пляцковского
Проверочная работа №4
Учащиеся научатся.
-Прогнозировать содержание раздела.
-Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.
-Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
-Воспринимать на слух прочитанное
Я и мои друзья(6ч.)
Знакомство с разделом . Рассказы о детях Ю.Ермолаева. Рассказы М. Пляцковского.
Стихии Е.Благининой ,В.Орловой, С.Михалкова. Творчество Р.Сефа, В.Берестова. И.Пивоварова, Я.Акима, Ю.Энтина. Проект « Наш класс- дружная семья».
Проверочная работа №5
Учащиеся научатся.
-Определять героев произведения; характеризовать их.
-Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. ---Оценивать свой ответ.
-Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
О братьях наших меньших.(6ч.)
Знакомство с разделом. Стихи о животных С. Михалкова, Р.Сефа, И. Токмаковой. Творчество М.Пляцковского, Г.Сапгира, В. Берестова, В.Лунина. Рассказы В.Осеевой. Сказки –несказкиД.Хармса, Н.. Сладкова
Комплексная проверочная работа
Учащиеся научатся.
-Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ.
-Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам
Проект №1 «Составляем сборник загадок».
Проект №2 «Наш класс – дружная семья. Составляем летопись класса».
Тематический план 1 класс «Литературное чтение»
№ Наименование раздела, темы Всего часов Проект Пров.работ.
1. Вводный урок. Жили – были буквы 1ч 7ч 1
2. Устное народное творчество 8ч 1
3. Поэтическая тетрадь 1 «Апрель, апрель! Звенит капель…» 6ч 1
4. И в шутку и в серьез 6ч 1
5. Я и мои друзья 6ч 1
6. О братьях наших меньших 6ч 2 1к.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 1класса.
Учащиеся научатся
-осознанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному ,осмысленному , правильному чтению.
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения.
-понимать вопросы к тексту и уметь правильно отвечать на них.
-называть действующих лиц прочитанных произведений.
-заучивать небольшие стихотворения.
-отгадывать загадки с опорой на отгадки.
-уметь отвечать на вопросы.
Литература и средства обучения.
1. «Азбука» в 2-х частях. Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др., Москва «Просвещение» 2011г.
2. Учебник «Литературное чтение» 1 класс: Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2011.
3. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс: пособие для обучающихся М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская - М.: «Просвещение», 2015 г.
4. Уроки литературного чтения. Автор Л.Ф.Климанова. Поурочные разработки 1 класс.
5. Набор сюжетных картинок .
6. Словари по русскому языку.
7. Детские книги разных типов.
8. Портреты поэтов и писателей.
9. Мультимедийный проектор. Компьютер.
10. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» Автор Л.Ф.Климанова.
11. Т.В.Игнатьева «Обучение грамоте. Методическое пособие» «Экзамен» 2012г.