Модели взаимодействия педагогов, родителей, детей в рамках проектной деятельности по ОО «Речевое развитие»
1 слайд
В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
2 слайд
Об этом очень точно сказал Василий Александрович Сухомлинский:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Именно эти слова пусть будут эпиграфом нашей с вами сегодняшней встречи.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, четко формулировать свои мысли и обличать их в слова.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
3 слайд
Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus («брошенный вперед»)
Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира и норм речевого общения.
4 слайд.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов, либо трудностей возникших у детей. Проект – это «пять П». Портфолио проекта – папка в которой собраны все рабочие материалы
5 слайд.
Для метода проектов характерна групповая деятельность.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.
Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!
6 слайд.
Модели взаимодействия: традиционная и сотрудническая.
7 слайд.
Существует несколько способов разработки проектов:
Рассмотрим, например, «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что педагог задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Педагог инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, педагог записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем педагог задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Мы в нашей группе с детьми придумали символы - сбора информации в картинках.
8 слайд.
9 слайд.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.
• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;
• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;
• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;
• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;
• провести фотовыставку «Дачные ягодки».
10 слайд.
Второй способ - метод «Мыслительная карта».
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт на слайде.
Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
11 слайд.
Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью педагог пишет слово ассоциацию. Ребенок может добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.
Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
12 слайд
Проектный метод очень эффективно использовать при решении задач по развитию речи. В последние годы резко возросло число дошкольников с недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. В этом году в нашей группе особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. В связи с этим родилась идея долгосрочного проекта «Семейка слов».
Начался данный проект с создания предметно-развтвающей среды – нами был выбран вариант - дерево родственных слов. Данный проект реализуется практически по каждой лексической теме. В нашем проекте участвуют – воспитатели, родители, дети и, конечно же, я, учитель-логопед. В понедельник на первом занятии мы совместно с детьми определяем тему недели, выделяем главное слово и в течение недели подбираем ему «семейку». Конечным продуктом данного проекта является совместное творчество детей и родителей – сочинение сказок, рассказов, небылиц и изготовление книжек-малышек с использованием как можно большего количества родственных слов.
Самые лучшие я принесла вам для ознакомления.
Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников. Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Аналогично можно запустить проект на любую грамматическую категорию – это может быть проект по отработке навыка подбора синонимов или антонимов, так же можно организовать проект по формированию навыков образования приставочных глаголов и т.д. Самое главное в данном направлении деятельности – привлечение родителей к закреплению изученного в группе материала.
Однажды зимним утром я проснулась и увидела, что на улице выпало много СНЕГА, город был покрыт как будто СНЕЖНЫМ одеялом! Огромные пушистые СНЕЖНЫЕ сугробы покрыли все улицы города. Мы с моим братом Алёшей пошли гулять и стали лепить СНЕГОВИКА. Сделали ему глаза, руки и ноги, а вместо носа морковку и пошли домой спать.
На следующее утро мы посмотрели в окно – там шел настоящий СНЕГОПАД, легкие воздушные СНЕЖИНКИ ложились на деревья, дома и дороги, но снеговика в нашем дворе уже не было. И мы с Алешей пошли его искать. Оказалось, что ночью мимо проезжал Дед Мороз со своей СНЕГУРОЧКОЙ и оживил нашего Снеговичка.
Гуляя по заснеженному городу, мы увидели, как дети с соседнего двора играли со СНЕЖНЫМ гостем в снежки, катались на санках со снежной горки. Было так весело, что посмотреть на нас прилетела даже стайка СНЕГИРЕЙ.
Вечером, когда стало темнеть мы, вместе с другими детьми построили Снеговику СНЕЖНЫЙ домик, и он жил там до весны, пока не выросли первые ПОДСНЕЖНИКИ.
Однажды я очутился в волшебном ЛЕСУ. Вокруг всё казалось необычным. Волшебные ёлочки росли парами и держались друг за друга ветками, волшебные берёзки звенели на ветру зелёной листвой, как монетками. А трава на земле была мягкой-мягкой: мне так и хотелось прилечь на неё и заснуть сладким сном.
Но я почему-то не засыпал. Я всё шёл и шёл по волшебному ЛЕСОЧКУ, пока не встретил ЛЕСОВИКА. Старичок-ЛЕСОВИЧОК показал мне свое ЛЕСНИЧЕСТВО и в конце нашего ЛЕСНОГО путешествия он подвел меня к одинокой ёлочке, которая росла рядом с пеньком.
С её веток капали слезинки: так грустно было ей расти одной в огромном ЛЕСИЩЕ. Когда-то у неё была соседка, пока один ЛЕСОРУБ не срубил дерево на Новый год. Так и осталась ёлочка одна. Только изредка кто-нибудь присаживался на пенёчек, и она рассказывала прохожему свою грустную историю.
У Маши жил ПЕТУХ. Она его очень любила и ласково называла Петя-ПЕТУШОК. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-ПЕТУШИТЬСЯ. Маша разгоняла ПЕТУШКОВ, а потом собирала лежащие на земле ПЕТУШИНЫЕ перья.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь... ГРИБНОЙ.
И из дома в тот же миг в лес отправился... ГРИБНИК.
Чтобы принести улов, взял корзину для.... ГРИБОВ.
Долго шел он в глушь лесную –
Поляну там искал...ГРИБНУЮ.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... ГРИБОЧЕК.
И обрадовался вмиг наш удачливый грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — ГРИБНИЦА.
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные... ГРИБЫ.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... ГРИБНОЙ.
Много он собрал грибов, и ГРИБОЧКОВ и ГРИБКОВ,
А тому, кто долго ищет, попадется и... ГРИБИЩЕ.