Методическая разработка на тему Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики в аспекте требований ФГОС
Исследовательская деятельность играет неоспоримо важную роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, в повышении учебной мотивации школьников, в воспитании гармонически развитой, творческой личности, способной добывать знания самостоятельно, на чем расставлены акценты в ФГОС второго поколения.
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
В школе проводилась диагностика уровня мотивации учащихся. По видам мотивов у подавляющего большинства учеников развит познавательный мотив. При этом ребятам интересно на уроках находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование. Физика – это такой предмет, к преподаванию которого как нельзя лучше подходит технология проблемного обучения, одним из методов которого является исследовательский метод.
Сегодня наиболее востребованными и успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. В результате исследовательская деятельность учащихся стала одной из важнейших форм современного образования.
Задачи привития интереса учащихся к предмету, расширения и углубления их знаний и представлений о связи учебного предмета с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. Деятельность учащихся чаще всего строится либо на теоретической основе – подготовка докладов, рефератов, решение творческих задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, пособий, либо на основе учебно-исследовательской работы.
На уроке прежде всего необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается урок, сформировать мотив к обучению. Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом к узнаванию нового.
Мне хотелось бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом организации исследовательской деятельности в малых группах.
Занятия по исследовательской деятельности я провожу следующим образом.
Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек (это зависит от количества тем исследований и общего количества учащихся). Группы могут иметь названия, например, «Аналитики», «Эксперты» и «Практики».
Проводится аукцион тем в игровой форме, и каждой группе выпадает определенная тема исследования. В группах среди участников исследования так же могут быть распределены роли (по желанию детей), например, руководитель, эксперт, аналитик, лаборант и т.д.
Каждая группа получает лист для отчета о проделанном исследовании, в котором учащиеся формулируют цель работы, выдвигают гипотезу, записывают результаты исследования, выводы и ответы на вопросы, поставленные в ходе работы (т.е. проходят все этапы исследовательской деятельности). Далее представители от каждой группы коротко описывают результаты исследования и демонстрируют практические навыки, приобретенные в ходе работы.
В результате организации такого деятельностного подхода к изучению чего-либо учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, приобретают умения, которые формируются в процессе проведения исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, выдвижение гипотез, формулирование выводов, работа с источниками информации.
Кроме этого, учащиеся приобретают навыки взаимодействия в группе. При этом формируются важные качества личности.
Такие занятия должны быть мотивированы на достижение успеха. Школьники, мотивированные на достижение успеха, ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Стремление к успеху должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Способность к целеполаганию является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Учителю важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы.
В особой мере учителю следует заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата на занятии.
Сюда могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Также могут возникать положительные эмоции при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.