Статья: Образовательный квест, как способ активизации познавательной деятельности школьников


Образовательный квест, как способ активизации познавательной деятельности школьников
В связи с внедрением ФГОС второго поколения, игровые технологии приобретают более широкое распространение и все чаще используются педагогами. Основной задачей учителя является мотивация к познавательной деятельности, но, как мы все знаем, достигнуть этого бывает не просто. В последнее время, большую популярность набирает такая форма игры в реальности, как квест. «Квест» (англ. quest - поиски) обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету .В образовательном процессе квест— это учебная игра-путешествие, он предполагает общий игровой сюжет, маршрутный лист или карту с заданиями для выполнения. Цель квеста неразрывно связанна с заранее поставленной учебной целью. Результатами прохождения квеста могут являться: новые знания, развитие умений. Помимо учебных задач, квест помогает отработать коммуникативные, регулятивные и личностные УУД: отработать умение работать в группе, паре и повысить уровень самодисциплины.
Существует множество классификаций квеста. Вот основные из них:1. По месту проведения: квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности; смешанные варианты.
2. В зависимости от сюжета квесты могут быть: линейными, штурмовыми, кольцевыми.
Основным отличием квеста от традиционной экскурсии является активность участников квеста. Обучающиеся самостоятельно добывают информацию, а не получают ее в готовом виде. Это основной плюс квеста, который соответствует ФГОС.
Квест для современного школьника уже сам по себе служит мотивацией к познавательной деятельности. Рассмотрим положительные стороны при проведении квеста:
Ученики получают свободу самостоятельной деятельности.
Возможность группового взаимодействия.
Возможность самостоятельного планирования маршрута, выбора путей достижения конечного результата.
Возможность саморазвития и самопознания.
Основные проблемы при составлении и проведении квеста заключаются в следующем:
При составлении квеста особое внимание следует обратить на: целостность сюжета, логические переходы, качество выдаваемых подсказок, возможные отклонения от маршрута, на наличие свободного доступа к объектам, на их наглядность и информативность. Важно правильно рассчитать время, которое учащиеся потратят на выполнение всех заданий.
Во время проведения квеста необходимо учитывать погодные условия и возрастные особенности школьников.
Квест-технология удобна тем, что ее можно применять как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. Преимущество квест-уроков - использование активных методов изучения материала. Такой урокподразумевает, как групповую, так и индивидуальную работу.
Что же должно быть в квесте, чтобы заинтересовать школьников? Давайте рассмотрим на примере квеста по Петропавловской крепости.
1. Цель и основная идея должна быть интересной и отличаться от учебных задач, которые мы ставим перед учениками на обычном уроке. Она всегда должна формулироваться в игровом виде, чтобы учащиеся с интересом двигались по сюжету.
Главная цель для учащихся, при прохождении квеста по Петропавловской крепости заключалась в нахождениинастоящего клада.
Учебная цель состояла в изучении истории крепости с помощью ориентирования по картам, а так же в знакомстве с назначением строений крепости.
2. Внутри образовательного квеста ученики выступают в роли игровых персонажей.
По ходу прохождения квеста, роли учащихся менялись. И если начинали игру с роли обычного туриста, то к концу квеста ребята стали уже придворными той эпохи.
3. Игра должна постоянно усложняться, решение задачи это ключ к переходу на следующий этап. Так например, проходя квест по Петропавловской крепости, ребятам необходимо было решить загадку:
Памятник______________
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Ответ на загадку, являлся подсказкой, к тому, где искать задания второго этапа.
4. Элемент соперничества, намного интереснее играть, когда ты знаешь, что за первое место получишь приз. В квесте, главная цель, уже подразумевала соперничество, ребятам необходимо было найти спрятанное сокровище и команда, которая первая все решит правильно, получала возможность раньше всех найти сокровище.
5.Загадки и головоломкимогут быть разнообразными: дополни предложение, реши ребус (рис. 1), разгадай кроссворд (рис. 2), отгадай загадку, сосчитай, измерь, найди и впиши и многое другое.
Примеры: 1.Что венчает шпиль Петропавловского собора? _________ Его высота 3,5 метра.

Рис. 1 Ребус
2. Измерь толщину стен Невской куртины ______________

Рис. 2 Кроссворд
5. Игровой сюжет.Так например, ребята попали в условия начала 18 века, и им необходимо было дать названия бастионам, используя подсказки.
Задание №10 ___________ бастион (фамилия матери Петра I)
Разгадай шифр и ты узнаешь название бастиона.
Н Ы К Н Р И Ш А
1 2 3 4 5 6 7 8
4 8 5 2 7 3 6 1
Таким образом, образовательный квест это внеклассная игровая форма работы со школьниками, которая мотивирует их на познавательную деятельность, помогает получать новые знания, расширяет кругозор учащихся, а так же позволяет активно применить на практике свои знания и умения и прививает желание к учебе в целом.
Литература
Е.А. Магич, А.А. Скулачёв Как создавать образовательный квест// "Народное образование"- 2015 - №1.
Квест (значения) // Википедия -URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=69566952
Осяк С.А. Нестандартные формы уроков // Перспективы науки. – 2012. – № 11 (38). – С. 62-64.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247