Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этике. Модуль Основы мировых религиозных культур
Рабочая программа учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», 2010 год
34 часа
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
-системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
-ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе. Всего 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование (34 часа)
№ блока Наименование блок Всего часов
Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 час
Блок 2 Основы религиозных культур. 29 часов
Блок 3 Духовные традиции многонационального народа России. 4 часа.
Содержание программы по курсу
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Формы и средства контроля
Творческие работы:
1.По теме «Россия – наша Родина».
2. По теме «Культура и религии»
3. По теме «Человек в религиозных традициях мира»
4. По теме «Искусство в религиозной культуре»
Групповая работа:
1. По теме «Священные сооружения»
Работа в парах:
1. По теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
1 По теме «Как я понимаю православие»
2. По теме «Как я понимаю ислам»
3.По теме «Памятники религиозной культуры »
4.По теме «Мое отношение к миру»
5. По теме «Мое отношение к людям»
6. По теме «Мое отношение к России»
7. По теме «Моя малая Родина»
8. По теме «Герои России»
9. По теме «Мой друг»
10. По теме «Подари людям счастье»
11. По теме «Как я понимаю счастье»
12. По теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
1. По теме «Притча о блудном сыне»
2. По теме «Притча о милосердном самарянине»
3. По теме «Притча о талантах»
4.По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
5. По теме «Мудрость царя Соломона
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
•оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
•технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CDи DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
•экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
-электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
•библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
-нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
-документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Дата Тема урока Решаемые проблемы Основные термины и понятия Задачи урока Оборудование
Предметные результаты УУД Личностные результаты 1 триместр -10 часов
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1 Россия – наша Родина.
Что такое духовный мир человека? Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.Восстановление целостного представления о нашей Родине России.
Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Целеполагание как основа учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Диск «Основы мировых религиозных культур»
Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов)
2 Культура и религия.
Какие бывают религии? Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России.
.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. тесты на диске «Основы мировых религиозных культур».
3 Культура и религия. Что такое культура? Культура и религия. Культурный человек, культура поведения. Формирование понимания связи между культурой и религией. Структурирование знаний, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, понимание возможности существования у людей различных точек зрения, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;
4 Возникновение религий. Древнейшие верования.
Как возникли религии? Пантеон Многобожие. Завет. Храм. Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Диск «Основы мировых религиозных культур»
5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Какие мировые религии существуют и кто их основал? Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм. Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях.
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Построение монологического высказывания. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Диск «Основы мировых религиозных культур»
6 Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Когда появились первые священные тексты и как они назывались? Веды, Типитака, Танах. Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Диск «Основы мировых религиозных культур»
7 Священные книги мира: Тора, Библия, Коран. Какие существуют священные книги мира? Тора, Библия, Коран.
Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»
8 Хранители предания в религиях мира.
Как появились хранители преданий? Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Диск «Основы мировых религиозных культур»
9 Добро и зло. Возникновение зла в мире. Какие поступки являются добрыми, а какие злыми? Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция. Формирование знания о возникновении в мире зла. Подведение под понятие, выведение следствий. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Диск «Основы мировых религиозных культур»
10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Что такое «грех», «раскаяние и воздаяние»? Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». Построение логической цепи рассуждений. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 2 триместр- 11 часов
11 Человек в религиозных традициях мира. Что делает верующий человек для общения с Богом? Молитва, таинства, намаз, мантра. Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. Построение логической цепи рассуждений. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
12 Священные сооружения.
Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены? Храм, икона, синагога, мечеть.
Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
13 Священные сооружения. Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены? Минарет, ступа, пагода Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
14 Искусство в религиозной культуре.
Какую роль в разных религиях играет искусство? Искусство. Икона, каллиграфия, арабески. Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
15 Искусство в религиозной культуре. Что характерно для искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма? Семисвечник, способы изображения Будды
Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
16 - 17 Творческие работы ученика Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Использование мультимедийных средств
18 История религий в России. Как на Руси выбирали новую веру? Митрополия, Патриарх, монах, монастырь,
Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
19 История религий в России. Какие религии появились в России? Митрополия, Патриарх, монах, монастырь,
Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Воспитание до-верия и уважения к истории и культуре всех народов.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое обряды и ритуалы? Как они возникли? Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра. Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Целеполагание как постановка учебной задачи. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. 21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме? Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин. Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
3 триместр – 13 часов
22 Паломничества и святыни.
Какие святыни мировых религий являются главными? Паломничество, мощи. Хадж. Накхор.
Формирование представления о главных святынях мировых религий.
Составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. 23 Праздники и календари. Какие праздники у иудеев являются главными? Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Диск «Основы мировых религиозных культур»
24 Праздники и календари. Какие праздники существуют у христиан? Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). 25 Праздники и календари. Какие праздники есть у мусульман и буддистов? Курбан– байрам, Ураза –байрам, Мавлид. 26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. В чем состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве? Заповеди, притча Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
.
Формулирование проблемы, внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
27 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. В чем состоят нравственные заповеди в исламе и буддизме? Бодхисатва. Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Формулирование проблемы, внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
28 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям? Милосердие, сострадание, милостыня. Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».
Составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Умение использовать речь для регуляции своего действия Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
29 Семья. Как традиционные религии России относятся к семье? Семья. Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. Подведение под понятие, выведение следствий. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.
Диск «Основы мировых религиозных культур»
30 Долг, свобода, ответственность, труд. Как понимаются долг, свобода, ответственность, труд в разных религиях? Долг, свобода, ответственность, труд. Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. Выдвижение гипотез и их обоснование. предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование мотивации к труду, работе на результат. Диск «Основы мировых религиозных культур»
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч)
31 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. 32 - 34 Итоговая презентация творческих проектов. Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа
России. Выбор оснований и критериев для сравнения,сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Проекты учащихся.