Проблемные вопросы фонетического анализа при подготовке школьников к олимпиаде по русскому языку
Беляева Н.В., Бурякова Л.И.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(INCIPIO = НАЧИНАЮ: Сборник научных трудов молодых исследователей. Выпуск 12. – Курск: Изд-во Курск. Гос.ун-та, 2017, с. 59-66)
Предметные олимпиады по русскому языку являются одним из средств повышения интереса учащихся к учебному предмету, развития их творческого потенциала. Подготовка к олимпиаде, кроме того, способствует успешному освоению основного и дополнительного материала по предмету.
Фонетический анализ (или отдельные его элементы) обязательно включаются в состав заданий Всероссийской олимпиады, поэтому так важно для учителя определить проблемные вопросы в подготовке к этому виду разбора.
В «Примерной основной образовательной программе основного общего образования» в содержательном разделе по русскому языку для изучения в 5-9 классах выносятся следующие вопросы: звуки речи, система гласных и согласных звуков, изменение звуков в речевом потоке, фонетическая транскрипция, слог, ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании, смыслоразличительная роль ударения, фонетический анализ слова, соотношение звука и буквы, обозначение на письме твердости и мягкости согласных, способы обозначения звука [j’] на письме.
Как известно, один из принципов заданий предметных олимпиад – уникальность, вопросы не должны быть однотипными, повторяться, вследствие этого в предметных олимпиадах не используются задания, напечатанные в сборниках для подготовки к олимпиаде. Предполагается, что школьники, успешно овладевшие школьной программой в рамках предложенного курса, используя методы наблюдения, сравнения, обобщения и др., успешно справятся с олимпиадными заданиями. Именно поэтому в данной статье материал располагается по принципу «от простого к сложному»: от обозначения отдельных звуков в транскрипции до их изменения в речевом потоке, что позволит закрепить уже имеющиеся знания, освоить новую информацию и творчески использовать ее при решении олимпиадных заданий по фонетике.
1. Фонетическая транскрипция
Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая записывается в квадратных скобках, а сам процесс такой записи называется транскрибированием. При транскрибировании одно фонетическое слово отделяется от другого.
Учителю следует донести до учащихся, что понятия «слово» и «фонетическое слово» – это разные явления, ибо «фонетическое слово» – группа слогов, объединенных ударением, соответствующих одному или нескольким лексическим словам. Например, в предложении Ко мне в комнату залетел воробей шесть лексических слов и четыре фонетических слова (даем упрощенный вариант транскрипции): [камн’э́ фко́мнату залиэт’э́л вараб’э́j’].
Учащиеся должны знать, что при транскрибировании предложений знаки препинания не ставятся, а паузы между смысловыми частями передаются специальными знаками: / – короткая пауза, // – более длинная пауза.
В транскрибировании не используются и прописные буквы, так как они передают те же звуки, что и строчные.
Мягкость согласного обозначается в транскрипции апострофом [’].
В словах, состоящих из двух и более слогов, обязательно ставится ударение.
2. Изменение гласных звуков в речевом потоке
В русском алфавите, как известно, 10 гласных букв: «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «я», «ю». Для обозначения на письме звуков, обозначенных этими буквами, записи гласных звуков используются следующие знаки: ударные гласные – [а́], [э́], [о́], [и́], [у́], [ы́], безударные – [а], [и], [ы], [у].
В транскрипции не используются йотированные гласные буквы «е», «ё», «ю», «я», поскольку в абсолютном начале слова, после гласных и после мягкого и твердого знаков они обозначают два звука: [j’э́], [j’о́], [j’у́], [j’а́].
Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только в сильной (ударной) позиции, за исключением некоторых служебных слов (например, союз «но») и некоторых заимствованных слов, таких как: какао [кака́о], каноэ [кано́э] и т.п.
Сложность представляет обозначение звуков [а́], [э́] в безударной позиции и после мягкого согласного, поскольку школьная и научная фонетика имеют значительные расхождения.
В речевом потоке гласные звуки изменяются, в связи с чем различаются сильная (под ударением) и слабая (в безударном положении) позиции гласных.
В безударном положении гласный звук меняет свое качество (качественная редукция, в фонологии – позиционная мена) или продолжительность, количество (количественная редукция, в фонологии – позиционные изменения). При качественной редукции звуки [а́], [о́] в безударном положении после твердых согласных в первой предударной позиции и в абсолютном начале слова заменяются звуком, обозначаемым знаком [/\], во всех остальных случаях – знаком [ъ], например: под ударением звук [о́] – воды; в первой предударной позиции [/\] – вода; во второй предударной позиции [ъ] – водовоз.
Сказанное выше не касается гласного [э] в иноязычных словах: [э́]пос – [э]пи́ческий.
Звуки [и́], [ы́], [у́] в безударном положении подвергаются количественной редукции, поэтому они не меняют своего качества, а только становятся короче: миг, минута.
После мягких согласных звуки [а́], [э́] (обозначенные буквами «я», «е») в первом предударном слоге заменяются звуком [иэ] («и, склонное к э»), в остальных безударных слогах – [ь], например: пять [а́], пяти [иэ], пятак [ь]; мел [э́], мелить [иэ], меловой [ь].
Важно обратить внимание учащихся на то, что в фонетической транскрипции один и тот же безударный гласный звук может отображаться на письме разными буквами:
- [у] – буквами «у» (крутой) и «ю» (бюро);
- [а] – буквами «а» (шары) и «о» (постель);
- [ы] – буквами «ы» (вымыть), «и» (жизнь), «а» (жалеть – после твердых непарных [ж], [ш], [ц] в некоторых словах возможна вариативность произношения: [жал’э́т’] / [жыл'э́т']), «е» (железо [ы] / [э]), «о» (шоколад [ы] / [а]);
- [и] – буквами «и» (листок), «е» (девиз), «а» (часок), «я» (рядок).
Следует отметить несколько отличную от традиционной школьной систему транскрибирования, предлагаемую С.И. Львовой и В.В. Львым [Львова С.И., Львов В.В. 2012]. В их учебном комплексе отражаются не только позиционные изменения гласных и согласных звуков, но и позиционная мена гласных звуков, например: объявление [/\бj’иэвл’э́н’иj’ь], молоко [мъл/\ко́]. Полагаем, что подобное вряд ли обоснованно, ибо делает фонетический разбор усложненным и оторванным от живого речевого процесса.
3. Изменение согласных звуков в речевом потоке
Согласные звуки, как и гласные, имеют сильную и слабую позиции. Сильная позиция – это позиция максимального различения (перед гласными или сонорными звуками). Если согласный находится в слабой позиции (в конце слова или перед глухим / звонким согласным), происходит позиционная мена, т.е. уподобление другому звуку по глухости или звонкости (оглушение или озвончение), например:
– оглушение в конце слова: клад [т], зуб [п], рожь [ш]:
– оглушение (ассимиляция по глухости): робкий [п], книжка [ш]:
– озвончение (ассимиляция по звонкости): косьба [з’], молотьба [д’].
Позиционные изменения по твердости / мягкости согласных звуков могут быть вызваны их влиянием друг на друга. Надо заметить, что позиционное смягчение (т.е. изменение твердого согласного на парный ему мягкий) в современном русском языке осуществляется не всегда последовательно (см. подробнее [Лекции].
Так, в речи всех носителей русского языка последовательно происходит замена только [н] на [н’] перед [т’], [ч’] и [щ’], например: бантик [н’т’], бидончик [н’ч’], каменщик [н’щ’]; обязательно смягчаются согласные [c], [з] перед мягкими [т’], [д’], например: степь [c’т’], здесь [з’д’], гвозди [з’д’].
Согласные могут уподобляться друг другу по месту образования преграды и ее характеру. Хотя в школьной практике не рассматривается такая характеристика согласных, учителю необходимо обратить внимание на некоторые звуковые сочетания, чтобы ученик видел эти изменения в речевом потоке и мог отразить их в транскрипции (заметим: в печатном тексте долгота согласного звука обозначается двумя способами – горизонтальной чертой над согласным звуком и двоеточием после согласного звука; мы выбрали второй способ):
- [с] + [ш] = [ш:] – сшить,
- [с] + [ч’] = [щ’] в корне слова (счёт) или [щ’ч’] на стыке морфем и слов (расчесать, с чем),
- [с] + [щ’] = [щ’] – расщепить,
- [з] + [ж] = [ж:] – изжарить,
- [т] + [с] = [ц:] в глагольных формах (мыться) или [цс] на стыке приставки и корня (отсыпать),
- [т] + [ц] = [ц:] – отцепить,
- [т] + [ч’] = [ч’:] – отчет,
- [т] + [щ’] = [ч’щ’] – отщепить,
- [ч’щ’] = [т] + [щ’], [щ’]=[c] + [ч’] – отсчёт,
- [ч’щ’] = [д] + [щ’], [щ’]=[c] + [ч’] – подсчёт.
В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, – расподобление (диссимиляция). Так, в словах типа лёгкий и мягкий вместо ассимиляции по глухости и образования долгого согласного представлено сочетание [х’к’].
4. Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
Как показывает опыт работы, у школьников возникают затруднения при транскрибировании слов с несоответствием звукового и буквенного составов. Особенно это проявляется при наличии непроизносимых согласных, когда при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает. Например:
вств – чувствовать [ств] нтг –рентген [нг]
здн – праздник [зн] рдц – сердце [рц]
здц – под уздцы [сц] рдч – сердчишко [рч’]
лнц – солнце [нц] стл – счастливый [сл’]
ндц – ирландцы [нц] стн – грустный [сн]
ндш – ландшафт [нш] Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и], например: моего [маиво́].
5. Ударение
Большую трудность могут вызывать у школьников задания на расстановку ударения, что связано с особенностями русского ударения: его разноместностью и подвижностью.
Разноместность русского ударения заключается в том, что любой слог, любая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть ударной: де́рево, доро́га, молоко́, выбежать, холщовый, борцы. Особая сложность заключается в подвижности ударения, т.е. в возможности перемещения ударение в формах одного и того же слова (с основы на окончание), например: руки́ – ру́ки, отдал – отдала, решен – решена и т.п.
В сложных словах, имеющих два (и более) корня, может быть несколько ударений (основное и дополнительные, как в словах прибо́росамолётострое́ние, глубокоуважаемый), однако многие сложные слова не имеют побочного ударения, например: крупорушка, пароход.
Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:
организующую – в фонетическом слове безударные слоги объединяются вокруг ударного;
2) смыслоразличительную – ударение может различать
лексическое значение слова: за́мок – замо́к, по́лки – полки́;
формы одного слова: зе́мли – земли́.
6. Звукопись
Особый интерес представляет звукопись, т.е. фонетическое изобразительно-выразительное средство, в основе которого лежит повторение звуков или их сочетаний с целью придания тексту особой художественной выразительности (особенно это присуще языку поэзии). Звукопись может, к примеру, передать шум дождя, ветра, раскаты грома, топот копыт и т.д. Звуковые образы могут создаваться с помощью звуков гласных (ассонанс) и согласных (аллитерация). Например:
– ассонанс: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н. Некрасов); Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита (А. Блок);
– аллитерация: Розовея озерами зорь, замирая в размерных рассказах (Н. Асеев); Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши (К. Бальмонт); Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).
Задания, связанные со звукописью, находятся на стыке лингвистики и литературы, поэтому могут встретиться в олимпиадных вопросах по обоим этим предметам.
Как видим, фонетический анализ и его элементы весьма интересны, многообразны, проблематичны, поэтому мы предлагаем ряд заданий для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
7. Задания для подготовки к олимпиаде
Укажите количество звуков в предложениях:
а) [ц] По двору метелица ковром шелковым стелется… (С. Есенин) Ответ: 2.
б) [ф] Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин)
Ответ: 2.
Укажите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:
а) появление, какао, театр, поездка, рояль, пианино, вероятность, метеор, галерея
Ответ: какао, театр, пианино, метеор;
б) фиалка, лауреат, научиться, пион, дуэт, оазис, каемка, струя, Леонид
Ответ: фиалка, лауреат, научиться, пион, оазис, Леонид.
Исправьте ошибки, допущенные в транскрипции, и объясните их.
[За́фтра Анто́н паj’д’о́т ф шко́лу]
Ответ: в транскрипции не используют прописные буквы, так как они не показывают изменения качества звучания звука.
Укажите, какими звуками различаются данные слова:
Угол – уголь, мал – мял, вал - вял, лук - люк, был - бил, цел – цель, нос – нёс.
Ответ: угол – уголь [л] – [л’], мал – мял [м] – [м’], вал – вял [в] – [в’], лук – люк [л] – [л’], был – бил [б] – [б’], цел – цель [л] – [л’], нос – нёс [н] – [н’].
Затранскрибируйте следующие слова:
чувствовать, праздник, под уздцы, солнце
Ответ: [ч’у́ствават’], [пра́зн’ик], [падусцы́], [со́нцэ];
ирландцы, ландшафт, рентген, сердце
Ответ: [ирла́нцы], [ланша́фт], [р’иэнг’эн], [с’э́рцэ];
сердчишко, счастливый, грустный, сшить
Ответ: [с’иэрч’и́шка ], [щ’иэсл’и́выj’], [гру́сныj’], [ш:ыт’];
счёт, расчесать, с чем, расщепить
Ответ: [щ’от], [ращ’ч’иэса́т’], [щ’ч’э́м], [ращ’ип’и́т’];
изжарить, мыться, отсыпать, отцепить
Ответ: [иж:ар’ит’], [мы́ц:а], [ацсы́пат’], [ац:ып’и́т’];
отчёт, отщепить, отсчёт, подсчёт
Ответ: [ач’:о́т], [ач’щ’ип’и́т’], [ач’щ’о́т], [пач’щ’о́т];
бюро, жалеть, железо, шоколад
Ответ: [б’уро́], [жал’э́т’] и [жыл'э́т'], [жыл'э́за] и [жэл'э́за], [шыкала́т] и [шакала́т].
6. Какое средство речевой выразительности и с какой целью использует автор?
Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам. (Г.Р.Державин).
Ответ. Автор использует звукопись, фонетическое изобразительно-выразительное средство, в данном случае аллитерацию. Повторение звука «р» помогает передать поэту громкий звук, шум, грохот, раздающийся в горах, многократно усиленный эхом.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!.. («Бородино», М. Лермонтов)
Ответ. Звукопись: ассонанс и аллитерация. Многократное повторение звука «у» помогает передать поэту эхо раннего утра, гул, разносящийся над полем перед битвой, «р» – ощущение от ожидания предстоящего боя, предстоящих выстрелов.
Библиографический список
Лекции - Лекции по фонетике [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3600929/page:4/ (дата обращения 19. 09. 2016).
Реестр - Реестр примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 19. 09. 2016).
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. М.: Мнемозина, 2012. Ч. 1. 182 с.