Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»



Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики». Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики»в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*формирование семейных ценностей;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
*осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
*умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..Содержание учебного курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе.Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы светской этики» 4 класс (1 ч в неделю)

п/п Тема урока УУД
Деятельность учащихся Дата
План Факт
1 Введение в предмет. Россия - Родина моя Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. 4.09 2 Этика и этикет Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них 11.09 3 Этика и мораль Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. 18.09 4 Вежливость Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 25.09 5 Этикет приветствия Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 2.10 6 Добро и зло Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. 9.10 7 Благожелательность Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. 16.10 8 Дружба и порядочность Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. 23.10 9 Отношения в классном коллективе Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. 6.11 10 Честность и искренность Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом. 13.11 11 Гордость и гордыня Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. 20.11 12 Обычаи и обряды русского народа Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
27.11 13 Этикет царского обеда Иметь представление о правилах этикета за столом.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
4.12 14 Терпение и труд Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды 11.12 15 Моё любимое дело Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
18.12 16 Моё любимое дело Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. 25.12 17 Моё любимое дело Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету 15.01 18 Семья Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету 22.01 19 Родословная семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи. 29.01 20 Семейные традиции Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение. 5.02 21 Традиции моей семьи Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.12.02 22 Сердце матери Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. 19.02 23 Бережное отношение к родителям Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок. 26.02 24 Правила твоей жизни Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.
5.03 25 Культура общения со сверстниками и взрослыми Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.
12.03 26 Праздники народов России Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. 19.03 27 Праздники народов России Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. 2.04 28 Защитники Отечества Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. 9.04 29 Защитники Отечества Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. 16.04 30 Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. 23.04 31 Итоговое повторение Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. 30.04 32 Подготовка к обобщающему уроку Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. 6.05 33 Подготовка к обобщающему уроку Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. 13.05 34 Обобщающий урок по курсу
Защита творческих проектов. 20.05Учебно – методическое обеспечение курса
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010
Мир словарей
Мегаэнциклопедия Кирилла и МефодияЭнциклопедия «Вокруг света»