Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Голованева Л.В.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №8», г. Елизово
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны; явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Организация исследовательской работы школьников – это, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
С точки зрения педагогики, современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования именно в этом случае в процессе ее организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самоосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным. Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты.
Целью такого образования является: развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.
В процессе обучения учитываются: ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.
Важно отметить, что образовательные технологии современной школы предлагают иной подход к организации процесса познания «внешнее через внутреннее». Это означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями. Поэтому требования, предъявляемые к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы. Наша цель на сегодня – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы, возможности и воспитание личности в глубинном, философском понимании этого слова.
Сравнительные особенности традиционного и личностно-ориентированного образования
Особенности
Традиционный в знаниевой модели
Современный в личностно-ориетированной модели

Цель
Формирование знаний,
умений и навыков
Развитие личности

Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
Субъект – субъектный

Девиз педагога
«Делай как я»
«Не навреди»

Характер и стиль взаимодействий
Авторитарность, монологичность,закрытость
Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации
Фронтальные, индивидуальные
Парные, групповые, коллективные

Методы обучения
Иллюстративно-объяснительные, информационные
Проблемные:
- проблемного изложения
- частично поисковый, эвристический
- исследовательский

Ведущий принцип
«продавливания»
«выращивания»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула общения»
Знания-репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность – рефлексия

Способы усвоения
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая, мыслительая деятельность, рефлексия

Функции учителя
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой деятельностью учащихся

Позиция ученика
Пассивность, отсутствие интереса к личностному росту
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, личностному росту

Интегральная характеристика
«Школа памяти» строится на традиционных основах:
-классно-урочной системе обучения, с преобладанием иллюстративно-объяснительного метода
-фронтальной форме организации учебного пространства
-контроле и опросе репродуктивного типа
В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».

«Школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Критерием развития деятельностной сферы является умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.



В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями!
С точки зрения педагогики, важно организовать исследовательскую деятельность таким образом, чтобы она максимально полно реализовывала заложенные в ней образовательные потенциалы.
Под исследовательской стратегией надо понимать последовательность внутренних мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию исследовательского результата.
С точки зрения внутренней организации учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:
внутренним представлением цели;
мотивацией;
критериями достижения цели и организацией процесса;
основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;
последовательность операций и действий;
контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;
фиксацией результата деятельности.
В нашей школе данный вид работы присутствует уже несколько лет, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и количество педагогов работающих с ними. Как пробуждается интерес ребёнка к работе? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова моя роль, как педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая попытка приобщения ребёнка к математике не по учебнику, а по «жизни»? Ответы на эти и другие вопросы я ищу уже несколько лет.
Интерес к изучению какой-либо темы возникает у учащихся в основном на уроке. В центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная задача для меня – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Работая по системе развивающего обучения, ребята осваивают главный метод работы на уроке – поисково-исследовательский, который реализуется через постоянное создание на уроке проблемной ситуации, инициирующей поиск ответа, психологически интригующей учащихся, задающей ритм всему уроку. Поэтому необходимо использовать на уроке такие методики, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся, включающих в себя самостоятельное добывание новых знаний, сбор необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать, делать выводы. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствовует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне его. Мотивация учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности происходит через различные формы – семинары, практикумы, конференции по систематизации и обобщению изученного материала (защита творческих проектов), элективные курсы, экскурсии и др. А для этого необходимо повысить к ней интерес, применяя методики развивающего обучения на уроках: опора на те возможности, которыми ученик располагает; вариативность и дифференциация обучения; использование на уроках заданий творческого характера; атмосфера доверия и поддержки на уроке, которые раскрепощают ученика, способствуют раскрытию его творческого потенциала; создание ситуации успеха и одобрения. Когда ученику интересно учиться, познавать, творить, тогда он ежедневно, ежечасно совершает для себя открытия.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной прблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Трудностей с самым первым этапом научно-исследовательской работы очень много. Часто выбирая ту или иную тему, учащиеся не осознают, что главная проблема – поиск источников и научно обоснованного материала. Поэтому трудности этапа сбора и обработки материала для научно-исследовательской работы – самые серьёзные. Здесь вмешательство учителя, как мне кажется, должно быть своевременным. По своему опыту знаю, что учащиеся могут «утонуть» в большом объёме материала. Роль учителя в организации исследовательской работы учащихся чрезвычайно сложна и ответственна, т.к. нужно направлять, советовать, вникать в материал. Но научно-исследовательская деятельность учащихся даёт много для формирования их внутренней культуры, открывает новые горизонты для их мировоззрения. Формирует у учащихся убеждение, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике, ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Конечно, не у всех ребят это получается, т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
1.Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.
2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
3.Умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Педагог, занимающийся такой деятельностью, тоже должен обладать определенными компетентностями:
должен сам быть творческой личностью;
должен постоянно заниматься самообразованием;
должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося;
должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися;
должен уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Ну уж если взялся, то для начала необходимо познакомить учащихся с этапами работы над научным исследованием:
1. В соответствии со своими интересами выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6.Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Считаю, что именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности учащихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.
Значение научно-исследовательской работы для учащихся:
1. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися.
2. Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
3. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
4. Развивает личностные качества учащихся.
5. Влияет на выбор будущей профессии учащихся.
Подобная работа позволяет учащимся осознать целый комплекс собственных микростратегий, совершенствовать макростратегию в целом, обменяться стратегиями или их элементами с одноклассниками, оптимизировать процесс познания. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать. Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные его достижения, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у учащегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития. А значит каждый учащийся приобретёт следующие качества:
личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей; креативность и любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;
предметные: основы системы научных знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.
Самореализация учителя – в творческой самореализации учеников. Поэтому одна из моих задач – помочь представить результат работы через представление работы ученика. Это участие: в ежегодной школьной научно-практической конференции «Поиск и творчество»; краевой научно-практической конференции учебно-исследовательских работ «Рождественские чтения»; в заочных и очных Всероссийских конкурсах Малой Академии Наук «Интеллект будущего» «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «Научный потенциал XXI в.» и многих др.
Ещё меня как педагога волнует ворос: какой процент серьёзности содержит привлечение учащихся к азам научной деятельности? Конечно, работы моих учеников не могут претендовать на научные в строгом смысле этого слова. Для меня более важными являются личностные изменения учащихся во время занятий научно-исследовательской деятельностью, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты участия ребят в различных олимпиадах (Международной дистанционной математической олимпиаде «Третье тысячелетие», Интернетолимпиаде, Кенгуру и Кенгуру для выпускников, в этапах разного уровня Всероссийской олимпиады по математике, «Познание и творчество»), предметных конкурсах, результаты ЕГЭ.
Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке и в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательская деятельность даёт результаты в работе не только с одарёнными детьми. Данный подход повышает активность и мотивацию к самосовершенствованию, личностному росту абсолютно всех учащихся. Пусть не каждый ребёнок может получить диплом победителя и лауреата научных разработок. Большинству личностно-ориентированная модель позволяет быть успешными на уроках, при сдаче экзаменов, помогает в реализации планов и осуществлении мечты. Что соответствует запросам современного общества, которое нуждается в неординарных творческих личностях, имеющих не только высокую активность, но и способность нестандартного поведения.
Результаты осуществления такого рода проделанной работы обеспечивают существенный рост в способностях к исследованию, обучению и развитию, а в конечном итоге к качественно иной личностной самореализации! Данный процесс может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.
Всё это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Провозглашённый сегодня принцип вариативности даёт возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели.










15