Статья «Учитель-мастер личностно-ориентированного образования»









ВЫСТУПЛЕНИЕ



ТЕМА «Учитель-мастер личностно-ориентированного образования»


Подготовила:
учитель технологии
Емельянова Е.В.




22.04.2014 год
Много разных школ на свете. И куда б ты не пошел Лучше нашей нет конечно Даже среди множеств школ.
Мой девиз:
«Использовать все возможности, чтобы научить ребёнка жить в нашем «нелёгком» мире, создав ему условия для полного овладения своими собственными способностями»
Задача учителя – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Не стоит бояться на любом уроке, на перемене, в любой ситуации вкладывать в сердца детей искорки Божественной мудрости, знания Человеческих не прописных Истин и Законов. Веруя в эти законы, зная их, дети будут жить лучше и чище, чем мы. Взрослому принять их как Новое гораздо труднее – фундамент не ставят на крыше дома.
Дети – самое, удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого, всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.
Помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности – это то, ради чего я работаю здесь, в школе
Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учитель – это и актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – тоже зрители. Но Учитель – больше чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя. А Учитель – несет. Учитель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: “преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке учитель отдает себя детям. Без этого ни мастерства, ни таланта у учителя не будет никогда.
Главное, что характеризует работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Личностно ориентированное обучение учащихся – основная тема педагогической работы данного учителя.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.
Личностно ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Такая система обучения дает каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как "коллективного субъекта", но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым "субъектным опытом", иными словами, индивидуальным опытом. Включить индивидуальный опыт в процесс познания (усвоения) - значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений.
Метод проекта является фактором формирования исследовательских компетенций у учащихся.
Формирование исследовательских компетенций как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Педагог учит детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:
во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше;
во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;
в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 
Метод проектов по своей сути проектирование познавательной деятельности как способ планирования и осуществления исследовательского замысла, который включает следующие этапы: 
1.Наличие значимой в исследовательском плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование семантико-синтаксических конструкций в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»). 
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад на научную конференцию; совместный выпуск лингвистической газеты; постановка спектакля по повести, проведение интерактивного конкурса-игры по языкознанию в разных классах). 
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: 
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");  выдвижение гипотез их решения;  обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);  сбор, систематизация и анализ полученных данных;  подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. 
В классе создается исследовательская мастерская, в которой ученики из моно предметной области переходят в смежные интегрированные образовательные области, что позволяет осуществлять межпредметную интеграцию (история и литература, МХК и литература, ИЗО и литература, кубановедение и литература и т. д.).
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию исследовательского проекта.  Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты.
Что дают методы проекта в обучении?
1. Учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов.
2. Формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета. 
3. Воспитывает у учащихся исследовательские компетенции (под которыми мы понимаем готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям.
4. Ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Что даёт система творческого самовыражения в обучении?
1. Развивает воображение и творчество учащихся.
2. Способствует развитию самосознания.
3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Таким образом, личностно ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т. д.
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через:
учёт личного и жизненного опыта, возрастных особенностей учащихся; сочетание в преподавании приёмов эмоционально-образного и логико-понятийного путей постижения художественного произведения; организацию изучения художественного текста в процессе самостоятельной творческой деятельности школьников; организацию полифонического общения “писатель-учитель-ученик”, “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-писатель” в процессе изучения литературного произведения; побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 14615




15