«Роль педагогических вебинаров в повышении профессиональной эффективности современного учителя»


«Роль
педагогических вебинаров
в повышении профессиональной эффективности современного учителя»
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение - cама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А известный немецкий педагог Адольф Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"[10].
Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.
На сегодняшний день дифференцируют внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают являются основными и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем разжигается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.) - эта потребность формирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.
Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога. Как утверждают психологи, активность человека в таких условиях, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет своих внутренних ресурсов и собственных резервов, где ключевым фактором динамического развития будет выступать личностное развитие.
Я больше, чем уверенна, что прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т. п., оказываются недостаточными. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.
Сегодня, когда интернет-технологии реально облегчили нам жизнь, грех ими не пользоваться.
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
1. Курсы дистанционного обучения.
2. Модульные курсы.
3. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
4. Методические объединения учителей.
5. Телеконференции.
6. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
7. Научные объединения (для школьников, учителей).
8. Профессиональные конкурсы общероссийского масштаба.
9. Вебинары.
Вот на последнем пункте я и хотела бы подробнее остановиться. Что же такое вебинары и какую роль они играют в повышении самообразования современного учителя?
Само слово вебинар происходит от английского webinar- что означает интерактивный семинар. Одним словом, вебинар-это разновидность веб-конференции, проведения онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. Посредством вебинара осуществляются дистанционные курсы повышения квалификации, организуются встречи с интересными людьми, обсуждаются проблемы современного образования, новые технологии и перспективы – и всё это с вашим личным участием.
Вебинар, как формат обучения, привлек мое внимание совсем недавно. В поисках необходимой информации по ФГОС, на одном из педагогических сайтов я наткнулась на объявление о вебинаре, заинтересовалась-так как это было совершенно незнакомо мне. Тем более, что тема вебинара соответствовала моему поиску. Записалась и вот теперь являюсь активным участником многих вебинаров как по педагогике , так и психологии.
КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРЕ
1. Заполните заявку на участие в вебинаре с указанием: даты проведения, списка участников (Фамилия, имя, отчество) и их электронных адресов – затем на электронный адрес приходит оповещение о предстоящем вебинаре и вы регистрируетесь. Либо, находясь на том или ином педагогическом сайте, вы видите объявление о планируемом вебинаре-также регистрируетесь и участвуете.
Возможности современных компьютерных технологий, конечно, велики. Во время вебинара на экране идёт видео в реальном режиме выступления лектора, справа, в большем формате идёт слайд-презентация его темы, а внизу проходит чат –общение участников семинара. В основном, слушатели высказывают своё мнение по текущей теме, а также задают интересующие их вопросы. Чем и приятно такая форма работы, что не просто являешься слушателем очередного формального доклада по теме, а включаешься в обсуждение, дискуссию, где напрямую можешь пообщаться с компетентными людьми. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать. Я знаю, что есть вебинары, которые могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.
Среди типичных функций конференц-связи, как я уже упомянула, являются:
•слайдовые презентации;
•видео в режиме реального времени;
•VoIP (аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок);
•веб-туры — когда адреса страниц, данные форм, скрипты и другая информация о сеансе может быть передана другим участникам с целью использования её для наглядного обучения с элементами входа в систему, кликами, переходами между экранами, данный тип функций используется для демонстрации сайта или приложений при непосредственном участии пользователей;
•трансляция записи (размещается по уникальному веб-адресу, для последующего просмотра и прослушивания любым пользователем);
•текстовый чат — для сеансов вопросов и ответов в режиме реального времени, проводимых только для участников конференции, в чате возможно как групповое (сообщения видны всем участникам) так и приватное общение (разговор между двумя участниками);
•голосования и опросы (позволяют ведущему опрашивать аудиторию, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов);
•удалённый рабочий стол, совместное использование приложений (когда участники могут просматривать всё, что уже было отображено на их мониторе ведущим веб-конференции; некоторые приложения совместного использования имеют функции удаленного рабочего стола, что позволяет участникам частично управлять компьютером (экраном) ведущего.
Иногда просто интересно послушать умного человека. В этом учебном году я участвовала в 6 вебинарах и хочу сказать, что не было ни одного, который можно назвать неинтересным, скучным, что не могу, к сожалению, сказать о некоторых лекционных занятиях у нас на курсах повышения квалификации в РИПКРО.
Очень интересные, живые вебинары были у авторов учебников, по которым я либо работала-это Клара Исааковна Кауфман /УМК Happy English/, либо сейчас работаю-
Мерем Забатовна Биболетова /УМК Enjoy English/. Особенно интересны вебинары Алексея Васильевича Конобеева. Он – специалист по обучению английскому и французскому языкам, кандидат педагогических наук. Преподавал английский 8 лет на инязе в России, а также год в США, был председателем комиссии по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по английскому языку Тамбовской области. Также Алексей является одним из создателей и администратором профессионального сообщества учителей английского языка на портале English Teachers Весьма компетентный интересный дядечка. Не заумным, простым языком и в доступной форме раскрывает ту или иную тему. Видно, что человек не оторван от практики. Легко отходит от темы и общается в чате с преподавателями. Я взяла много для себя и в плане методики преподавания, и в чисто информационном.
Если взять один из последних обучающих вебинаров, это семинар по теме "Организация урочной и внеурочной деятельности по новым ФГОС", который провел Конобеев Алексей Васильевич. Данный вебинар, в действительности затронул одну из актуальнейших тем, направленной на развитие качественного образования в условиях постоянно-действующих изменений стандартов нового поколения. Алексей Васильевич подробно рассказал о целях и задачах современного начального образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, о нововведениях, благодаря которым может осуществляться целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков в урочное и внеурочное время. Содержательный доклад так же сопровождался наглядной демонстрацией примеров из различных УМК по английскому языку, обеспечивающих достижение результатов освоения не только начальной, но и основной образовательной программы общего образования. Хочется так же отметить, что данное преподнесение материала прошло с очень содержательной и доступной для восприятия точки зрения. Как правило, одной из целей данного вебинара является информирование широкой аудитории об авторских концепциях, актуальном содержании УМК. По окончании выступления присутствовавшие педагоги смогли задать интересующие вопросы по желанию каждому из докладчиков. Ну и, конечно, были даны четкие и ясные ответы.
На мой взляд, проведение таких мероприятий оказывает существенное положительное влияние на понимание многих сущных вещей, которые порой бывает невозможно понять без опытных консультаций. Безусловно, на протяжении длительного периода, обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, которое носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом является совмещение урочной и внеурочной деятельности. Как можно эффективнее это сделать, данный вебинар в чем-то смог мне помочь. Данный механизм обучения дал мне возможность оперативно разобраться в терминологии темы. Понравилась доброжелательная атмосфера. Порадовала возможность в режиме вопрос/ответ пообщаться с квалифицированными специалистами и коллегами. Получила от вебинара огромное удовольствие и много новой и полезной системной информации!
И последнее: чувствуешь себя при такой форме работы очень комфортно: находишься дома, видишь лектора вживую, общаешься с незнакомыми людьми напрямую. В большой очной аудитории не каждый может высказать своё мнение или постесняется задать вопрос ;а здесь - всё просто. И ответ слышишь не от посредников, а напрямую от создателей программ, от разработчиков УМК, по которым ты практикуешь. Считаю, что это очень ценный опыт общения с применением интернет-технологий, который и можно назвать одним из видов самообразования. Это расширяет наш кругозор и даёт новые возможности общения и сотрудничества.
И несколько слов о материальной стороне вебинаров. Существуют как платные вебинары, так и бесплатные. А по итогам всех вебинаров вы по желанию можете получить сертификат с указанием темы и количества прослушанных часов, что, в свою очередь, является подтверждением вашего повышия квалификации и параллельно пополнением вашего портфолио, которое никто не отменял.
Подводя итог, можно констатировать, что без самообразования идея личностного и профессионального развития учителя практически неосуществима.
Уважаемые коллеги, открывая мир детям, не переставайте развиваться вместе с ними. Как писал Максимилиан Волошин, стремитесь:
Всё видеть, всё понять,
Всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Конечно, всё постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый из нас: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди!».