Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников»
Учитель до тех пор учитель- пока он учится.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра- это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности»
В.А. Сухомлинский
Работаю учителем начальных классов 13 лет. Над проблемой: «Игровые технологии в обучении младших школьников» начала работать несколько лет назад. Считаю, что успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Но добиться того, чтобы дети ежедневно шли на урок с радостью, удается не всегда. Значит, для достижения поставленной цели должны быть продуманы и поставлены такие задачи, которые позволяют обучать детей, используя игровые технологии и методы обучения.
Детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные изменения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер
К пяти годам дети умеют уже самостоятельно играть сюжетно ролевые игры. Они могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнять соответствующие игровые действия и правила, знают ряд настольно-печатных, подвижных и хоровых игр, имеют опыт игр драматизаций. Перед воспитателем стоит задача использования разных видов игр в целях всестороннего развития детей, познавательной содержательной организации жизни детского коллектива.
В первом классе у детей формируется умение совместно строить и творческий развивать сюжет игры.
Творческая игра должна входить в плановую педагогическую работу как одно из важных средств развития ребенка.
Сюжеты детских игр развиваются на основе опыта, приобретенного при наблюдениях окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, при просмотре детских телевизионных передач.
В игре заложены большие возможности для самостоятельного применения детьми полученных ранее знаний.Большое значение для обогощения содржания самостоятельных сюжетно ролевых игр имеют те сведения и опыт, которые дети получают на занятиях, при ознакомлениии с окружающими явлениями общественной жизни, в процессе формирования представлений о природе.
Для младших школьников ученье -новое дело, поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром
знания» и «психикой» ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована, поэтому основным типом дидактических игр, используемых в начальных классах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
Игры являются одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
Развитие у детей логического мышления-это одна из важных задач младшего школьного обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями.
Не следует приучать ребенка к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр, сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводится только рад развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу этого я заранее планирую игру, продумываю ее место в структуре урока, определяю форму ее проведения, готовлю материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных и игровыми ситуациям, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки- минутки, игры путешествия в страну чисел или страну знаний.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал
Дидактическая игра –ценное средство воспитания умственной актитвности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. При подборе, составления игр необходимо исходить из основных закономерностей обучения. Назову главную из них «Обучение происходит только при активной деятельности учащегося. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащегося с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой»
Игры я отбираю с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
· игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;
· игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводительную деятельность;
· игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;
· игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;
· игры, включающие элементы поисковой деятельности. Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой я доступно излагаю ее сюжет, распределяю роли, ставлю познавательную задачу, готовлю необходимое оборудование, делаю необходимые записи. В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные выполняют роли контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализирую в конце игры. Дидактические игры я часто использую при формировании умения решать задачи. Игры активизируют, заинтересовывают детей. Отработка умения решать задачи идет в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для детей форме. Интерес к постижению трудного делает детей по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.
Требования к игре и условия ее проведения
При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:
· игра не должна быть скучной и надоедливой;
· игра не должна слишком возбуждать детей, т.к. последующее объяснение не будет воспринято должным образом;
· игра должна соответствовать цели урока;
· инструкции должны быть четкими;
· характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;
· в конце игры должен быть подведен итог;
· необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;
· игра должна быть развивающей.
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модефицировать за счет замены оборудования или введения новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время
Игровые и творческие приемы на каждом этапе урока
Включая в процесс обучения детей шестилетнего возраста игры и игровые моменты, всегда необходимо помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок. Игровые и творческие приемы на каждый этап урока должны соответствовать определенным требованиям.
Игру я использую на различных этапах урока: организация начала урока, изучение нового материала, закрепление и отработка умений, проверка знаний, умений и навыков, повторение, контроль, домашнее задание, итог и конец урока
Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры, помогающие мне при огранизации начала урока,усвоить новый материал, закрепить и повторить.
1.Организация начала урока.
Обычно этот этап урока занимает от одной до нескольких минут и я провожу его как самостоятельную часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно воспитательного процесса на уроке.
Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего учебного занятия.
Суть организации начала урока состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной дятельности
Успех организационного момента решают собранность и высокие волевые качества учителя, его стремление к порядку и дисциплине. Вместе с тем большое значение имеет доброжелательное отношение учителя к учащимся, его умение проявлять к ним чуткость , педагогический такт. Нужно учитывать, что если учитель неосторожным замечанием испортит настроение ученика в начале урока, то по закону той же константности психических переживаний он может вызвать у ученика негативное отношение к занятьиям.
Перед началом урока я просматриваю, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать учащихся от работы и рассеивать их внимание. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся зарад психологической энергии. Чтобы добиться реализации этих требований, а особенно при работе с детьми мне помогают такие игровые моменты
Эмоциональный настрой
Включаю музыку, дети под музыку настраиваются на урок
Затем проговаривают «Чудесный стишок»
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем
Или «Эмоциональный стишок»
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Игры, шутки, все для вас!
За работу в добрый час
Чтобы у моих учеников было хорошее настроение, я предлагаю учащимся встретить день улыбкой и поделиться с окружающими. Эти игры называются Улыбка доброжелательности, музыкальная разминка, они выполняют различные движения под веселую музыку в игре «Я желаю тебе сегодня» дети желают друг другу что- нибудь хорошее, в игре «Аплодисменты» учащиеся в течение 30-40 секунд должны поприветствовать друг- друга аплодисментами. Лучше выполнять под звуки музыки. Эти упражнения дают хороший заряд бодрости, разминка «Похвали себя»я предлагаю ребятам похвалить себя. Рассказать, какой он милый, хороший, как его все любят, о том, что у него получается, игра «Передай улыбку» все стоят серьезные. Я улыбаюсь, делаю движение рукой, имитируя снятие улыбки, и передаю ее ученику, тот передает следующим ученикам
Так же разминка «Домино» поднимает у детей хорошее настроение
-Ай да мы! Молодцы!
Молодцы! Ай да мы!
Настроенье, каково? Во!
Все такого мнения? Да!
Здорово, ура!
Или Игра «Волшебный сундучок» Ребенку я предлагаю подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем прохожу по классу с двумя сундучками. В черный сундучок я предлагаю выбросить отрицательные эмоции, а положительные- взять из белого сундучка.
2. При изучении нового материала я часто провожу игры, для того, чтобы ребенку было интересно слушать и правильно усвоить новый материал
Этот зтап урока, начинаю с установления связи нового материала с ранее изученным «Понять что то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненый опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находится в знаниях опору и тем скорее будет понятно»,
говорила М.В. Матюхина
Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется
разнообразными приемами.
Во первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой
Во вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. Например, по математике после изучения действий с умножением чисел обычно изучается действия их деления. В этих случаяхучитель отмечает, что от грамотного чтения, правильной постановки логического ударения, громкости, четкости, внятности произношения, зависит восприятие прочтенной задачи в целом. Плохое прочтение задачи понижает и интерес к ней. Поэтому я использую игру “Дикторы”. Каждый ребенок может быть диктором на разном канале (музыкальном, детском, взрослом) и в разных программах (“Новости”, “Звездный час”, “Ток – шоу” и т.д.). От характера передачи зависит и способ прочтения. К каждому способу имеется своя схема: В ходе такой игры дети «входят в образ», уделяют чтению задачи должное внимание, у них развивается речь. Особенно часто я использовала эту игру в 1 классе. Исчезает монотонность, появляется желание читать задачу самому и несколько раз. Появляется логичность, малыши учатся правильно выделять опорные слова, делают паузы, постигая шаг за шагом логику задачи. По интонации, мимике выявляю отношение ребенка к задаче:
· бурная радость;
· удивление;
· испуг;
· любопытство;
· спокойствие;
· сомнение. На игре “Полетный опрос” ребенок читает задачу и тут же устно приступает к ее решению. Работает смекалка, тренируется память, мышление, отрабатываются навыки устного счета.
При решении любой задачи одному из учеников даю роль “любопытного”. Игра так и называется“Любопытный”. Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно больше вопросов по ходу решения: “Зачем?”, “Почему?”, “Каким образом?” и т.д. Развивается умение анализировать, рассуждать.
На плакате написаны разным цветом, шрифтом, под разным наклоном, разным размером математические термины. “Математическое табло”. Провожу разминку для глаз. Развитие угла зрения способствует расширению поля зрения, коррекции восприятия цвета, формы, объема. Развивается внимание, зрительная память. Одновременно идет орфографическая работа, т.к. многие слова записываются в краткую запись. Из опорных слов можно составлять свои задачи с последующим устным объяснением. Это хорошая минутка.“Блиц – турнир”. Я читаю 4 – 5 простых задач в прямой и косвенной форме, а дети при помощи рук и глаз показывают действие, которым они будут решать задачу.Сложение – “+” (перекрестить руки).Вычитание – “-” (выставляют перед собой одну руку).Умножение - “ ” (закрывают один глаз).Деление - “:” (закрывают оба глаза).
“Математические кубики”.Обыкновенные кубики, на которые наклеиваются математические значки (“+”, “-”, “ ”, “:”) и знаки препинания (“?” и “!”) являются очень хорошим средством обратной связи. Каждый принимает участие в коллективной работе, т.к. все трудятся, а не выкрикивают с места.
“!” – Мне легко. Я понял. Могу помочь другому. Все правильно.“?” - Мне трудно. Много вопросов по решению. Есть ошибки.С помощью математических кубиков можно показать порядок выполнения действий при решении задачи. Это экономит время при проведении устного счета, при закреплении.Например:Маша съела 9 слив, а Ира на 3 меньше. Сколько всего слив съели девочки?Ученик молча у доски выставляет два кубика. А остальные с помощью знаков “!” или “?” проверяют задачу.“Защита”.Ребенок получает задачу и три дня готовит ее защиту. Ученик выступает в роли учителя, т.к. должен объяснить всем задачу. Для этого он использует все, что считает нужным (рисунки, схемы, краткую запись, практическую работу, кубики и т.д.)“Моя задача”.Дети очень любят оформлять на альбомном листе свои собственные задачи, которые они предлагают решить всему классу. Задачи могут быть произвольными, а могут быть направлены на отработку определенного вида задачи. Использую тематические задачи: “Магазин”, “Возраст”, “Игрушки” и т.д.Задачи оформляются с выдумкой, дети используют перфокарты, сюжетные рисунки, ребусы, шутки, схемы, таблицы.
Пресс-конференция
Учащиеся выступают в определенной роли: политиков, журналистов, ученых и т.д. Каждый рассматривает проблему в соответствии с взятой ролью.
Устный журнал
Я определяю количество страниц, распределяя их между творческими группами, которые исследуют данную тему: научная информация, литературное и музыкальное оформление. Далее идет представление разработанного по порядку страниц журнала.
Информ- дайджест
-Краткие, яркие опережающие сообщения на различные проблему новой темы. Такой дайджест может подготовить небольшая группа учащихся (4-5)
3.Закрепление и отработка умений
Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. Как отмечалось, при организации упражнений учителю следует соблюдать два положения. Во первых, нельзя переходить на уроке к упражнениям, если учащиеся не усвоили теоритического материала, который им нужно применять на практике. Во-вторых, поскольку применение знаний на практике вызывает у учащихся определенные затруднения, следует особое внимание обращать на осмысление ими способов выполнения практических упражнений.
В процессе закрепления при использований игровых и творческих приемов сосредотачивается внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоритических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Важно получить обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений и самостоятельных работ для обвадения учебным материалом.
На этом этапе я использую следующие игры:
Игра «Перевертыши»
Я предлагаю учащимся к слову подобрать противоположное по значению слово.
Или бросаю мяч учащемуся, называя слово. Поймавший мяч говорит, к какому понятию относится слово. «Что где растет»
Игра «Похож, непохож»
Я предлагаю ребятам сравнить несколько предметов, понятий в которых они должны найти сходства или различия.
Игра «Гора заданий»
-По склону горы, снизу вверх, располагаю оценки 1,2,3,4,5. Возле каждой оценки находятся задания разной степени трудности, в зависимости от оценки. На каком подъеме горы он остановится такую оценку и получит.
Игра «Собери завтрак»
На доске написаны слова. Я предлагаю детям на завтрак какое- либо понятие. Дети должны из слов выбрать нужные, которые относятся к этому понятию.
Игра «Помогите Торопыжке»
-Торопыжка всегда торопиться: сначала делает что-либо, а потом думает. Учащимся необходимо найти ошибки в задании и их исправить
Игра «мальчики и девочки»
Я беру карточку: одна сторона раскрашена красным цветом, а другая- зеленым. Затем задаю вопрос и поднимаю карточку. Если она красного цвета, то ответ хором называют девочки, а зеленого- мальчики
Игра «По сугробам»
из белой бумаги изготавливаю небольшие карточки, на одной стороне которых записаны задания (сугробы). Учащимся необходимо пройти все сугробы т. е. задания.
4.Повторение
Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденого материала. Отчетливое воспроизведение изученного материала учащимися П.Ф.Каптерев считал одним из важнейших требований к обучению. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап урока.
Повторение-это систематизация, обощение, восроизведение учебного материала по теиаи, разделам, курсам. Сложность здесь в выделении основных идей и подборе упрожнений и заданий. Учитель заранее намечает план повторения, какие вопросы будут заданы учащимся, какой -материал они будут воспроизводить по памяти, какой пользуясь учебником, какие тренировочные или творческие упражнения будут даны.
Учащимся бывает трудно держать в сознании главные идеи. Часто школьники при повторении лишь упражняются в отдельных умениях, навыках и не получают обобщенных идей.
Значительно активизируются деятельность учащихся при повторении в процессе выполнеия творческих заданий, решения проблемных задач и ситуаций.
Повторительно-обучающая и проверочная работа, как правило, должна заканчиваться кратким обощением учителя, в котором он дает общую оценку качества знаний учащихся, отмечает выявленные недочеты в усвоении изученной темы и дает задание отдельным учащимся с целью преодоления пробелов и их подготовке.
Творческие и игровые приемы, которые я использую на этом этапе урока:
Кросс-опрос
-Задаю вопрос любому учащемуся, без наличия времени,
требую ответ
Спрашивали, отвечаем
Заранее собираю сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего: полученные вопросы распределяю между учащимися в классе, затем подбираются материал, и готовятся выступления.
Игра «Ты мне, я тебе»
Команды задают друг другу вопросы, которые ими были подготовлены заранее. Дается 2-3 минуты на обдумывание. Ответ должен быть правильно аргументирован
Игра «Лучший счетчик»
По моей команде дети быстро записывают ответы на задания. Затем идет взаимная проверка их выполнения.
Игра «Доскажи словечко»
-я читает небольшие стихотворения, определение, но не договариваю последнее слово и это слово должны угадать дети.
Один против класса
-Один ученик выходит к доске в конце изучения новой темы и отвечает на вопросы своих одноклассников.
Игра «Чьи слова»
-Я называю цитаты различных литературных героев, а дети должны угадать кто этот герой.
Игра «Четвертый лишний»
-Из каждой группы слов исключить лишнее слово.
Игра «Много слов в одном»
-Из слова, состоящего из большего количества букв, составить новые слова.
Игра «Поле чудес»
-Игра состоит из трех туров. В каждом участвуют по три игрока. В каждом туре есть определенное задание, с помощью которого выбираются участники для игры в финале. После трех туров проводится игра со зрителями. Затем идет финал.
Где прячутся ошибки
-Я даю детям задание, в котором предлагаю им исправить ошибки
Игра «Пещера хитростей»
предлагаю детям отправиться в пещеру, где их подстерегают «хитрые вопросы», с помощью которых я определяю уровень знаний учащихся.
Игра «Прочитайка- загадайка»
- Даю детям слова, на основе которых дети должны придумать загадки и загадать их друг другу.
Игра «Узнай родственника»
-Дается группа слов или примеров, откуда нужно выписать родственные слова или примеры с одинаковыми ответами.
Проверяй-ка
- даю ученикам ряд вопросов, с помощью которых проверяю ЗУНы
Конкурс «Колодец, дай воды напиться»
-Я предлагаю учащимся представить, что они находятся в пустыне. Чтобы утолить жажду, они должны из колодца вытащить кружку, в которой находится задание. Кто его выполнит, тот утолит жажду.
Игра «Веер»
Вопросы написаны на цветных листках бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из веера по очереди листки, дети готовятся к ответу. Затем предлагается вопрос всему классу. Оставаясь ведущими на то время, пока обсуждается вопрос.
Игра «Цветик- семицветик»
-каждому лепестку соответствует определенное задание. Учащиеся срывают лепесток, и выполняют задание, которое там дано.
Игра «Я начну, а ты продолжи »
-Я зачитываю часть задания, предложения, а учащиеся должны его продолжить.
5.Контроль
Контроль-это выявление, изменение и оценивание знаний, умений учащихся.
Образовательное значение контроля состоит в том, что учитель, и ученики получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Учителю становится яссно, что ученик знает и чего он не понимает, какой материал усвен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности учащихся и упрвления ею.
Ученику также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Без контроля знаний учащиеся не в состоянии глубоко, всестороннее и правильно оценить свои знания. Контроль выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Ученик получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы в школе и дома, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках
Воспиталельное значение контроля в том, что у учащихся фоормируется отношение к учебе, к своим успехам и неудачам, желание преодолевать трудности
На этом этапе я использую такие игры:
Игра «Заморочки»
Командам предлагаю 6 конвертов с вопросами, из которых команда выбирает 2. На обдумывание 3 минуты. Ответ должен быть полным.
Игра «Аэропорт»
Каждый учащийся, чтобы пройти на борт самолета, должен пройти таможенный контроль, то есть ответить на вопросы по прошедшим темам.
Игра «Спуститься по лесенке»
Дают задания сверху вниз, чем ниже, тем сложнее. Учащиеся пытаются их выполнить.
Тропа загадок
-Я предлагаю ребятам отправиться в лес по тропинке, где под каждым грибком, листком, деревцом находятся вопросы и загадки. Учащиеся должны ответить на них.
Игра «Сигнальные карточки»
-У каждого учащегося на парте лежат 2 карточки: зеленая и красная. Я даю ребятам определенное высказывание, если ребята с ним согласны, то они поднимают зеленую карточку, если нет, то красную.
Зрительный диктант «Что изменилось»
Я в течении 10 секунд показывает детям определенные предметы или слова. Затем меняю их местами, или убираю какой- либо предмет (слово). Дети должны определить, что изменилось
«Ошибочное место»
-Детям раздаю задания с ошибками, каждый должен найти в своем задании ошибки.
Игра «Триктрак»
-Я называю утверждение, если оно верное, ученики хлопают, если неверное, то говорят: «Триктрак все не так!»
Игра «Зоркий глаз»
-даю задание с ошибками. Учащимся необходимо найти их исправить.
Стихотворство
Я предлагаю учащимся составить небольшое стихотворение по опорным словам.
Игра «Акростих»
-учащимся предлагаю составить стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое- либо слово.
Синквейн
-Я предлагаю написать учащимся стихотворение об изучаемом явлении по следующим правилам :
1 строка – одно имя существительное, 2 строка- два прилагательных, 3- три глагола, 4- одно завершенное предложение, 5- итоговое слово – ассоциация.
6.Домашнее задание
Как бы хорошо ни была бы поставлена учебная работа по изучению новоготматериала на уроке, она все же является формой концентрированного усвоения знаний. Для прочного же и глубокого овладения изучаемым материалом существвенное значение имеет рассредоточенная во времени, работа по его осмыслению и запоминанию. Вот почему на каждом уроке, как правило, учителя дают учащимся домашние задания. Обычно последние включают в себя: изучение материала по учебнику, а также различного рода письменные и практические упражнения, связанные с решением задач и примеров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т.д.
Какие же дидактические требования предъявляются к ззаданию на дом?
Одно из этих требований состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания. В частности, необходимо добиваться, чтобы учащиеся хорошо осмыслить основные вопросы изучаемого материала и усвоили приемы его применения на практике, научились решать задачи, примеры и выполнить другие упражнения. Только обстоятельное усвоение новой темы на уроке создает предпосылки для осмысления и самостоятельного выполнения домашнего задания.
Второе треобвание заключается в том, чтобы домашнее задание не сводилось лишь к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, а включало в себя элементы творческой работы. Например, при изучении урока по учебнику можно предложить учащимся дополнить материал своими примерами, провести наблюдения или собрать фактический материал по отдельным вопросам.
Не менее существенным является и третье дидактическое требование. Задавая урок на дом, необходимо не только указать соответствующие параграфы учебника, номера упражнеий изадач, но и обратить внимание на порядок и приемы домашней работы учащихся, также на те особенности, которыми отличаются задаваемые на дом упражнения и задачи от выполняемых и решаемых в классе. Нужно также проследить, чтобы содержание домашнего задания учащиеся записали в дневники.
Наше творчество
-Дети дома составляют свои небольшие стихотворения
Чудесное задание
делю учащихся на группы. И каждая группа получает индивидуальное задание.
По рядам
учащимся предлагаю каждому ряду свое индивидуальное задание.
Придумай сам!
-Детям предлагаю дома подготовить вопросы по теме, которые они будут задавать на следующий урок своим одноклассникам.
Трехступенчатое задание
учащимся предлагаю 3 задания. За выполнение первого учащийся может получить тройку, за выполнение двух заданий- четверку, а за выполнение трех- пятерку.
7.Итог, рефлексия урока
Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточения внимания на связи теоритических положений с упражнениями
Нельзя недооценивать этой части урока. За одну три минуты учитель должен воспроизвести основное содержание урока, с учащимися повторить весь изученный материал. Он выделяет положительные моменты урока и говорит о недостатках работы учащихся, называет наиболее активных.
На этом этапе можно использовать такие игры:
Нарисуй мордашку
учащимся предлагаю в конце урока нарисовать, какое у них настроение.
Дружный ряд
- Предлагаю каждому ряду как можно быстрее и тише приготовиться к перемене. Какой ряд лучше справиться с заданиями, тот и побеждает.
Игра «Свободный микрофон»
-Детям предлагаю выйти к доске и в свободной форме рассказать о теме, волнующей его проблеме или уроке.
Игра «Салют»
класс разбиваю на 3 команды: красных, желтых, зеленых. По команде «Красный»- хлопает 1 ряд, «Желтый»-2 ряд, «зеленый»- 3 ряд. Затем даю команду: «Красный, желтый, зеленый»- хлопают все- общий салют.
Игра «Клубочек добрых пожеланий»
-Я беру клубочек, наматываю конец в 2 оборота на руку, говорю пожелание и бросаю ученику. Таким образом, выполняют все ученики
Игра «Радуга»
Предлагаю детям выбрать карточки с любым цветом, чтобы узнать какое настроение у них. Красный цвет- бодрое настроение, зеленый- хорошее настроение, синий- скучное.
Игра «Закончи фразу»
или предлагаю детям в конце урока закончить предложение: «Сегодня я узнал, научился»
в завершении дети проговаривают «Чудо стих»
-Наш закончился урок-
Спасибо за внимание!
Будем рады новой встрече,
Всем вам- до свидания!
Младший школьник стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Ребенок в силу функциональной тенденции не может жить без активности, без игры. Включение в учебный процесс элементов игры одна из характерных черт обучения детей этого возраста. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
Одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность школьников, на их эмоциональную сферу, являются творческие упражнения. Они способствуют созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Главной особенностью творческих приемов является неоднократное использование любого из них на последующих уроках.
В процессе работы с младшими школьниками я провела эксперимент с целью повышения рациональности и результативности учебно воспитательного процесса. Эксперимент включал проведение серии уроков с творческими приемами как каждый этап урока, интегрированные уроки и выделение на каждом уроке пять минут на творческое задание. Дидагностика развития личности показала хорошие результаты: уменьшился процент, который приходится на утомляемость, механическое заучивание, пассивность на уроке; улучшились эргономические условия, обучаемость.
В качестве эксперимента я провела традиционный урок и урок с творческими приемами. Я взяла структуру комбинированного урока, и на каждый этап урока был взят творческий прием. Результат этих уроков показал, что возросла активность, инициативность, повысилась мотивация, творческий потенциал, познавательный интерес учащихся. Творческое воображение, логическое, абстрактное мышление приобрели более яркие проявления в стройной, правильной речи.
Подводя итоги, хотелось бы привести еще один весомый аргумент в интересах необходимости активнейшего использования элементов игры в учебном процессе. Посмотрите в глаза учеников, которые выходят из игрового урока, и ... учителя. Перед вами - люди, которые получили радость от труда.
Что тогда - счастье, если не это?!
Heading 6 Heading 7 Heading 8 Heading 9Default Paragraph FontTable Normal
No ListNormal (Web) Body Text