Мой лучший урок физики
Урок физики. /Состоялся в апреле 2006/.
Учитель физики МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового
Русина Светлана Романовна.
Обобщающий урок в 11 классе по теме «Физика атомного ядра».
/ Учебник: Физика.11 класс. В.А.Касьянов/
Цель урока:
Дать возможность учащимся:
показать своё личностное восприятие темы,
раскрыть свои творческие способности,
утвердить себя через общение,
максимально использовать внутренний потенциал для формирования и развития собственной компетенции /способности мобилизовать знания, умения в конкретных ситуациях для решения практических задач в различных сферах жизни и деятельности/.
На данном уроке применена стратегия РАФТ (приём «Авторское кресло»)
технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Принципы и методические приёмы этой технологии отвечают методологическим требованиям преподавания естественно - научных дисциплин, предполагают выявление и раскрытие склонностей учащихся к работе в различных направлениях творческой деятельности.
Физике как учебному предмету отводится большая роль в формировании научного мировоззрения учащихся. Поэтому при изучении школьного курса
важно решать такие задачи как развитие критического мышления учащихся, раскрытие механизмов эффективного учения, технологии саморазвития, создание условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и способен жить и творить в быстро изменяющемся мире.
Для успешного решения названных задач на данном уроке используется групповая и индивидуальная работа учащихся над творческим заданием.
Это позволяет одновременно формировать навыки коллективной работы всего класса и осуществлять дифференцированный подход в обучении и оценивании каждого ученика.
Такие уроки творчества дают положительный эмоциональный заряд.
Шаги технологии «авторское кресло»:
1. Тема.
Учащимся предлагается написать свободно 10 тем по ядерной физике.
После того, как набросали темы, обсудить в парах и выбрать одну.
2. Роль.
Обсудить, кто может написать на эту тему./Выбрать роль/.
Задача учителя: сломать стереотипы.
3. Аудитория.
Спроецировать роль на аудиторию:
Для кого можно было бы писать?
Кому рассказать?
К кому бы вы хотели обратиться?
Не забываем: на каждом этапе предложить ученикам обсудить - проговорить в парах, четвёрках.
Задача: поднять природные силы ребёнка, он должен говорить, утверждать себя через общение.
4. Форма.
От роли будет зависеть форма обращения / письмо, приказ, постановление, роман и т.д./
5. Тема.
Пройти и уточнить: кто, что будет писать – выбрать замысел.
Вначале был веер тем, теперь выбрали одну.
6. Определите замысел индивидуально по схеме:
Я КОМУ ЧТО О ЧЁМ
Кто вы Аудитория Форма Тема
Учитель проходит и смотрит.
7. Обсудите в парах. /Может родиться новая тема/
Обсудите в группах: у кого какие авторские замыслы.
8. Пишем черновик.
Вживитесь в предмет, роль через мысли и чувства.
Что вы пишите?
Что вы чувствуете?
9. Правка в стенку.
Отвернись к стенке и читай стенке вслух.
10. Публикация.
Первый желающий садится в авторское кресло
перед всеми и озвучивает свою работу.
Все могут задать вопросы.
Просим ученика отрефлексировать своё состояние.
Что ты чувствовал во время работы?
Какие были затруднения? На каком этапе? / И т.п./
Предлагаю работы учащихся, выполненные ими на уроке повторения по технологии «авторское кресло»
Автор: ученик
Берчук Денис.
Тема: ядерный распад.
Докладчик: гамма – излучение.
Форма: реклама.
Вы желаете проходить сквозь стены?
Вы хотите выбивать энергию из тел?
Быть невидимым, неслышимым, свободным?
Уничтожать, изменять предметы?
У вас есть желание быть бесшумным убийцей?
Тогда будьте гамма – излучением!
Из–за моих качеств почти во всем мире мир. Все бояться использовать ядерное оружие.
Во мне таится огромная энергия, мощная сила, разрушающая все на своем пути
Человечество почти не способно управлять мной, оно боится меня.
Лишь тонны свинца способны запереть мое излучение.
Невидимка, свобода, мощь, сила – все это я, гамма – излучение.
Автор: ученица
Пучкова Екатерина.
Тема: Ядерный распад
Форма: Размышления о судьбе частиц.
Рассказчик: Ученик.
Аудитория: Любая.
Реклама говорит нам о том, что быть излучением, потоком частиц здорово, что можно проникать, куда угодно, что можно разрушать все вокруг, что путешествия от одного атома к другому – это прекрасно.
А задумывались вы, что происходит с частицами во время ядерного распада? Привычная жизнь электронов нарушена. Перемещение по знакомым орбиталям прекращается. Электрон выталкивают, его кидает из стороны в сторону. Можно сказать, что его выносит с толпой. Если вы хоть раз сталкивались с подобной ситуацией, согласитесь, ощущение не из приятных. Да и постоянно меняющееся окружение не располагает.
Самому атому тоже не по себе. Представьте, как кто – то без вашего разрешения врывается в ваше поле и нарушает равновесие и привычный уклад существования.
И орбиталям приходится несладко: их постоянно покидают их обитатели. Это как дом, жители которого постоянно меняются.
И кто же после этого будет утверждать, что ядерный распад – это лучшее решение проблем?
Авторы: ученики
Шаповалова Елена
Запольский Артем
Плотников Евгений
Холодков Иван
Роль: писатель - сказочник
Аудитория: дети – вундеркинды
Форма: сказка
Тема: ядерный распад
Жил – был царь Уран, у него было три дочери: Альфа – частица, Бета – частица, Гамма – частица. Альфа была массивная, но достаточно быстрая. Её сестра Бета мало отличалась от обычных частиц. Гамма – частица была самой быстрой.
Прошли года, дочки выросли. Пришла пора, выходить замуж. Отправились они в путь дорогу, искать женихов. Шли, долго ли, коротко ли, и вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ними Серый свинец. Злой зубастый Серый свинец решил ими поужинать и поглотил их
Царь ждал дочек, но они не возвращались. И решил позвонить он своему другу Плутонию и попросил его найти своих дочек. Долго искал их Плутоний. Он уже потерял надежду, решил зайти перекусить в «Металл – закуску». Там сидел Серый свинец в окружении красавиц золота и серебра. Он хвалился им о своих подвигах и о том, как он похитил трех дочерей самого царя.
Не выдержал Плутоний этих плохих разговоров, разозлился и решил разобраться со злым Серым свинцом. Он вызвал его на дуэль. Но так как Плутоний очень устал с дороги, он понял, что сил у него не хватит. Но было уже поздно
Тогда Плутоний решил пожертвовать собой.
Вдруг появилось яркое облако, и образовался «гриб». Он распался на мелкие кусочки. И вышли три живые и невредимые дочери Царя.
Их ждал не только Уран, но и три храбрых и красивых принца. И повели их в научную лабораторию, служить людям.
И жили они долго и счастливо и живут до сих пор.
После публикации /озвучивания/ своей сказки авторы сами предложили одноклассникам обсудить физику сказки и высказать своё мнение.
Итог урока.
Учащиеся, опубликовавшие свои работы, получили оценку «пять».
Несколько учащихся, послушав одноклассников, не решились озвучить свои работы. Они захотели выполнить задание дома, т.к. у них поменялся замысел. Воодушевлённые ребята высказали мнение, что такая форма работы им нравится и её можно применить на любом уроке, не только на уроке физики.
Литература:
Распаковка стратегии: Нор Любовь Ильинична./Курсы повышения квалификации в ТОИПКРО 22.11.05.-07.12.05./
2. В.А.Касьянов. Физика 11класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2004.
15