Педагогические основы эффективной управленческой деятельности руководителя организации образования по трудовой мотивации педагогов
Министерство просвещения ПМРПедагогические основы эффективной управленческой деятельности руководителя организации образованияпо трудовой мотивации педагогов Н.В.ТорговцеваЗам.директора по УРГОУ СПО «Каменский политехнический техникум» Company Logo www.themegallery.com Цель исследования: изучить возможности использования трудовой мотивации для эффективного управления организацией образования.Объект исследования: процесс управления организацией образованияПредмет исследования: педагогические основы трудовой мотивации педагогов организации образования.- выявлены факторы, обеспечивающие благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;- определена роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе;- выявлены условия, обеспечивающие эффективность деятельности руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Company Logo www.themegallery.com Гипотеза исследования: Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности организации образования, достижения им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Company Logo www.themegallery.com Задачи:1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.2. Проведение исследования мотивации труда педагогов и выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности.3. Разработка программы мотивации педагогических работников образовательного учреждения. Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме; систематизация материалов; анализ документов; анкетирование, наблюдение. Company Logo www.themegallery.com Теоретическую основу исследования составляют:- теория мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению (А. Альберт, У. Брэддик, О. С. Виханский, Ф. Герцберг, Е. П. Идьин, СБ. Каверин, Р. Л. Кричевский, И. Д. Ладонов, М. Мескон, Е. Г. Молл, А. И. Наумов, Э. А.Уткин и др.)- положения теории развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божич и др.) - ведущие идеи теории личностного и профессионального самоопределения (Л. И.Божич, М. Р. Гинзбург, Н. С Пряжников В. Ф. Сафин и др.) Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и отборе материала необходимых для создание мотивационной среды в образовательном Мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.; принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности или внутренними мотивами субъекта, так же могут называться побудительными мотивами или побуждениями. Положительная мотивация (позитивная) — основана на положительных стимулах, часто ее называют стимулированием, т. е. создание положительных стимулов для достижения определенных целей, таких как повышение производительности, повышение эффективности, повышение объемов продаж, реализация остатков и т. д. Формами положительной мотивации являются: премии, бонусы, надбавки, возможность вовлечения рабочих в процессы управления, награждение, похвала и т. д. Отрицательная мотивация (негативная) — основана на отрицательных стимулах. Формы негативной мотивации разнообразны: -вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.); -материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); -социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм); -лишение свободы; -физическое наказание. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления Стимулирование базируется на определенных принципах: 1. Доступность. 2.Ощутимость. З. Постепенность. 4 Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. 5.Сочетание моральных и материальных стимулов. 6.Субъекта воздействия этих факторов. Мотивация деятельности педагогов - основная функция управления организацией образования. Основной целью создания системы управления мотивацией труда педагогов в организации образования является реализация условий для глубокой заинтересованности педагогов в повышение качества образовательных услуг, и как следствие, интенсивный творческий труд, приводящий к качественному образованию. Чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, нужно реализовать три этапа: 1.провести диагностику мотивационной среды техникума, 2.разработать систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации, 3.регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы. Политика в области управления мотивацией труда педагогов должна базироваться на принципах системности, обратной связи, нормативности, вариативности,инновационности, рефлексивности. Необходим регулярный мониторинг системы мотивации труда Company Logo www.themegallery.com «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».Г.С.Батищев