Элективный курс Проценты в жизни
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи обучения математике предпрофильная подготовка по математике предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмета, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, подготовку к обучению в вузе.
Курс «Проценты в жизни» является элективным курсом (курсом по выбору для учащихся 9 класса). Задачи на проценты традиционно представляют трудность для учащихся. Причин этому несколько. Первая из них - проценты изучаются довольно рано(5класс), возвращаться к ним достаточно часто у учителя нет возможности, а они «мстят» за это нерешёнными задачами ( и чисто элементарными) на экзаменах. Вторая причина состоит в том, что пожалуй, ни одно математическое понятие не искажается до такой степени общественным сознанием и средствами массовой информации. Сообщая о повышение или понижение «чего-то» на несколько процентов воспринимается совершенно неадекватно. Поэтому желательно к этой теме обращаться постоянно, учитывая, что в повседневной жизни приходиться иметь дело с процентами. В процентах измеряют изменение цен; количество людей, принявших участие в выборах; содержание примесей в металлах; влажность воздуха; успеваемость учащихся в школе; количество жарких дней в году; точность вычислений; прирост населения и т.д.. Процент является альтернативной стоимостью владения деньгами. Поэтому считаю включение предметно ориентированного элективного курса «Проценты в жизни» с систему предпрофильной подготовки учащихся по математике целесообразным. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
Основная задача элективного курса – овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Задачи курса:
уточнить понятие процента, систематизировать решение задач на проценты;
рассмотреть понятия простого и сложного процентного роста;
вывести формулы, описывающие процентное отношение чисел, простой процентный и сложный процентный рост;
подготовка учащихся к экзаменам;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
Основным результатом усвоения содержания элективного курса учащимися является приобретение опыта решения задач на проценты.
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
№п/п
Наименование темы
Количество часов
1
Процент. Основные задачи.
1
1.2
Решение задач (практикум).
1
1.3
Диагностика знаний (тест).
1
2.
Простой процентный рост.
1
2.1
Решение задач (практикум).
2
2.2
Диагностика знаний: интеллектуальная игра «Самый умный».
1
3
Сложный процентный рост.
1
3.1
Решение задач(практикум).
2
3.2
Диагностика знаний: исследовательская работа
1
4
Решение задач на концентрацию(растворы, сплавы) (практикум).
3
5
Решение задач на прямую и обратную пропорциональности. (практикум).
2
6
Итоговое занятие: математическая игра: «Математик-бизнесмен»
1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. Процент. Основные задачи на проценты.
Определение процента. Исторические сведения. Основные задачи на проценты.
Форма занятий: семинар, практикум.
Методы проверки знаний: тестирование.
Тема 2. Простой процентный рост.
Определение понятия простого процентного роста. Вывод формулы, описывающая простой процентный рост. Решение задач.
Форма занятий: семинар, практикум.
Методы проверки знаний: интеллектуальная игра «Самый умный».
Тема 3. Сложный процентный рост.
Определение понятия сложного процентного роста. Вывод формулы, описывающая сложный процентный рост.
Форма занятий: семинар, практикум.
Методы проверки знаний: исследовательская работа: «Оценка стоимости фирмы».
Тема 4. Решение задач на концентрацию (растворы, сплавы и др.).
Определение понятия концентрации. Основные этапы решения задач. Схемы при решении задач на смеси.
Формы занятий: практикум.
Методы проверки знаний: самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.
Тема 5. Решение задач на прямую и обратную пропорциональности.
Рассматривается графическое решение задач с помощью равновеликих прямоугольников.
Форма занятий: практикум (работа в группах).
Методы проверки знаний: самостоятельное изучение некоторых вопросов темы с последующей презентацией.
Итоговое занятие: математическая игра: «Математик-бизнесмен».
15