Конспект урока по теме «Христианская семья» модуля основы православной культуры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Нижнедевицкий район
МКОУ « Хвощеватовская СОШ»
Конспект урока по теме
«Христианская семья»
модуля основы православной культуры комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Разработала
Учитель: Вислогузова Л. Н.
Поселок совхоза « Кучугуровский»
2014г.
Тема урока: «Христианская семья»
Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Задачи :Обучающая: познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.
Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность).
Воспитывающая: вспитать любовь и нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, венец.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебное пособие « Основы православной культуры» 4-5 класс, рабочие тетради, раздаточный материал, мягкая игрушка. Музыкальное сопровождение – песни “Ромашка” (исполнители: “Гимн любви” (исполнитель: группа “Инь-Ян”( 1куп., припев)
Пётр и Феврония” (исполнитель: В. Косарев, хор “Пересвет”)3) Видеоклип о царской семье Ж.Бичевской 4) Презентация
План урока:
Этап урока Приёмы и методы Время
1 Организационный момент Приветствие друг друга и гостей урока 1 мин.
2 Проверка домашнего задания Творческое задание ( по выбору)
1)Защита презентации « Отношение христианина к природе»
2)Зачитывание высказываний« Отношение христианина к природе»
3)Показ иллюстраций « Экологические проблемы» 7 мин.
3 Подготовка к изучению нового материала Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье»(1куп.и припев)
На фоне музыки чтение стихотворения учителем
2 мин
4 Формирование темы урока Наводящие вопросы учителя 1 мин.
5 Работа над новой темой 1)Понятие семьи из словарей и народная мудрость
2)Работа с учебником (Найти определение слова « семья»)
3)Подбор близких по значению слов к словосочетанию « Христианская семья»
4) Объяснение значений слов (венчание, венец, обручальные кольца)
5) Работа с учебником (Найти определение слов «венчание, венец, обручальное кольцо»
6) Связь темы урока с примером настоящей православной семьи царя Николая II (рассказ учителя, просмотр видеоклипа)
10 мин
6 Физкультминутка 3 мин.
7 Закрепление нового материала
1)Связь темы урока со святыми Пётра и Февронии( сообщения детей)
2) Праздник «День семьи, любви и верности»
3)Традиции семьи
4) Связь с заповедями «Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»
5)Знакомство с правилами жизни( зачитывание детьми)
6) Игра «Собери пословицу»
7) Тест «Проверка знаний» 17 мин.
8 Рефлексия Я увидел… Я узнал…Я почувствовал… 3 мин.
9 Д/зОформить альбом. Мини сочинение о своей семье. 1 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. ( Слайд 1)
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом
( Слайд 2)
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
2. Проверка домашнего задания
- Проверим домашнее задание.
( Слайд 3)
Задание было дано по группам:
1-ой группе было дано подготовить презентацию « Отношение христианина к природе»
2-ой группе найти в разных источниках высказывание « Отношение христианина к природе»
3-ей группе « Экологические проблемы в природе»
Вывод учителем:
Сегодня люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить её. Для христианина вся природа — это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, злобе и разрушению.
3. Подготовка к изучению нового материала (Слайд 4)
На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!
Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье»
(На фоне музыки учитель читает стихотворение)
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
4. Формирование темы урока:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь ? Сформулируйте тему урока.
(ответы детей)
- « Христианская семья» ( Слайд 5)
- Кто сможет назвать цель нашего урока ( Слайд 6)
(ответы детей)
- Сегодня на уроке мы ответим на многие вопросы . Почему так называется , христианская семья ? Чем отличается от понятия просто «семья»? Какие отношения должны быть в семье? Поговорим о образе жизни в христианской семьи?
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).
5. Работа над новой темой
1) Работа со словарем
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
(Сообщения учащихся сведений из различных словарей) ( Слайд 7)
Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
2) Работа с учебником
-Давайте посмотрим , какое определение этому слову дает наш учебник .
( ответы детей)
- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.) Почему?
- От чего спасает семья?
- Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта. Это наш дом, наша защита, наша опора, основана на радости и создана ради неё. А христианская семья, это не просто семья, она ведёт свое начало от Бога.
3). Подбор близких по значению слов к словосочетанию
« Христианская семья»
- Давайте попробуем подобрать близкие по значению слова к словосочетанию христианская семья.(Верующая, любящая, заботливая и т.д.)
( Слайд 8)
- Давайте попробуем подобрать близкие по значению слова к словосочетанию христианская семья.(Верующая, любящая, заботливая и т.д.)
- В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я» , т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
Число «7» само по себе особенное – оно не простое. Оно говорит нам, что семья – единое целое. Где один за всех и все за одного. ( Слайд 9)
Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
4) Осмысление. ( Слайд 10-15)
Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы .5) Работа с книгой
- Найдите в книге определение слова « венец»
( Чтение детей определения в учебнике ) Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви.)- С каким венцом сравнивают венцы, который возлагают на жениха и невесту?
(Ответы детей: Мученический венец за верность Богу и Церкви. Мученический венец напоминает о терновом венце Христа.)- По настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и все претерпеть ради сохранения семьи.
- Также во время венчания молодые обмениваются кольцами.
- Найдите определение этого слова в книге.
(Ответы детей: Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.)-Христианская православная семья должна строиться на любви между мужем и женой, любви к детям и любви детей к родителям, послушании, как в Церкви. Вся семейная жизнь – проверка верности Христу. Христианину приходится мерить свою жизнь, поступки, слова, чувства по Христу, а насколько человек близок к Богу, любит Его, это видно из его отношения к людям, прежде всего к членам семьи.
(Слайд17)
Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.
6). Знакомство с семьёй царя Николая II.(Слайд18)
В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго.(слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына .Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи. Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны Каждый день начинался с молитвы . Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями. Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
(Просмотр видеоклипа о царской семье Ж.Бичевской.)
- Только после долгих лет ,эта семья была причислины к лику святых.
6.Физкультминутка. (Слайд19)
-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.
( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце , звучит песня «Пётр и Феврония” (исполнитель: В. Косарев, хор “Пересвет”) )7.Закрепление нового материала
1) Святые Пётр и Феврония- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония. (Слайд 6)
-Что вы знаете о этих святых?
(Ответы детей : « В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр
погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.) Это пример настоящей христианской семьи.
2) Сообщение о празднике «День семьи, любви и верности» .(Слайд20)
- 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
3) Семейные традиции.(Слайд 21 )
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней соблюдались семейные традиции и праздники.
-Одна из традиций в семье - дисциплина . Дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести члены христианской семьи. Это послушания.
И еще одна из традиций это -молитва – это беседа с Богом. Молиться учат так же, как учат говорить.
– Какие традиции и праздники есть в вашей семье?
(ответы детей)
(Слайд 22 )4) Связь с заповедями «Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»
-Каждая христианская семья должна жить по Божьим заповедям.
- Какая самая важная заповедь семьи ?(Ответы детей: Чти отца своего и мать свою.) -Человек, который любит своих родителей, никогда не сможет быть плохим человеком
-Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них. Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
(Слайд 23 )
5).Знакомство с правилами жизни
– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию.
(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
3.Уважая других людей, уважай себя.
4.Терпимо относись к чужим точкам зрения.
5.Умей прощать и не будь обидчив.
6.Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
7. Проявляй чуткость.
Учитель: Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
6) Игра « Собери пословицу»
- Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним , а поможет нам в этом Игра « Собери пословицу»
Когда семья вместе, / и душа на месте.
Дом красив не углами, / а пирогами
Каков батюшка,/ таковы у него и детки.
- Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
7) Тест
1.Церковное таинство бракосочетания:
Венчание
Крещение
Миропомазание
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
Вечность
Богатство
Долгую жизнь
Единство любви и испытаний.
3.Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
4. « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
слова из Нового Завета
слова из толкового словаря
слова из Ветхого Завета
5. Чти отца своего и мать свою.
1)Первая заповедь
2)Третья заповедь
3) Пятая заповедь
8. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается, давайте подвёдем итог урока.
Я сегодня узнал новое … О чем я расскажу дома … Мне особенно понравилось (запомнилось…)
В песне о Петре и Февронии прозвучали слова о цветке, о каком цветке ?Почему для этой песни выбран именно этот скромный цветок – ромашка? (Ромашка – символ верности и чистоты.)
На столах у каждого лепестки ромашки, выберите ту ромашку, на которой , как вы считаете написано самое главное отличие христианской семьи.
( На доске составляется ромашка)
- Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Если урок понравился, покажите смайлик красного цвета, если есть какие то вопросы и вам не понравился урок покажите смайлик зеленого цвета.
Мне хочется закончить урок словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
9 . Домашнее задание: Написать мини -сочинение о своей семье: рассказать о традициях в семьях, о совместных семейных праздниках. Составить генеалогическое древо семьи.