МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


«Компетентное управление –компетентный выпускник»
Чухно Людмила Александровна,
заместитель директора по УВР
Тарануха Вита Николаевна,
учитель математики
Остапчук СветланаВасильевна,
учитель начальных классов
Модель компетентного выпускника современной образовательной организации
Аннотация
Статья посвящена проблемеразвития образовательной организации ориентированой на личностную модель выпускника
Ключевые слова:  гимназия, инновационные технологии, воспитание, модель, выпускник, обучение, формы, социум, исследованиеГлавной целью деятельности гимназии общественно – гуманитарного профиля г. Тореза является использование всех возможных ресурсов учебного учреждения, социума, семья, общественных организаций для воспитания социально ответственной личности, которая может проявить свой уникальный творческий потенциал и реализовать его в полной мере. Администрацией гимназии, педагогическим коллективом в полной мере реализуются все задачи, стоящие перед современными учебными учреждениями, овладение учащимисяследующими компетентностями:

Всё это можно осуществить, если педагогический коллектив гимназии, используя инновационные технологии, создавая комфортную образовательную среду, приоритетными считает следующие направления деятельности:
оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию урочной и внеклассной деятельности гимназистов;
внедрение личностно-ориентированного подхода, признание в каждом ребенке яркой самобытной личности;
формирование системного мышления, которое развивает интеллектуальные способности, являющиеся важными качествами настоящей профессиональной культуры;
оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию урочной и внеклассной деятельности гимназистов;
оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию урочной и внеклассной деятельности гимназистов;
создание условий для самовыражения каждого гимназиста, формирование у него потребности к беспрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
обновление процесса обучения и воспитания путем создания новых авторских программ и внедрение в процесс обучения, создание новых концепций преподавания предметов;
обеспечение творческого взаимодействия гимназии, семьи, общественных организаций;
создание системы социально – психологических и педагогических влияний на личность гимназистов с целью практического воспитания, формирование потребностей у детей в здоровом образе жизни;
снижение нагрузки для учащихся путем продуманной научно-организованной системы расписания уроков и внеклассной деятельности;
выбор оптимальных форм, методов деятельности, технологий, которые формируют мотивационную сферу, развивают творческое мышление.
Для достижения цели инновационной деятельности, необходимо каждому педагогу четко представлять какими знаниями, качествами характера должен обладать ребенок на каждом этапе его становления. Концепция развития нашей гимназии ориентирована на личностную модель выпускника. В гимназии для каждого возраста разработана модель выпускника 5-11 классов по следующим критериям:
организация учебной деятельности;
работа с различными источниками информации;
культура устной и письменной речи;
сформированность нравственных качеств;
уровень сформированности коммуникативных и социальных качеств;
физическое здоровье.
На наш взгляд, интересна модель выпускника 11-го класса гимназии
Организация учебной деятельности
-Умение самокритично оценивать результаты своей учебной деятельности, создавать свой план самообразовательной деятельности, умение строить свою траекторию личностного развития.
- Умение организовать свою научную деятельность (участие в МАН, научно-практических конференциях, различного рода исследований, участие в конкурсах различного уровня).
2. Работа с различными источниками информации
- Умение работать с книгой, периодическими изданиями, пользование Интернет – ресурсами, умение систематизировать полученные знания и пользоваться ими в нужной учебной ситуации. Темп чтения 180-330 слов в минуту.
- Умение работать самостоятельно с различными текстами, умение анализировать прочитанное, проводить аналогии, уметь фиксировать основное через создание опорных схем, алгоритмов, творчески пользоваться полученными знаниями. Владеть библиотечно-орфографическими умениями и навыками с различной литературой, каталогами, включая электронные, участвовать в литературных вечерах, готовить презентации,пользуясь интернет – ресурсами работать в библиотеках Мира.
3. Культура устной и письменной речи
-Уметь аргументировать свои высказывания, точку зрения, владеть типами речи, уметь рецензировать учебный материал, уметь участвовать в различных дискуссиях.
Модель выпускника гимназии предполагает не только владение на высоком уровне учебными компетентностями, но и высокий уровень сформированности нравственных качеств. Выпускник гимназии должен быть настоящим гражданином, защитником своего Отечества, на высоком уровне у него должны быть сформированы нравственные качества: толерантность, уважение уокружающим его людям, он должен уметь трудиться, заниматься спортом, быть пропагандистом здорового образа жизни, сам вести здоровый способ жизни, уметь быть востребованным в социуме. Этому способствует система воспитательной работы в гимназии. Работа строится на реализации личностно–ориентированного подхода в воспитании учащихся,использовании инновационных технологий воспитания, использования положительного опыта педагогов различных стран и времен, создании благоприятной психической комфортной среды, где каждый ребенок может реализовать себя, проявить свой талант, почувствовать себя равным, уметь быть востребованным везде, получать радость от своей деятельности и в учебе и внеклассной работе. Задача педагогов гимназии – пробудить в каждом гимназисте энергию жизни, стремление детей к постоянному самосовершенствованию, к учебе в течение всей жизни, желание сделать мир вокруг себя лучше, чище, красивее!
Литература:
Гузик Н. Открытая педагогическая школа: «Духовная компетентность», [Текст]/ Н. Гузик. К., 2006.
Братченко С. «Учебно–воспитательный процесс», [Текст]/ С. Братченко. К., 2006.
Лобок А. «Вероятностное образование в вопросах и ответах», [Текст]/ А. Лобок. К., 2009.
Монтенсори М. «Дети - другие», [Текст]/ М. Монтенсори. К., 2006.
Мурашко Н. «Аспекты управленческой деятельности», [Текст]/ Н. Мурашко. К., 2003
Павлютенков Е.М. «Искусство управления школой», [Текст]/ Е.М. Павлютенков. К., 2011.
Поташник М. «Эксперимент в школе», [Текст]/ М. Поташник. К., 2009.
Пидласый И. «Выпускник. Гарантия успеха независимого тестирования», [Текст]/ И. Пидласый. К., 2010.
Хлебникова Т.М. Харьков, 2013, «Управление учебной деятельностью», [Текст]/ Т.М. Хлебникова. Х., 2013.