Методическая разработка для родителей детей раннего возраста с нарушением зрения



Цель: Развивать зрительное восприятие детей: цветовосприятие, восприятие формы, величины предмета, учить ориентироваться на плоскости и в окружающем пространстве ,развивать скорость переработки информации, целостное восприятие, глазомер, алгоритм обследования, интерес к предметам окружения, активную речь и моторику.
Учить родителей приемам работы развития у малышей восприятия, речи , моторики, сенсорной культуры.
Показать родителям уникальные возможности обучения ребенка 2-3 лет.
Зрительная нагрузка № 1
Октябрь
1неделя
Задание :1.Учим малыша искать предметы окружения. Задаем вопрос « Где?» и просим найти глазками , пальчиком – банку, зайку, часы, игрушки
2.Рисуем пальчиком на модельной ладошке ягодки( пальчиком и гуашью)
Реакцию малыша коротко записываем в тетрадке.
3.Учите и играйте с малышом:
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик- мама
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья
2 неделя
1.Учим детей понимать:« это шар» и находить предметы, похожие предметы на шар. Нашли и обследуйте: погладить,потрогать, покатать, пропустить в ворота.
34626557264402.Приклеиваем «яблоки» на тарелочку.
Коротко записать реакцию малыша.
3 неделя
1.Учим замечать цвет и повторять названия.
2.Наклеиваем все желтое - солнышко, лимончик, банан , уточку ,грибок
3. Знакомимся с желтой гуашью и рисуем пальчиком целую кучу листиков.
Запишите реакцию малыша
4 неделя
Задание
1..Учим замечать красный цвет и находить предметы дома.
2.Выполняем аппликацию « Красные помидорки в банке», вместе, всей семьей.
3.Ищем дома предметы красного цвета и « Пятнаем» их( дотрагиваемся ладошкой)
Ноябрь
1 неделя
Задание
1.Учим различать большое и маленькое (игрушки и предметы, затем картинки)
2.Приклеиваем большой и маленький грибок
3.Найти на картинке маленькие и большие шарики и сдуть их - зачеркнуть

Записать реакцию малыша
2 неделя
1.Учим различать мягкое и твердое. Находим дома предметы и обследуем.
Мягкое – теплое и сжимается, твердое – не сжимается, стучит громко.
2.Наклеиваем мягкие кружочки из ткани.
3.Рисуем фломастером маленькие и большие клубочки( вместе с рукой малыша)Цель: формируем кругообразные движения.

3 неделя
1.Учимся различать «много», «один». «ни одного» на игрушках, предметах, фигурках.
2.наклеиваем « Много кукол и одна машина»

3.Упражняем детей в группировке предметов по цвету: все красное, все белое. Покажи мне такой же.
4 неделя
1.Выделяем кубики и кирпичики , сортируем их по цвету и величине
2.Игра « Покажи такой же» Показываете ребенку кубик красный, ребенок показывает такой же и т.д.
3.развиваем конструктивные умения и навыки. Строим дом из кубиков и забор из кирпичиков
Запишите уровень умений малыша
Декабрь
1 неделя:
Задание
1.Рассказать малышу, что пришла зима, Зимушка. Учите видеть красоту и необычность этого времени года.
2.Выучить и поиграть: Жок-Жок_Жок –выпал беленький снежок.
3.Рисуем пальчиком « Много снега»
4.Наклеить снежинку и познакомить с новым словом.

2 неделя
1.Учим ребенка выделять белый цвет и находить в окружающем. Знакомим : белым бывает молочко ,красивый снежок, зайка.
2.Развиваем целостное восприятие и конструктивные способности вашего малыша Собираем зайку из частей и наклеиваем на листочке. Мордочку дорисовываем вместе. Обращаем внимание, что зайка белый, пушистый, красивый, добрый. Активизируем действия и речь.
3.Учим образовывать новые слова: дом -домик, ложка – ложечка, кот-котик.
Записываем успехи малыша
3 неделя
1Учим понимать пушистое и находить в окружении.
2. Кусочками ватки или губки рисуем «Пушистый медвежонок» по трафаретной основе, при этом приговаривая « Вот какой пушистый, вот какой красивый»

3.Вырезаем и приклеиваем вместе с малышом пушистые кусочки
Коротко записываем реакцию малыша
4 неделя
1 Выделяем зеленый цвет, учим группировать все зеленое: елочки, огурчики, машина, футболка.
2. Украшаем большую и маленькую елочку шарами (по образцу)

3.Учим все предметы называть ласково
Записываем коротко успехи малыша
Январь
1 неделя.
Задание
1.Учим ориентироваться на картинке. Понимать вопрос «Где?» и показывать предмет и направления
Где елочка? Где желтые огоньки? А красные?.Где мальчик?.Где собачка?

2. Упражнение с краской на пальчике « Давай зажжем огоньки на елочке разного цвета»
3.Закрепляем название цвета « Это какого цвета огонек?.Покажи мне такого же?
Записываем настроение малыша.
2 неделя
1.Покажите малышу ,что дома есть посуда . Расскажите для чего она. Какая она красивая! Но может разбиться Ребенок должен знать, что из кружки пьют, а из тарелки едят суп или кашку.
2.Рисуем на кружке горошки ватными палочками.

3.Наклеиваем с малышом кружку большую и маленькую красивые кружки

3 неделя
1.Выделяем дома и в гостях предметы мебели. Задавайте вопросы малышу: Где стул? Где шкаф? Это что?
2.Покажите предметы мебели .Пусть малыш найдет все предметы, которые нарисованы, в окружающем пространстве

3. Наклеиваем 3 стула для папы , мамы и Мишутки( «Три медведя»)

Запишите эмоции малыша
4 неделя
Знакомим с понятием игрушка. Игрушки разные резиновые, деревянные, пластмассовые. Они для того, что бы мальчики и девочки играли. Но игрушки нельзя обижать. Научите малыша правилу: поиграл - положи на место.

2.Наклейте игрушки на полочку
3.Соберите пирамидку и назовите вместе с малышом цвета колечек
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
1.Выделяем дома мягкие и твердые предметы. Твердость и мягкость можно потрогать, понюхать, передвинуть. Учите активно действовать со всеми предметами.
2 .Упражнение « Разложи предметы» мягкие в круг, а твердые в квадрат



4.Поиграть в игру « Чудесный мешочек» руками и стопами ножек. Ребенок определяет, что за предмет он нащупал или натопал.
5. записать реакцию малыша
2 неделя.
Знакомство с понятием жидкость и вода. Мокрое , холодное, переливается, выливается, булькает. Поиграйте с водичкой, научите выполнять опыты – бросайте в воду различные предметы и учите делать элементарные умозаключения: тонет, не тонет.
Раскрашиваем готовый трафарет Золотой рыбки, закрепляем цвет

3.Наклеиваем кораблик для папы и пускаем его в плавание( рисуем кисточкой волны

Запишите реакцию малышки
3 неделя
1.Знакомство с запахами вкусно пахнет апельсин, кисло лимончик, сладко мед ,мама варит супчик, полезно пахнет чесночек и лучок, душисто пахнет мыло и шампунь. Учите с первых дней , что нюхать все предметы нужно осторожно Есть запахи опасные и неприятные. запахи нельзя увидеть и потрогать.
2. Играем в игру « Нюхачи».5 салфеток со знакомым запахом - малыш должен определить какой из предметов на столе пахнет.

4 Неделя
Выделяем в окружающем пространстве предметы твердые и мягкие, жидкие и запахи. Учим анализировать и обследовать все предметы, руками, носиком, ушками
Игра « Что слышат ушки?» ребенок поворачивается спинкой , а вы производите действия с мячом, с погремушкой, с водичкой, с молоточком. Малыш должен услышать, что вы делаете
Игра « Волшебный язычок». Ребенок закрывает ротик, а вы вкладываете в ротик поочередно морковку, яблоко, огурчик, кусочек печенья. Ребенок пробует и называете, что он кушает
Учите и играйте с малышом в игру « Что для чего?»

Март
неделя
1.Обращаем внимание на изменение в природе, теплеет, снежок тает, воробышки веселее чирикают, солнышко теплое .2.Наклеиваем воробышка и солнышко

3.Одеваем куклу Машу на весеннюю прогулку.
На трафарет наклеиваем шапку, куртку, штанишки, сапожки и шарфик с варежками .Ребенок должен одеть Машу по правильному алгоритму- « Как себя»

Неделя
1.Познакомить малыша с тем, что мамочка есть у всех: и у другого малыша и у котенка и у муравьишки, и у медвежонка, и у змейки. мамы дают жизнь своим малышам. Мама добрая и хорошая. Маму нужно беречь и любить. Бабушка –это старшая мама, а девочки ,когда вырастут ,то же станут мамами.
2. Игра « Назови маму ласково», упражнение « Скажи имя ласково»Лена- Леночка, Костя – Костенька.
3.Наклеить цветок в вазу и раскрасить его волшебными красками для мамочки

Для бабушки на фартучке вместе с мамой нарисовать сердечки
3 неделя
Познаем свое « Я»
Рассматриваем свое личико в зеркале и называем « Что на личике увидел?»
Учите малыша замечать какого цвета волосы, длинные реснички, черные, как смородинка глазки, пухленькие щечки, маленький ротик, нос , как пуговка. Малыш должен знать , что все люди разные, а он вот такой замечательный
3. Рассмотрите нарисованного малыша и попросите ребенка показать, где что у него находится – это ориентировка на другом малыше. Очень важно, что бы малыш понял, что он похож на всех людей, но у него есть свои особенности.
4.Выучите и поиграйте с ребенком в игру с движением
Головушка- соловушка
Лобик – бобик
Глазки-краски
Реснички-сестрички
Носик- курносикРотик –поворотикУшки-непослушкиЩечки-камочкиШейк-индейка
Грудочка-уточкаПузик-арбузикСпинка - тростинка
Ручки- хватучкиНожки - сапожки
4неделя
Выделяем в пространстве понятие «Рядом».Рядом, значить близко. Учите устанавливать взаимосоответствие : предмет-предмет. Рядом с мячом кукла, рядом с мамой малыш. Рядом с ключом очки
2. Наклеить рядом с тарелкой ложка. Игрушка далеко от стула

3.Нарисовать друг за другом много коротких и длинных ленточек

Апрель
1 неделя
.Развиваем память, мышление малыша
1Дорисуйте вместе с малышом морковки для заек


2.Поиграйте в игру « Мамы и малыши».Где чья мама, малыш должен пальчиком соединить маму с малышом и повторить за вами как кого зовут. лошадка – жеребенок, свинка –поросенок, кошка –котенок, собачка –щенок, теленок-коровка

3..Игра « Прятки».предлагаем малышу игрушки, рассматриваем их, называем.
Предлагаем закрыть глазки, в это время убирается игрушка . Кто убежал с дорожки?

Мишка
неделя
Учим ориентироваться в пространстве и на плоскости
1.Дайте малышу флажок и вместе с ним поиграйте в игру» Волшебный флажок». В какую сторону флажок покажет, малыш должен назвать предмет, который он увидел: впереди, наверху, внизу, слева, справа.
2.Игра « Закрой предмет, который я назову, пуговкой»(матрица)



3.Наклей солнышко наверху, домик внизу, а зайку рядом с домиком.


неделя
1.Проверим,как малыш научился группировать предметы по цвету и форме.
Раскладываем предметы разного цвета по 4 тазикам.
если справился- похвалите его.
2.Дайте пирамидку- если сам собирает правильно - он молодечик!
3.Сложите домик из квадрата и треугольника – пусть малыш повторит за вами!.Отлично!
4. Напишите : чему малыш научился за целый год. Он ведь Умница?
4 неделя.
Это последнее задание. Малыш переходит на другую ступеньку ,которая называется –дошкольное детство. Мы с Вами многому научили его. Здорово!.Поднимите планку развития чуть повыше и в добрый путь – развиваем дошкольника!
Дайте в руки малышу фломастеры, включите детскую песенку – пусть
малыш нарисует свое настроение и подарит его Вам.
Летом наблюдайте за природой, бегайте ,отдыхайте, развивайте пальчики, учите малыша удивляться и радоваться.
Министерство образования и науки РБ
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

I младшая группа
МДОУ № 143 « Золотая рыбка»
Г.Улан – Удэ
Тифлопедагог: Бурштейн Л.В.