Публикация. Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Юдина Валентина Михайловна
воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад №46»
Г. Саров
Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
« Люди, научившиеся… наблюдениям и
опытам, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на
них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с
теми, кто такой школы не прошёл»
К. Е . Тимирязев
Жизнь во всех его проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, подхода к решению больших и малых задач. Сегодня обществу нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Дошкольный возраст – это время, когда закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Для успешного освоения общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребёнка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Задача взрослых – помочь ребёнку развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский утверждал: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит дальнейший путь к знаниям».
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха.
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребёнок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.
Однако у наших детей, детей с общим недоразвитием речи, есть выраженные трудности при обучении. Для всех детей с ОНР характерна общая неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерна неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивают круг их общения, способствуют возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности. Помимо речевых нарушений у детей наблюдается низкий уровень
познавательной активности. Следовательно, нужен особый подход к воспитательно-образовательному процессу, который построен на основе естественного стремления ребёнка к получению знаний, умений и навыков. Таким образом, возникла необходимость в развитии поисковой деятельности. Так как в процессе поиска, исследования, обогащается память ребёнка, мыслительные процессы активизируются, перед дошкольником возникает постоянная необходимость в совершении операции синтеза, анализа, сравнения, классификации и обобщения. Помимо этого ребёнку необходимо давать отчёт об увиденном, самостоятельно делать выводы, формулируя словами обнаруженные закономерности, что стимулирует развитие речи. В результате чего дошкольник знакомится с новой информацией, а также идёт накопление фонда новых знаний, умений и навыков.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, у нас возникла идея: усилить роль поисковой деятельности, форм её организации в развитии познавательных процессов и коррекции речевых нарушений. Для реализации идеи были поставлены цели и задачи:
ЦЕЛЬ: развитие каждого ребёнка как самоценной личности, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми.
ЗАДАЧИ: продолжать развивать познавательные способности ( логическое и образное мышление), произвольности ( умение ставить цель и добиваться её) самостоятельности и свободного поведения ( выбор деятельности, задачи и способы её решения);
Обогащать словарь (освоение значений слов и их уместное употребление в контексте высказывания); упражнять в произвольном употреблении лексико- грамматических категорий, развивать связную речь;
Активно внедрять современные технологии поисково-исследовательской деятельности детей;
Преобразование предметно – развивающей среды, создающей: свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных задач;
Разработка конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход;
Подбор диагностических методик для определения эффективности работы по развитию поисковой деятельности;
Оптимизировать организованную модель педпроцесса, направленную на реализацию комплекса образовательных и коррекционных задач; на удовлетворение интересов и потребностей детей ( организация цикла развивающих игр «Почемучка», мастерской « Умелые руки»;
Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Работу по развитию познавательно- поисковой деятельности можно условно разделить на 3 этапа:
1 этап: Расширение кругозора и образного мышления.
Формированию наглядно-образного мышления помогали игры и упражнения, различные задания, которые позволяли научить детей определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, закреплять навыки классификации предметов и явлений по форме, цвету, величине, функции в практической жизни, учили определять последовательность событий, судить о противоположных явлениях, развивали умение видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве. Использование с/дид игр, разработанных А.А.Смоленцевой, формировали у детей проблемно-практическое понимание мира, рождали массу вопросов и догадок. Для развития кругозора много читали. Интересно проводили занятия работники библиотеки, где дети узнавали об удивительных открытиях, о жизни древних людей, о создании книги и т.д. побуждала у детей любознательность и расширяла кругозор детей работа на станции юных натуралистов.
Наблюдения и экскурсии – это, пожалуй, самый популярный и доступный метод поисковой деятельности. В ходе наблюдения восприятие и внимание ребёнка носят аналитический характер. Дети не просто фиксируют объект, они анализируют его, сравнивают его, оценивают, находят общее с другим.
При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребёнка к самостоятельной деятельности. Для достижения результатов применяли следующие формы работы: опыты в уголке экспериментирования, путешествия по «реке времени», путешествия по карте, коллекционирование (классификация), наблюдения. И обязательно работа по плану. Мы разработали свой план перспективного планирования с учётом поисково-исследовательской деятельности и в соответствии с темами логопедических занятий. При написании плана обратились к рекомендациям Н.Коротковой в кн. «Образовательный процесс в группах старшего возраста».
Формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствовали продуктивные виды деятельности . Здесь мы подводили детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбора способов, средств осуществления, проверка результатов. На конструировании из бумаги активно внедряли методику О.А.Сафоновой, Л.А. Парамоновой, которые разработали систему формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 4 до7 лет. У ребёнка в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными инструкциями и перевод их в практическую деятельность, последовательность действий, приёмы.
Работа над проектами и особенно защита проектов, расширяет кругозор детей, положительно влияет на организацию межгруппового общения. В ходе работы над проектами использовали интегрированный подход, т.е. дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В работе над проектами активное участие приняли родители. Они вместе с детьми изготовляли книжки – малышки, оформляли альбомы, красочные газеты по теме исследования, организовывали фотосессии о своей семье, принимали самое активное в защите проектов ( развивающая игра-викторина «Поле чудес»).
2 этап. Развитие исследовательских умений и навыков у детей (тренинг) и мониторинг.
Для проведения поисково-исследовательской практики требуются специальные знания, умения и навыки. И детей надо целенаправленно этому обучать , давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательской практике умения и навыки, т.е. тренировать. Детей необходимо учить:
Видеть проблемы;
Ставить вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперимент;
Делать умозаключения;
Структурировать материал.
Готовить мини-доклады;
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи эти трудные для наших детей. Для работы , исходя из особенностей своей группы, подбирали набор упражнений из разных блоков: это блок «Учимся задавать вопросы», «Учимся выдвигать гипотезы» и др. ( см. лекции А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»).
Немного хочу сказать о блоке «Познание в действии или как провести эксперимент».
Для решения познавательных задач мы использовали экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению с окружающим, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предлагали проблемные задачи, направленные на формирование потребности решать их опытным путём. Проводили не только реальные, но и мысленные эксперименты. В ходе мысленного эксперимента ребёнок мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Примеры мысленных экспериментов: - Что можно сделать из песка? (глины, бетона, дерева)
- Каким должен быть город, чтобы люди не гибли на дорогах?
- Что нужно сделать, чтобы в группе не было драк?
Но самыми интересными были эксперименты с реальными предметами и их свойствами: эксперименты с кляксами, с набрызгом красок, с акварелью. Не менее интересны эксперименты на определение « плавучести» предметов, как исчезает вода, эксперименты с лучом света, с магнитом и металлами, а также эксперименты с живыми растениями, которые в течение года проводили в экологической зоне.
Как показала работы, обслуживая познавательный процесс, в ходе экспериментирования речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы. Дети учатся формулировать чёткие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта познания, у детей развивается словарь. Дети учились подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо ( снег – снежинка – снежный – снеговик), учились рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами.
3 этап . Детская исследовательская практика.
С этой целью были изучены и систематизированы материалы по исследовательской деятельности, предлагаемые А.И.Савенковым: «Методика исследовательского обучения». Данная методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, используя доступные методы исследования:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в книге;
- спросить у взрослого;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- посмотреть по телевидению;
- посмотреть в интернете.
В организации и проведении поисково-исследовательской деятельности можно выделить 4 этапа:
Постановка и формулирование проблемы.
Выдвижение предположений.
Сбор информации.
Подведение итогов. Выводы.
Методика А.И.Савенкова позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск – от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Опираясь на данную методику мы в работе с нашими детьми поисковую деятельность начинаем с:
Постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи, возможна ( и необходимо этому учить детей) постановка познавательной задачи детьми.
Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций.
После принятия познавательной задачи под нашим руководством определяли её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигали предположения. Выслушиваются все предположения.
Способами проверки предположений могли быть: кратковременные распознающие наблюдения и длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, эврические беседы. Ход наблюдений, опытов, результаты работы фиксировали в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем, изображали знаками. Символами.
Заключительным этапом поисковой деятельности является формирование выводов. К самостоятельному формированию выводов детей необходимо побуждать, случается, что они делают неправильные выводы, в этом случае можно организовать дополнительное наблюдение.
Конкретные соблюдаемые правила при выборе темы:
Тема должна быть интересной детям, должна их увлекать.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной. В ней должен быть элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
В результате проведённой работы, по итогам мониторинга, у детей с общим недоразвитием речи значительно возрос интерес к окружающему миру, повысилась наблюдательность, любознательность. Помимо этого дошкольники научились:
Фиксировать результаты исследования с помощью моделей;
Задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;
Работать сообща и договариваться между собой.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность стимулирует познавательную активность дошкольника с общим недоразвитием речи, развивает воображение, творчество, формирует представления об объектах окружающего нас мира.
Литература:
1. ФГОС дошкольного образования (от 17 . 10.2013 №1155, зарегистрированном в Минюсте14.11.2013 №30384)
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР.-М.1993
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Практическое пособие.- М.:Айрис-Пресс,2007.
4. Микоева Н.В. Возможность использования эксперимента в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи, логопедия сегодня.2009,№45. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных способностей. Психология науки, М.1997
6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.ЛИНКИ-ПРЕСС. Москва,2001
7. Короткова Н.А., Познавательная исследовательская деятельность до школьников. Дошкольная педагогика, 2003. №3
8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома, Мозаика_Синтез.2007
9. Смоленцева А.А., Суворова О.В.Математика в проблемных ситуациях для маленьких. М.:Просвещение.М,1991
10. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников- Москва, Педагогический университет «,2007 сентября»