Сценарий компетентностной игры Мудрая сова, посвящённой творчеству Г.Х.Андерсена

Сценарий открытия и текст гуманитарной компетентностной олимпиады для учащихся 5-6 -х классов.
Авторы: Анисимова Марина Петровна, Арбузова Светлана Леонидовна, Ковылина Анна Александровна
Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №2» г. Колпашево, Томской обл..
Аннотация. В нашей школе есть опыт проведения компетентностных олимпиад для учащихся начальной школы. В этом году мы разработали гуманитарную компетентностную олимпиаду. В данной работе представлена презентация открытия олимпиады и текст компетентностной задачи для учащихся 5-6 классов. Олимпиада посвящена юбилею датского писателя Х.К.Андерсена. Текст задачи основан на сказке Х.К.Андерсена «В детской». На решение заданий отводится 1 час.
Предмет: русский язык, литература, английский язык.
Возрастная группа (класс): учащиеся 5-6 классов.
Название сценария: «Сказочный мир Г.Х.Андерсена».
Цель олимпиады: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся, мониторинг и формирование ключевых компетенций школьников.
Задачи:
выявить наиболее одаренных учащихся, способствовать их поддержке, созданию условий для более полного раскрытия их способностей;
формировать интерес учащихся к культурному и литературному наследию мира;
обучать овладению и использованию различными видами информации;
продолжить апробацию новых принципов построения диагностических и обучающих задач компетентностной направленности;
мотивировать интеллектуально одаренных школьников к участию в предметных олимпиадах;
определить лучших участников Олимпиады;
Подготовительный этап: учителя и учащиеся 5-6 классов получили задание: выбрать в своём классе команду из 6 человек, придумать название и девиз, прочитать сказки Г.Х.Андерсена.
Ведущие и помощники: открытие олимпиады ведёт учитель и юные актёры школьного театра «Лицедеи», исполняющие роли Кая и Герды.
Время реализации образовательного события: 1 час 30 мин. ( 30 мин- открытие, 1 час-выполнение заданий)
Авторский медиапродукт:
1) презентация открытия выполнена в среде программы подготовки презентаций Power Point
2) текст олимпиады разработан в среде текстового редактора WORD.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, тексты с заданиями олимпиады.

Сценарий открытия олимпиады

Условия конкурса:
В конкурсе принимают участие 6 команд учащихся 5-6 классов. В каждой команде - 6 человек. Олимпиада начинается с церемонии открытия (презентация).
Сказочные герои Кай и Герда рассказывают ребятам о великом датском писателе Г.Х.Андерсене и проводят викторину по его сказкам. После презентации команды расходятся по своим кабинетам, приступают к решению задачи. На выполнение заданий отводится 1 час. По итогам олимпиады команды награждаются дипломами I, II, III степени. Остальные участники получают сертификаты. Члены жюри - учителя русского языка и литературы, английского языка.
Вступление
Слайды 1-4:
Ведущий:
Слайд 1 - 2: Здравствуйте, уважаемые участники, гости, коллеги! Мы приветствуем вас на открытии гуманитарной компетентностной олимпиады «Сказочный мир Андерсена», посвящённой 210- летию со дня рождения великого датского писателя Г.Х.Андерсена.
Сдайд 3: Невозможно представить нашу жизнь без героев сказок Г.Х. Андерсена.
Олле-Лукойе, волшебный зонтик которого дарит нам прекрасные сны; Дюймовочка, хрупкая и нежная, ставшая королевой эльфов; стойкий оловянный солдатик, отдавший жизнь за свою любовь; Герда, победившая чары Снежной Королевы и вернувшая Кая к жизни; штопальная игла, розовый куст, принцесса и свинопас и многие, многие другие . Замечательный датский сказочник подарил нам более 170 сказок.
Слайд 4: И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь...
«Милый, добрый, чудаковатый человек», так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей. Сегодня к нам в гости пришли герои сказки Андерсена «Снежная королева» .. Кай и Герда. Они познакомят вас со сказочником , его замечательными героями и проведут викторину, которая будет разминкой перед главным испытанием.
Слайд 5 Кай: Сначала мы с моей верной подругой Гердой расскажем вам о Г.Х Андерсене. Мы проведём с вами виртуальное путешествие в мир Андерсена.
(Герои по очереди рассказывают ребятам об Андерсене)
Слайд 5 –переход по гиперссылке- слайд 6
Герда: Первая остановка- родина писателя. В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник.
Попадая в этот город словно переносишься в детские сказки с пряничными домиками и черепичными крышами, которые так всем нам запомнились по иллюстрациям к его книгам. А на центральной площади можно посидеть рядом с Андерсеном.
Слайд 5- переход по гиперссылке- слайд 7
Кай: Продолжаем наше путешествие. «Семья»
В этом небольшом доме 2 апреля 1805 году родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца сапожника тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе.
Мать будущего писателя Анна Мари была прачкой. Несмотря на то, что семья едва сводила концы с концами, в доме всегда была идеальная чистота.

Слайд 5- переход по гиперссылке – слайд 8
Герда: Следующая остановка-«Мир увлечений»
С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старого пирата, изящную балерину, танцующего Пьерро, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
В городском музее Оденса бережно хранится не только память о писателе и его сказках, но и «Небесное искусство» Андерсена.
Слайд 5- переход по гиперссылке – слайд 9
Кай: Вопрос: «Кем быть?» встал перед Андерсеном очень рано.
В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года стал студентом университета.
Слайд 5- переход по гиперссылке – слайд 10
Герда: Ну вот мы и подошли к самому главному. Когда же Андерсен написал свою первую сказку?
В 30 лет еще бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королем. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни.
Кай: С тех пор прошло много лет, и мы с большим интересом читаем и перечитываем сказки Андерсена.
Герда: Ребята, сейчас мы с Каем проведём викторину и узнаем, кто из вас лучший знаток сказок датского писателя.
Викторина «Знаете ли вы сказки Андерсена?» (Слайд 5- переход по гиперссылке – слайд 11
Состоит из 3 блоков:
Узнай героя
Волшебные предметы
Сказочная флора и фауна (тестовые вопросы, состоящие из 3 вариантов ответа, один вариант правильный. Если участники ошибаются, появляется слайд «Подумай!». Если отвечают правильно, появляется слайд «Отлично!» с изображением Дюймовочки).
В каждом блоке по три задания. Участники, ответившие правильно на вопрос, получают жетон. Кто набрал больше жетонов, получает приз.
Узнай героя
Вопрос №1:
Это “почтенный, старый” сказочный герой. “Много лет он нёс службу, но теперь его решили уволить”. Он “с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу, где решат, годен ли он ещё к службе или нет”.
Ответ: старый уличный фонарь
Вопрос №2:
Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо, Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
Ответ: маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»
Вопрос №3:
Эта героиня сказки Андерсена отказалась от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласилась принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу?
Ответ: Русалочка
Волшебные предметы.
Вопрос №1:
За этот предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев. За какой предмет, как называется сказка?
Ответ: за трещотку в сказке «Свинопас»
Вопрос №2:
Это смастерил один сказочный герой.
Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”.
Ответ: зеркало Тролля. «Снежная королева»
Вопрос №3:
Эта резиновая обувь в сказке Андерсена должна была, по замыслу Феи, приносить людям счастье,
Но делала их столь несчастными, что они старались как можно быстрее избавиться от неё.
Ответ: галоши счастья
Сказочная флора и фауна.
Вопрос №1:
На чём было написано письмо старой лапландки в сказке «Снежная королева»?
А. На шкуре Б. На рыбе В. На варежке Г. На льдине
Вопрос №2:
Кто из этих живых существ НЕ пытался жениться на Дюймовочке?
А. Жук Б. Крот В. Жабёнок Г. Шмель
Вопрос №3:
Из какого растения Элиза (в сказке Андерсена «Дикие лебеди») сплела рубашки для своих братьев?
А. Из полыни Б. Из крапивы В. Из бобовых стеблей Г. Из виноградной лозы
Герда: «Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем сейчас»,- сказал Г.Х. Андерсен.
Кай: Дорогие ребята! Наше маленькое путешествие в сказочный мир Г.Х.Андерсена на этом не заканчивается. Вас ждут удивительные встречи и открытия. Удачи всем участникам олимпиады!
Команды расходятся по кабинетам, получают задание (приложение №1с. 6-12) и выполняют его в течение 1 часа. После этого сдают свою работу жюри, которое по критериям оценивания (приложение №2 с.13-14) подводит итог и награждает победителей.

Интернет-ресурсы:

Иллюстрации к сказкам Андерсена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Биография Андерсена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портреты Андерсена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фотографии г. Оденсе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Увлечения Андерсена[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивные смайлики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сказки Андерсена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Приложение №1
Текст и задания гуманитарной компетентностной олимпиады «Сказочный мир Андерсена»

Х.К.Андерсен
В детской
Папаша с мамашей и все братья и сестры уехали в театр; дома остались Аня да ее крестный. Мы тоже устроим себе театр! сказал он. Сейчас же начнем представление. Да ведь у нас нет театра! возразила Аня. Нет и актеров! Моя старая кукла не годится, она стала такая гадкая, а новую нельзя взять платьице изомнешь! Актеры найдутся, если только не брезговать тем, что есть под рукой! сказал крестный. Ну, построим сначала театр. Вот сюда одну книжку, сюда другую, сюда третью; все три поставим вкосьТеперь дело за актерами! Посмотрим-ка, не найдется ли чего подходящего в ящике с игрушками Вот трубка от чубука, а вот перчатка без пары; пусть это будет папаша и дочка! Так это всего только два лица! сказала Аня. Вон лежит старый мундирчик брата. Нельзя ли и его взять в актеры? Отчего же нет? Ростом-то он для этого вышел. Он будет у нас женихом. В карманах у него пусто вот уж и интересная завязка: тут пахнет несчастной любовью!.. А вот еще орешный щелкун сапог со шпорою! Топ, топ! То-то лихой мазурист! Он топает и прищелкивает! Он будет у нас немилым женихом. Ну, какую же пьесу ты хочешь? Драму или комедию из семейного быта? Комедию! сказала Аня. Все так любят комедии. А ты знаешь какую-нибудь? Целую сотню! ответил крестный. Слушай же афишу. И крестный взял газету и стал читать как будто по афише: Трубка и умный малый. Комедия в одном действии. Действующие лица: Господин Трубка отец. Госпожа Перчатка дочь. Господин Мундирчик милый. Фон Сапог немилый. Теперь начнем! Занавес поднят у нас его нет, ну, значит, он поднят. Все лица налицо. Я поведу речь за папашу. Он сегодня сердит, видишь, потемнел весь от куренья: «Вздор, вздор, ерунда! Я хозяин в доме! Я отец своей дочери! Извольте слушаться меня! Фон Сапог такая персона, что хоть глядись в него, как в зеркало! Он из сафьяна, да еще со шпорою! Тринь-бринь! Тринь-бринь! Он и женится на моей дочери!» Теперь следи за мундиром, Аня! продолжал крестный. Теперь он начнет. Он носит отложной воротничок, очень скромен, но сознает собственное достоинство и имеет право говорить так: «На мне нет ни одного пятна! Добрые качества тоже надо принимать в расчет. А я ведь из самой добротной материи, да еще с галунами!» «Ну, они только до свадьбы и продержатся! В стирке полиняют! Это говорит опять господин Трубка. Фон Сапог, тот непромокаем, из крепкой и в то же время тонкой кожи, может скрипеть, щелкать шпорою и похож на Италию!» Но они должны говорить стихами! заметила Аня. Говорят, это выходит так красиво! Можно и так! ответил крестный. Захочет публика, актеры заговорят и стихами. Ну, гляди же на барышню Перчатку; гляди, как она ломает пальчики: Лучше век мне быть без пары, Только бы избегнуть кары Жизнь с постылым проводить! Мне того не пережить! Ох, ох, ох, Лопну, лопну, вот вам Бог! «Вздор!» Это уж отвечает папаша Трубка.
А вот теперь говорит господин Мундир: Перчатка-душа, Ты так хороша! Ты мне суждена, Моей быть должна! Тут Фон Сапог шаркает, топает, щелкает шпорою и опрокидывает три кулисы разом Теперь барышня Перчатка поет свою большую арию с руладами: Я так убита, Так сердита, Что вам клянусь, Я разреву-у-усь!.. Теперь самый интересный момент, Аня! Видишь, господин Мундир расстегивается и обращает свою речь прямо к тебе, чтобы ты похлопала ему! Но ты не хлопай! Так бонтоннее! Послушай, как он шуршит: «Чаша терпения моего переполнилась! Берегитесь! Я подведу интригу! Вы Трубка, а я малый с головой! Фьють! и нет вас!» Гляди, Аня! Это самая интересная сцена во всей комедии! Мундир схватывает Трубку и засовывает к себе в карман лежи тут! а затем говорит: «Вы теперь у меня в кармане и не выйдете оттуда, пока не обещаете соединить меня узами брака с вашей дочерью, Перчаткой с левой руки! Я протяну ей свою правую» А старая Трубка отвечает: Что делать мне? Горю, как в огне! Ах, где ж мой чубук? Ведь я как без рук! О, сжальтесь, простите, Меня отпустите! Я дочь вам отдам, Венчаю вас сам! И конец? спросила Аня. Что ты! ответил крестный. Конец только для Фон Сапога. Жених и невеста опускаются на колени; первая поет: Отец, оживаю! Второй: Я вас отпускаю! Господин Трубка благословляет их, а вся мебель поет хором: То-то любящий отец! Он повел их под венец! Тут и пьесе всей конец! Вот теперь похлопаем! прибавил крестный. И вызовем их всех, вместе с мебелью: она ведь из красного дерева! А что, наша комедия так же хороша, как та, что идет в настоящем театре? спросила Аня. Она еще лучше! ответил крестный. Она короче, даром доставлена нам прямо на дом и помогла скоротать время до чаю!
 
Задание 1.
Устойчивые выражения, или фразеологизмы, как известно, украшают речь. Помните: водить за нос, рукой подать, седьмая вода на киселе Вот и Х.К.Андерсен постарался: включил в свою сказку не один фразеологизм.
Найдите в тексте фразеологизмы по их значению и заполните таблицу.


Значение
Фразеологизм

Быть рядом


Умный, знающий


Вступить в брак


Провести свободное время, занявшись чем-либо (с целью сделать для себя течение времени менее заметным)





Задание 2
Известно, что Х.К.Андерсен написал более 170 сказок.
Вот только некоторые из них:
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«Ромашка»
«Дикие лебеди»
«Снежная королева»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«Принцесса на горошине»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«Огниво»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«В детской»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
«Гадкий утенок»
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]н»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Улитка и розы»
«Цветы маленькой Иды».
Знаете ли вы сказки Х.К.Андерсена?
Выберите из списка и запишите над иллюстрацией название сказки.

1._____________________________________________





2.______________________________________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


3. _______________________________________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. ___________________________________________

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. _________________________________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



6___________________________________________




Задание 3.
Господин Трубка утверждает: «Фон Сапог, тот непромокаем, из крепкой и в то же время тонкой кожи, может скрипеть, щелкать шпорою и похож на Италию!»
В чем проявляется это сходство?

Задание 4.
На иллюстрации – герои сказки «В детской». Узнаете?



Барышня Перчатка «ломает пальчики», говорит стихами:

Лучше век мне быть без пары, Только бы избегнуть кары Жизнь с постылым проводить! Мне того не пережить! Ох, ох, ох, Лопну, лопну, вот вам Бог!

А у какого героя нет своего стихотворения?
Придумайте небольшое стихотворение от лица этого героя.

Задание 5.
Перед вами отрывок из сказки Х.К. Андерсена:
«Мундир расстегивается и обращает свою речь прямо к тебе, чтобы ты похлопала ему! Но ты не хлопай! Так бонтоннее!»
Какой словарь потребуется, чтобы определить значение выделенного слова?
Определите лексическое значение этого слова.
Какая это часть речи?
В какой форме употреблено слово бонтоннее?

Задание 6.
Всегда хочется знать, где происходит действие. Переведите слова и подчеркните название комнаты, в которой Аня и крёстный устроили театр.

Dining room
Bedroom
Kitchen
Children’s room
Bathroom
Living room

Задание 7.
Переставьте буквы и отгадайте театральные слова, которые есть в тексте Х.К. Андерсена.

1.hetreat
2.cedmoy
3.otcar
4.amard
5.ohws

Задание 8.
Прочитайте транскрипцию. Напишите к рисункам слова, и вы узнаете действующих лиц комедии.

[gl
·v]
[paip]
[ju:nifo:m]
[bu:t]


A) _________________ B) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]______________________


C) D)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ___________________ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]_______________________


















Приложение №2
Ответы и критерии оценивания
Задание1.
1. Быть рядом - есть под рукой
2. Умный, знающий - малый с головой
3. Вступить в брак - повел под венец (соединить узами брака)
4. Провести свободное время, занявшись чем-либо (с целью сделать для себя течение времени менее заметным) – скоротать время.
Критерии
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего 4 балла

Задание 2.
Ответы.
1 – «В детской»
2 – « Гадкий утенок»
3 – «Огниво»
4 – «Принцесса на горошине»
5 – « Стойкий оловянный солдатик»
6 – «Ромашка»
Критерии
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 6 баллов

Задание 3.
Ответ
Очень часто очертания Италии на географических картах сравнивают с изображением сапога.
Критерии
За правильный ответ – 1 балл

Задание 4.
Ответ
Стихами не говорит Фон Сапог.
Критерии
За правильный ответ – 1 балл
За стихотворение – 5 баллов
Всего – 6 баллов

Задание 5.
Ответы
Любой Толковый словарь (или Словарь иностранных слов)
бонтон [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , устар. светское приличие, светский обык, щегольство по обыку (моде). Из этого слова сделали: бонтонный и бонтонить, употребляется более в шутку. Он галантерейно бонтонит.
Наречие
В форме сравнительной степени.
Критерии
За правильный ответ – 1 балл
За правильный ответ – 1 балл
За правильный ответ – 2 балла
За правильный ответ – 2 балла
Всего - 6 баллов
Задание 6.
Ответы:
Столовая, спальня, кухня, детская комната, ванная комната, гостиная
Критерии
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 7 баллов

Задание 7.
Ответы:

theatre
comedy
actor
drama
show
Критерии
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 5 баллов

Задание 8.
Ответы:
glove
boot
pipe
uniform
Критерии
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 4 балла


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515












 
·